Пристрастие к сладкому - антрополог объясняет эволюционные истоки того, почему вы запрограммированы любить сахар

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Любовь к сладкому - одно из самых больших удовольствий в жизни. Это пристрастие настолько сильно, что пищевые компании заманивают потребителей своей продукцией, добавляя сахар практически во все, что они производят: йогурт, кетчуп, фруктовые закуски, сухие завтраки и даже якобы полезные продукты, такие как батончики с прессованными злаками.

Школьники еще в детском саду узнают, что сладким лакомствам место в самом конце пищевой пирамиды, а взрослые узнают из средств массовой информации о роли сахара в нежелательном наборе веса. Трудно представить себе больший разрыв между сильным влечением к чему-то и рациональным презрением к этому. Как люди оказались в таком затруднительном положении?

Антрополог, изучающий эволюцию вкусовых ощущений считает, что понимание эволюционной истории нашего вида может дать важные подсказки о том, почему так трудно сказать "нет" сладкому.

Основные виды повседневной деятельности, такие как воспитание потомства, поиск жилья и обеспечение достаточного количества пищи, требуют энергии в виде калорий. Те, кто лучше умел добывать калории, как правило, успешнее справлялись со всеми этими задачами. Они выживали дольше и имели больше выживших детей - с эволюционной точки зрения, у них была более высокая приспособленность.

Одним из факторов успеха было то, насколько хорошо они умели добывать пищу. Способность обнаруживать сладкие вещи - сахар - могла дать человеку значительное преимущество.

Способность определять наличие сахара в добыче позволяла людям оценивать калорийность пищи не отходя от места нахождения продукта, прежде чем тратить много усилий на сбор, обработку и употребление продуктов. Определение степени сладости помогало ранним людям собирать большое количество калорий с меньшими усилиями. Вместо беспорядочного поиска пищи они могли целенаправленно прилагать усилия, что повысило их эволюционный успех. Таким образом ваша способность воспринимать сладкое не случайна; она заложена в генетических планах вашего организма.

Восприятие сладкого начинается во вкусовых рецепторах - скоплениях клеток, расположенных под поверхностью языка. Они находятся внутри ротовой полости - небольшие отверстия, называемые вкусовыми порами.

Различные подтипы клеток вкусовых рецепторов реагируют на определенный вкус: кислый, соленый, горький или сладкий. Подтипы вырабатывают рецепторные белки, соответствующие их вкусовым качествам, которые воспринимают химический состав пищи, когда она проходит через рот.

Один подтип вырабатывает горькие рецепторные белки, которые реагируют на токсичные вещества. Другой производит рецепторные белки соленого вкуса, которые воспринимают аминокислоты, строительные блоки белков. Клетки, распознающие сладкое, производят рецепторный белок TAS1R2/3, который распознает сахар. Когда это происходит, он посылает нейронный сигнал в мозг для обработки. Именно благодаря этому сигналу вы воспринимаете сладость съеденной пищи.

Гены кодируют инструкции по производству каждого белка в организме. Рецепторный белок TAS1R2/3, распознающий сахар, кодируется парой генов, которые удобно названы TAS1R2 и TAS1R3.

Сравнение с другими видами показывает, насколько глубоко в человеке заложено восприятие сладкого. Гены TAS1R2 и TAS1R3 встречаются не только у людей - они есть и у большинства других позвоночных животных. Они есть у обезьян, крупного рогатого скота, грызунов, собак, летучих мышей, ящериц, панд, рыб и множества других животных. Эти два гена существовали на протяжении сотен миллионов лет эволюции.

Генетикам давно известно, что гены с важными функциями сохраняются естественным отбором, в то время как гены, не выполняющие жизненно важных функций, в процессе эволюции видов приходят в упадок, а иногда и полностью исчезают. Ученые считают это теорией эволюционной генетики "используй или потеряешь". Наличие генов TAS1R1 и TAS2R2 у многих видов свидетельствует о преимуществах сладкого вкуса, которые он обеспечивал на протяжении веков.

Теория "использовать или потерять" также объясняет удивительное открытие, что виды животных, не встречающие сахара в своем обычном рационе, утратили способность воспринимать его. Например, у многих плотоядных, которым восприятие сахара приносит мало пользы, сохранились лишь разрушенные остатки TAS1R2.

Сенсорные системы организма определяют множество аспектов окружающей среды, от света, тепла до запаха, но не все они привлекают нас так, как вкус сладкого.

Прекрасным примером является другой вкус - горечь. В отличие от рецепторов сладкого, которые обнаруживают в пище желательные вещества, рецепторы горького обнаруживают нежелательные: токсины. И мозг реагирует соответствующим образом. В то время как сладкий вкус говорит вам продолжать есть, горький вкус говорит вам выплюнуть что-то. В этом есть эволюционный смысл.

Таким образом, хотя язык распознает вкусы, именно мозг решает, как на них реагировать. Если реакция на определенное ощущение неизменно выгодна в разных поколениях, естественный отбор закрепляет ее, и она становится инстинктом.

Так обстоит дело с горьким вкусом. Новорожденных не нужно учить не любить горечь - они отвергают ее инстинктивно. Иначе обстоит дело с сахаром. Эксперимент за экспериментом показывают одно и то же: людей тянет к сахару с самого рождения. Эти реакции могут быть сформированы в процессе последующего обучения, но они остаются в основе человеческого поведения.

Любой человек, решивший сократить потребление сахара, сталкивается с эволюционным давлением, длившимся миллионы лет, чтобы найти и потреблять его. В настоящее время люди в развитых странах мира живут в условиях, когда общество производит больше сладких рафинированных продуктов, чем можно съесть. Существует разрушительное несоответствие между эволюционным стремлением к потреблению сахара, текущим доступом к нему и реакцией человеческого организма на него. В некотором смысле мы сами являемся жертвами своего успеха.

Тяга к сладкому настолько неудержима, что ее называют зависимостью, сравнимой с никотиновой зависимостью, которую, как известно, трудно преодолеть.

С физиологической точки зрения никотин - нежелательный чужак в нашем организме. Люди хотят его, потому что он обманывает мозг. В отличие от него, тяга к сахару была заложена и генетически закодирована на протяжении веков, потому что он обеспечивал фундаментальные преимущества, являясь высшей эволюционной валютой.


Источник: theconversation.com

Комментарии: