Make Morocco Great Again: Культура мемов и марокканские альт-райты

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-01-09 16:57

лингвистика

Мемы становятся всё чаще предметом исследований в политологической науке по всему миру и регион Ближнего Востока и Северной Африки не является исключением. В последнее десятилетие страницы с политическими мемами в Facebook всё чаще и чаще ведутся выходцами из стран данного региона и обыгрывают его политическую повестку с совершенно разных позиций.

В данном случае, мне представилось интересным обратиться к исследованиям, которые занимаются изучением мемов, которые распространяют региональные “альтернативные правые” (alt-right). На тему использования мемов американскими и европейскими альт-райтами существует уже огромное множество исследований. Однако, в сети можно наблюдать феномен, когда данная культура мемов находит свое воплощение в новых контекстах. Самоидентифицируясь как альт-райты (alt-right) и “ультра-правые” (far right), эти страницы смогли занять свою нишу в марокканском онлайн-пространстве.

Данная статья основана на нескольких исследованиях, которые анализируют, как идеология alt-right была адаптирована в странах Ближнего Востока и Северной Африки и с помощью мультимодального дискурс-анализа мемов, размещенных с 2017 года по апрель 2020 года, в них изучаются способы, с помощью которых происходит перестройка местных цифровых политических ландшафтов и продвижение “арабских правых” и особенности, которые сопровождают процесс адаптации этой культуры в новом региональном контексте.

Мемы и альт-райты

В последние годы приход к власти в Индии движения Хиндутва в 2014 году, Brexit в Великобритании и победа Дональда Трампа в 2016 году, избрание Жаира Болсонару в Бразилии - активно сопровождались развитием культуры соответствующих "альт-райт мемов", да и сам термин "альт-райт" отражает влияние цифровой культуры, которая развивается на интернет-форумах, таких как 4Chan, откуда произошли знаменитые мемы Trumpist Pepe the Frog ("Трампист Пепе-лягушонок").

В работе “Post-Digital Cultures of the Far Right: Online Actions and Offline Consequences in Europe and the US” авторы высказывают мнение, что интернет сыграл решающую роль в возрождении и росте правых настроений последние годы. Интернет-мемы, распространяемые участниками на популярных платформах социальных сетей, являются цифровыми артефактами совместной политической работы и включают в себя такие медиа-объекты, как изображения, видео, GIF, фразы или эмодзи. Хотя мемы изначально ассоциировались с периферией интернет-пространства, такими как 4Chan или Reddit, сейчас они стали частью интернет-мейнстрима. Мемы также хорошо подходят для формирования коллективной идентичности и являются одной из любимых форм коммуникации, благодаря своей способности в упрощенном виде передавать, например, антагонизм по отношению к нормам либеральной и политкорректной культуры (подробнее см. Nissenbaum, Asaf, Shifman, Limor. 2017. “Internet Memes as Contested Cultural Capital: The Case of 4Chan’s /b/ Board”).

Дальнейшее появление аналогичных онлайн групп в регионе в целом и в Марокко в частности, требует концептуализации, поскольку дискурсы, которые они воспроизводят намного сильнее связаны с тем, что воспроизводят альт-райты Запада. Причем молодые альт-райты по данным из статьи “Memes and the Moroccan Far-Right” происходят в массе своей из двух противоречивых лагерей, которые авторы статьи называют “молодые исламистские фундаменталисты” и “арабские крайние националисты”.

“Правые” в Марокко

Формально в марокканском политическом спектре пока еще не появилась классическая популистская ультраправая (far right) политическая партия. С момента обретения независимости в 1956 году в марокканской политике доминировали умеренные националистические партии роялистов - в основном “Истикляль” (Партия независимости), “Национальное объединение независимых” (НОН) и более современная “Партия аутентичности и современности” (ПАМ); социалисты из “Социалистического союза народных сил” (ССНС) и” Единой социалистической партии” (ЕСП); и исламисты из “Партии справедливости и развития” (ПСР); при этом сильных правых партий не было. За последние десятилетия Махзен (правящая элита Марокко, центром которой является король) продвигал нео-либеральную экономическую политику вместе с дискурсом демократизации и открытости, основанным на либеральных ценностях. Несмотря на этот курс, Королевство Марокко испытывает ряд сложностей, которые связаны с политическими свободами в стране, но для региона Северной Африки оно остаётся довольно демократичным государством. Подробнее об этом можно прочитать в отчетах различных международных организаций, которые занимаются анализом политической свободы. Например здесь: “Freedom in the World — Morocco Country Report” (https://freedomhouse.org/country/morocco).

Некоторые ученые пытаются связать понятие “ультраправые” в регионе Ближнего Востока с “исламофашизмом” и “политическим исламом”.(Например см.Wild, Stefan . 2012. ““Islamofascism”? Introduction.”). Однако подобные концептуализации отражают недостаточное понимание сложности “политического ислама” и после событий Арабской весны считаются довольно маргинальными. Целый ряд исламских политических партий исследователи склонны считать скорее “неолиберальными”, а ближайшими к западному пониманию “ультраправых” относят арабских националистов и БААСистов. (Например см. Dawisha, Aded . 2016. Arab Nationalism in Twentieth Century: From Triumph to Despair. New Edition. Princeton and Oxford: Princeton University Press). Важно отметить, что в свое время еще Эдвард Саид вкратце попытался концептуализировать арабских правых, однако пришел к выводу, что этот термин бесполезен и не подходит для определения арабских политических партий. В 2020-м году в своём исследовании Фади Бардавил согласился, что четкое разделение политического пространства Ближнего Востока на два лагеря - левых и правых, совершенно не применимо. (см. Bardawil, Fadi A . 2020. Revolution and Disenchantment: Arab Marxism and the Binds of Emancipation. Durham and London: Duke University Press). На данном этапе я сразу сделаю оговорку, что термин “ультраправый” (far right) в данном случае не употребляются мною в качестве оценочного, он лишь используется для обозначения партий и движений определенного идеологического спектра и заимствуется мной из академических статей, на которые я ссылаюсь.

Если говорить о Марокканской политике, то еще с ХХ-го века она отличалась своей стабильностью по сравнению с другими арабскими странами (такими как Египет, Тунис, Ливия и Сирия), которые в послевоенный период были охвачены арабскими националистическими революциями и государственными переворотами. Марокканский национализм также значительно отличался от классических моделей в регионе и отождествлялся не с арабскими националистическими режимами (как, например, при режиме Нассера), а с алауитской монархией (не путать с алавитами), что отразилось в девизе страны "Аллах, Аль-Ватан, Аль-Малик" - “Бог, Нация, Король”; и роли Короля как гаранта единства страны. Подобный официальный национализм отличался также тем, что стоял не на позициях арабского социализма, сопровождался нео-либеральным курсом на рыночную экономику, где даже фигура короля периодически виделась в качестве “самого важного бизнесмена Марокко” (См.: Sater, James N. 2010. Morocco: Challenges to Tradition and Modernity. London and New York: Routledge).

В своей работе “Framing Nationalism in Times of a Pandemic: The Case of Morocco” исследовательница Yasmine Zarhloule отмечает, что с начала пандемии COVID-19 в королевстве Марокко можно наблюдать "националистический поворот, поскольку во времена отсутствия безопасности национализм дает возможность заново сформировать переосмысленное и единое понимание нации". Интересно, что в статье “Memes and the Moroccan Far-Right” авторства Cristina Moreno-Almeida и Paolo Gerbaudo, в аналогичный период, отмечается тенденция роста ультраправой онлайн-активности. По своему дискурсу она несколько отличается от официального национализма, который куда более инклюзивный и не занимает полярных позиций по ряду вопросов.

Make Morocco Great Again

Одной из ключевых деятельностью для марокканских альт-райтов в онлайне является восхваление национальной истории. Для чествования национальных военных побед эти страницы с мемами воссоздают фигуру покойного короля Хасана II как национального героя и старый марокканский флаг как символ подлинной нации, которая была утрачена. Интересно, что страница Moroccan Nationalist Memes в Facebook взяла на вооружение лозунг MAGA Дональда Трампа 2016 года и превратила его в Make Morocco Great Again, написанное на красной шапочке покойного короля Хасана II (1965-1999).

Хасан II и эпоха его правления в целом становятся одной из ключевых тем для мемов в среде марокканских альт-райтов. При этом через них происходит идеализация эпохи его правления и противопоставление его тому, что администраторы этих страниц считают искажением современной политической реальности из-за уступок, сделанных левым, а также, феминисткам и этнокультурным меньшинствам, таким как амазигхи; негативно оценивается и демократизация, которая произошла в стране.

Нынешний же монарх Мохаммед VI прославляется гораздо меньше, как показано на таблице ниже, по крайней мере, до пандемии COVID-19. В этой связи марокканская культура мемов различных социальных и политических направлений часто высмеивала и критиковала Мохаммеда VI и крайне редко изображала его в позитивном ключе.

Другим ключевым изображением, повторяющимся на этих онлайн-страницах в Facebook, является флаг Маринидов, символизирующий различие их политической и идеологической повестки дня по отношению к нынешнему официальному истеблишменту. Официальная история Марокко отдает предпочтение Идрисидам (788-974) как первым лидерам страны или Альморавидам (1060-1147) и Альмохадам (1147-1248), как правителям Аль-Андалуса. Однако альт-райты выбрали династию Маринидов (1248-1465) в качестве золотой марокканской эпохи из-за их территориальной экспансии по всей Северной Африке. Флаг Маринидов служит альтернативной официальному флагу формой национальной идентификации и, используя этот флаг, они чаще всего демонстрируют тоску по агрессивному экспансионизму.

Еще одним мотивом на этих онлайн-страницах альт-райтов является использование персонажей, которые уже были популяризированы во всем мире, начиная с США, таких как “лягушонок Пепе” и "Chad yes meme".

Дискурс, который продвигается через эти мемы обычно сводится к подчеркиванию превосходства марокканских альт-райтов над своими идеологическими противниками от левых до этнических меньшинств в лице берберов; превосходству марокканцев над другими нациями; высмеиванию идей, которые видятся им чуждыми для марокканского общества и высмеиванию сторонников фронта ПОЛИСАРИО.

Кого же обычно используют марокканские альт-райты в качестве объектов для высмеивания?

Алжир и фронт ПОЛИСАРИО являются самыми популярными темами для высмеивания, как показано на таблице ниже, их опережают только мемы, которые направлены против левых. К слову сказать, подобная фиксация на темах Алжира и фронта ПОЛИСАРИО, как ни странно совпадает с дискурсом, который задаёт правящий истеблишмент в стране. Однако если брать критику левых, то тут имеются значительные отличия. Во-первых, критика левых не так популярна в информационном поле Марокко. Во-вторых, если критика государственных СМИ против левых обычно сводится к отсутствию у левых активистов религиозной морали, то в мемах левые выступают в роли классического “другого”, следуя популистской стратегии организации "народа" против общего врага. В этом контексте марокканская нация с точки зрения альт-райтов находит свое единство в противостоянии предполагаемой угрозе, исходящей от левых активистов. Это весьма интересный феномен, который наглядно показывает, как сугубо “западный” дискурс, который актуален больше для США и Европы, нежели для Марокко, проник в среду марокканских правых и стал играть ведущую роль в их мемной культуре.

В их мемной культуре также появилась своя лексика - ri??? (сброд) и ?awb?sh (отбросы); простые оскорбления, такие как l?mrdek (дурак) и b?garn (человек с рогатой головой); l-??s l-barr?n? и al-inbi????, конкретно указывающие на тех, кто говорит, что Марокко - отсталая страна, прославляя при этом превосходство глобального Запада; l? muntam? (дословно - "не принадлежащий"), обозначающее тех, кто не имеет определенной идеологии; weld al-sh?b (сын народа), обозначающее непривилегированных простых людей; ?aqf?q (проснувшийся) и kh?wa kh?wa (дословно "братья-братья"), обозначающие тех, кто выступает за дружбу между Марокко и Алжиром, что воспринимается как предательство националистических чувств.

Другими категориями для нападок являются феминистки и амазигхи. Эти категории изображаются как нытики, которые постоянно жалуются на свое социальное положение и не довольны достигнутыми успехами, такими как новый семейный кодекс в 2004 году или официальное признание языка амазигхов в 2011 году. Мемы против этих групп бросают вызов стратегии "разделяй и властвуй", согласно которой Махзен выступает в поддержку либеральных феминисток против исламистских женских групп и движений амазигхов для сдерживания исламистской оппозиции. Поддержка этих групп была призвана представить короля Мохаммеда VI как реформатора, положившего конец авторитарному правлению Хасана II, и продвинуть страну в соответствии с западными концепциями "демократии" и "развития". В противоположность этому дискурсу, феминистки и, в меньшей степени, представители LGBTQIA+ обвиняются в разрушении марокканской традиционной семьи и, таким образом, в подрыве самой основы марокканской нации.

Враждебные мемы по отношению к берберам мотивируются тем, что независимая берберская нация рассматривается как вызов господству арабского мира, короля и ислама среди традиционных марокканских националистов. В мемах берберы часто делятся на умеренных (а значит хороших) и радикальных (а значит плохих). Интересно, что при этом эти же самые страницы обычно постят мемы, где отмечается превосходство Марокко именно как многоэтнической и многоязычной страны.

Если говорить об исламе, то несмотря на то, что ислам является одним из основных столпов марокканской идентичности, что отражено и в девизе страны, в страницах с мемами марокканских альт-райтов редко делаются явные ссылки на ислам или любую другую религию, за исключением поздравлений с мусульманскими религиозными праздниками. Периодически их мемы могут быть направлены против исламистов, в частности на “Партию развития и справедливости”, которых представляют, как антипатриотические силы. Однако исламисты крайне редко выступают объектами для высмеивания. Также местные альт-райты дистанцируются от антисемитизма и не производят мемы, которые касались бы еврейских общин в Марокко, редко мемы направлены против государства Израиль.

В качестве заключения

В этом разделе я бы хотел отметить, что в целом сам феномен проникновения западной культуры мемов в информационное пространство Ближнего Востока - это весьма перспективная тема для исследований. Например, недавно весь мир был поражен “мемной активностью” представителей движения Талибан (организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность); встречаются исследования роли мемов в дискурсе англоязычных салафитов, однако глобально этот феномен все еще не концептуализирован. Бросается в глаза и отсутствие детальных глубоких исследований более локального характера.

Если говорить о мемной культуре марокканских альт-райтов, то здесь можно увидеть, как проникновение абсолютно западных дискурсов и их примитивное копирование и, если угодно, “ре-воспроизведение”, так и появление синтеза различных моделей, которые переосмысливаются в региональном контексте и рождают новые формы. Новый онлайн-дискурс марокканских альт-рацтов адаптирует западные дсикурсы, особенно в плане гендера и расы, к местным реалиям.

Данная статья написана с опорой на следующее исследование: Moreno-Almeida, C., & Gerbaudo, P. (2021). Memes and the Moroccan Far-Right. The International Journal of Press/Politics, 1940161221995083.

А также использованы:

  1. “Freedom in the World — Morocco Country Report” - https://freedomhouse.org/country/morocco

2. Wild, Stefan . 2012. ““Islamofascism”? Introduction.”

3. Dawisha, Aded . 2016. Arab Nationalism in Twentieth Century: From Triumph to Despair. New Edition. Princeton and Oxford: Princeton University Press

4. Bardawil, Fadi A . 2020. Revolution and Disenchantment: Arab Marxism and the Binds of Emancipation. Durham and London: Duke University Press

5. Sater, James N. 2010. Morocco: Challenges to Tradition and Modernity. London and New York: Routledge

6. Zarhloule, Yasmine . 2020. “Framing Nationalism in Times of a Pandemic: The Case of Morocco.” The COVID-19 Pandemic in North Africa and the Middle East. Washington, DC: The Project on Middle East Political Science (POMPES).


Источник: m.vk.com

Комментарии: