8 апреля 1859 года родился Эдмунд Гуссерль - немецкий философ, основатель феноменологии

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


На формирование его взглядов повлияли идеи Р.Декарта, Дж.Локка, Г.Лейбница, Д.Юма, И.Канта и неокантианцев, В. Дильтея.

Основные работы: «Логические исследования», «Философия как строгая наука», «Кризис европейских наук и трансцендентальная философия», «Картезианские размышления».

В центре учения Гуссерля— проблема сознания, его отношения к внешнему миру, к другому сознанию. Главное для Гуссерля — отделить человеческую сознательную деятельность как от индивидуальных переживаний, ассоциаций, так и от объективных связей вещей в мире.

Человеческую познавательную деятельность и прежде всего познание самого сознания — философию — надо очистить от психологизма, натурализма и историцизма. Истина должна быть независима от исторических условий, расовой принадлежности субъекта познания, индивидуальных переживаний. Нельзя также отождествлять истину с результатами, полученными в той или иной отрасли научного знания. Всегда возможно появление новых точек зрения, новых научных концепций, которые приведут к изменению наших взглядов на мир.

Натурализм не дает нам вырваться из «порочного круга» познания: индивид с его сознанием рассматривается как отражение природы, сами же природные закономерности определяются ссылками на результаты естественнонаучных исследований. Натурализм проявляется не только в понимании мира, но и в понимании сознания.

Сознание рассматривается психофизиологией в качестве природного объекта, включенного в систему причинно-следственных связей. Особенности человеческого сознания не могут быть выявлены, пока мы будем растворять сознание в неопределенно-многообразном поле его предпосылок — человеческих установок, привязанностей, предрассудков, ожиданий — и «следствий» его применения — научных теорий, культурных объектов.

Гуссерль считает, что неспособность классической философии выделить особенности работы человеческого сознания сочетается с наивной убежденностью в его абсолютной самодостаточности, отделенности от мира, замкнутости. Границы между «внутренним» сознания и «внешним» мира преодолеть невозможно, их можно только проигнорировать: или мир оказывается проекцией наших ощущений, или наше сознание — пассивным отпечатком мира.

Первое, что надо осуществить при исследовании сознания - отказаться от так называемой «естественной установки», характерной для обыденного познания и частных наук. Естественная установка принимает всё содержание наших чувств, переживаний, знаний за объективно существующее.

Гуссерль хочет изменить сам подход к исследованию сознания. Сознание — это всегда сознание о чем-то, оно имеет субъект-объектную структуру. Нельзя относить субъект к «внутреннему», а объект — к «внешнему». Направленность сознания на что-то Гуссерль назвал интенциональностью сознания. То, на что направлено сознание, называется феноменом. В отличие от Канта, Г. вообще не ставил вопрос о соотношении феноменов и «вещей в себе».

Феномен предполагает определенный акт сознания (переживание, вспоминание, оценку) — «ноэзис» или «ноэзу» в его терминологии — и сам предмет, на который направлен акт сознания, — «ноэму». Выделение «чистых» феноменов и их описание и есть феноменология — учение о феноменах сознания.

Изучение феноменов сознания требует осуществления феноменологической редукции, то есть возвращения к исходному субъект-объектному отношению, очищенному от всех суждений, мнений по поводу собственного Я и его взаимоотношения с миром. Надо заключить весь мир «в скобки», воздержаться от интерпретаций, оценок, суждений. Эту философскую процедуру Гуссерль назвал "эпохе" (от греч. «воздержание от суждений»).

В результате мы избавляемся от «естественной установки» сознания и приостанавливаем наши суждения об объективном положении вещей, о существовании самих вещей. Мы начинаем описывать не существование, но идеальную «сущность», «эйдос». Мы начинаем говорить не о треугольнике, но о чистой треугольности, не о возможности реального существования на земле кентавров, но о «человеко-лошадности».

В процессе феноменологической редукции изменяется наше представление о собственном «Я». «Я» из эмпирического субъекта превращается в чистое «Я» как совокупность универсальных структур, функций сознания, реализующихся в потоке переживаний. Связи внутри потока переживаний не носят характер жестких причинно-следственных зависимостей, это связи мотивационные, одно переживание открывает возможность другого, изменение установки тут же меняет смысл интенционального акта.

При исследовании сознания нет смысла прибегать к помощи логических инструментов: жизнь сознания открывается нам только с помощью интуиции, непосредственного усмотрения.

«Эйдосы также не являются понятиями в собственном смысле слова, так как язык — орудие образования понятий — тесно связан с «естественной установкой».

Средствами непосредственного усмотрения смысла оказываются метафора и аналогия.

Трудности, связанные с определением метода анализа чистого сознания, с выявлением основы взаимодействия индивидуальных сознаний, привели Гуссерля к выделению той базовой реальности, которая позволяет координировать индивидуальные познавательные установки, — к "жизненному миру". Характеристики жизненного мира крайне скупы, однако можно говорить о сходстве жизненного мира и естественной установки сознания, от которой Г. безуспешно пытался избавиться.

Феноменология Гуссерля оказала значительное влияние на большинство философских направлений XX в., в т.ч. в России. Идеи феноменологии широко используются в социологии, религиоведении, психологии, эстетике, лингвистике.


Источник: www.hrono.ru

Комментарии: