Диалектика языка и речи

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-01-12 14:01

лингвистика

Про соссюрианскую дихотомию языка и речи подробно напоминать не буду. Отмечу только, что у Соссюра говорится о дихотомии речи (parole) и языковой системы (langue).

Напомню лучше идею Л.С. Выготского: слово есть единство обобщения и общения. Языковой знак обладает дуализмом свойств, он есть единство обобщения и общения, познания мира и жизни в мире, организации собственного опыта и взаимодействия с другими людьми, социализации.

Обобщение — это отражение в сознании человека некоторых свойств предмета или явления (или совокупности явлений — ситуации) как существенных для осуществляемой деятельности, а других свойств — как несущественных. Социализация — процесс усвоения, изменения и использования индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Знак выступает не только в качестве орудия организации собственной активности и собственного сознания человека, но также в качестве орудия его взаимодействия с другими людьми. Знак — это всегда одновременно форма изменения своего и / или чужого образа мира, форма организации поведения других людей и своего собственного, а также форма и средство социализации.

А язык — это система знаков. Причём неважно, как мы интерпретируем эту систему знаков — как систему исчислимых и поддающихся рационализации абстракций (т.е. с позиций структурализма) или как динамическую систему индивидуально-психических процессов, до конца не осознаваемую субъектом сознания (т.е. с позиций психолингвистики). В любом случае это система — замкнутая статическая либо открытая динамическая.

И тогда нетрудно сложить один плюс один: язык есть система знаков + знак есть единство общения и обобщения. Следовательно, язык и речь едины, не существует языка без речи, как не существует и речи без языка. Однако неразделение языка и речи не означает их неразличения. Между языком и речью не непроходимая граница, а диалектика. Язык есть мера обобщения, проявляющаяся в данном речевом действии и единая для него и других речевых действия с использованием данного языкового знака. Речь есть мера социализации, реализуемая с помощью ассоциированного с данным языковым знаком способа обобщения.

Комментарии: