Как новые законы о защите конфиденциальности и персональных данных изменят интернет-сектор страны

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Запланированная продажа акций SenseTime Group в Сянгане привлекает пристальное внимание инвесторов, ищущих подсказки о том, как новые правила Пекина по кибербезопасности повлияют на зарубежные листинги компаний по искусственному интеллекту и других предприятий, использующих биг-дату.

Первичное размещение акций SenseTime, крупнейшей китайской компании в области искусственного интеллекта, получило одобрение на слушаниях в Сянганской фондовой бирже 19 ноября. Это произошло через пять дней после того, как Пекин опубликовал новый проект правил, согласно которым продажа акций за пределами материкового Китая подлежит усиленному контролю на предмет экспорта данных, которые могут повлиять на национальную безопасность.

Аналитик крупной брокерской компании сказал частному изданию Caixin, что SenseTime "решительно" выбрала время для проведения IPO в преддверии предлагаемых новых правил.

В обновленном проспекте эмиссии SenseTime заявила, что ей не требовалось проходить проверку кибербезопасности и она не была вовлечена в какое-либо расследование. Продукты компании помогают правительствам и компаниям создавать операционные системы цифрового управления, такие как "умные города".

Расширена сфера рассмотрения

Китайский орган по надзору за киберпространством опубликовал законопроект для комментариев от общественности до 13 декабря. Если эти правила будут приняты, они могут создать новые препятствия для компаний, владеющих большими данными, которые переместили свои планы по привлечению капитала из США в Сянган после того, как китайский гигант по предоставлению услуг по перевозке пассажиров DiDi Global подвергся проверке кибербезопасности после выхода на фондовую биржу в Нью-Йорке в июле. DiDi была вынуждена удалить свое приложение из местных магазинов приложений.

Данные, основа интернет-индустрии, стали главным объектом внимания китайских регуляторов. На фоне быстрого роста за последние два десятилетия страна породила целый ряд гигантских IT компаний, таких как Tencent, Alibaba, ByteDance и других. Интернет-гиганты процветают за счет 1 миллиарда активных китайских нетизенов, что составляют более 70% населения страны. Они стали оказывать глубокое влияние на социальную жизнь людей, путешествия, развлечения, покупки и другие аспекты повседневной жизни, собирая огромное количество данных и активно добывая их для получения большей ценности, создавая огромную и постоянно растущую цифровую экономику.

Государственные чиновники критикуют отрасль за то, что она уделяет больше внимания сбору данных, чем их защите, участвует в практике, которая вторгается в частную жизнь пользователей, использует доминирование на рынке, чтобы заставить потребителей отказаться от услуг компаний-конкурентов, ограничивает поток данных и позволяет проводить скрытые сделки с данными.

На конференции 20 ноября вице-премьер КНР Лю Хэ подчеркнул, что данные становятся ключевым фактором производства, и призвал ускорить создание новой модели управления данными, сочетающей в себе государственный контроль и самодисциплину отрасли.

После продажи акций DiDi в США Администрация киберпространства Китая (CAC) в июле выпустила проект изменений в Меры по проверке кибербезопасности, согласно которым любая китайская компания, владеющая личной информацией 1 млн. и более пользователей, должна будет пройти государственную проверку кибербезопасности перед выходом на зарубежный рынок. Изменения заблокируют продажу акций почти всех китайских интернет-компаний в США и заставят их привлекать капитал в Сянгане, чтобы избежать потенциальных проверок.

Несколько богатых данными китайских компаний уже отказались от планов размещения акций в США и подали заявки на IPO в Сянгане или рассматривают такую возможность, например, социальная сеть Soul, оператор подкастов и аудиоприложений Ximalaya и приложение для социальных сетей и электронной коммерции Xiaohongshu. У всех этих компаний число пользователей значительно превышает порог в 1 миллион.

Новый проект правил, опубликованный в начале этого месяца, расширит сферу проверки кибербезопасности на компании, желающие привлечь средства в Сянгане, которые работают с данными, важными для национальной безопасности. При этом, в проекте закона мало деталей. В нем, например, не уточняется, что представляет собой проблема национальной безопасности.

Как стало известно от нескольких юристов, работающих с сянганскими IPO, HKEX на слушаниях по IPO спросила материковые китайские компании, распространяются ли на них новые правила проверки кибербезопасности, включая компании, не работающие в Интернете. Поскольку до сих пор не хватает конкретных разъяснений от регулирующих органов, от компаний требуется только юридическое заключение, выданное юристами, о том, насколько они рискуют столкнуться с проверкой кибербезопасности.

Даже после того, как компания получит одобрение на слушаниях по IPO, HKEX может задать еще больше вопросов, если увидит возможные риски проверки кибербезопасности.

На данном этапе трудно оценить фактическое влияние проекта правил, поскольку степень проверки кибербезопасности может отличаться на разных уровнях региональных регуляторов, сказал Сюй Кэ, исполнительный директор Центра исследований цифровой экономики и правовых инноваций Университета международного бизнеса и экономики в Пекине. Неопределенность будет напрямую влиять на бизнес-решения компаний, сказал он.

За день до слушаний по IPO SenseTime комитет по листингу HKEX одобрил продажу акций Weibo, зарегистрированной на Nasdaq. Китайский гигант социальных сетей, располагающий данными о 560 миллионах пользователей, планировал стать компанией, прежде чем приступить к вторичному листингу в Сянгане. Но Sina в итоге отказались от плана отделения Weibo, поскольку, из-за опасений, что ужесточение нормативно-правовой базы может усложнить процесс листинга, он был бы слишком времязатратный.

Аналогичным образом, китайская компания 51job, торгуемая на Nasdaq, также отложила свой план на IPO после того, как группа выкупа провела переговоры с китайскими властями по поводу последних изменений в регулировании, которые могут повлиять на сделку.

В нынешних условиях регулирования компании опасаются оказаться под микроскопом, поэтому они общаются с регулирующими органами, прежде чем приступать к любым крупным сделкам, таким как IPO, слияния и поглощения.

Давление для соблюдения требований

Между тем, компании также изменяют свою деловую практику в соответствии с новым законом о безопасности данных, который устанавливает более конкретные требования к сбору и использованию конфиденциальных персональных данных.

Новый закон, если он будет принят, сделает маркетинг с использованием технологии распознавания лиц очень сложным, сообщил СМИ продавец маркетинговых систем искусственного интеллекта. Его компания продает банкам маркетинговые системы и системы безопасности, основанные на алгоритмах машинного зрения. Например, анализируя лица и одежду клиентов, банки могут быстро определить доход и другие личные данные, что помогает им проводить целевые продажи.

В последние месяцы компания приостановила продажи систем, собирающих данные о лицах людей, сказал он. Программы по-прежнему могут собирать изображения ниже лица, например, движения и одежду, но без распознавания лица точность алгоритма значительно снижается, посетовал он.

Продукты ИИ, используемые в сфере здравоохранения, также связаны с конфиденциальными персональными данными, такими как снимки компьютерной томографии пациентов, результаты анализов и история болезни. Сотрудник компании, занимающейся разработкой ИИ в сфере здравоохранения, сказал, что его компания изменяет данные в своих продуктах, которые можно отследить до идентификации человека.

Новый закон о данных также влияет на то, как крупные платформы электронной коммерции управляют информацией о пользователях в логистике и маркетинге. В начале октября компании Alibaba Tmall и JD.com начали шифровать конфиденциальную информацию о получателях онлайн-заказов. Поставщики программного обеспечения и продавцы больше не смогут получать имена, номера мобильных телефонов и адреса получателей от платформ электронной коммерции. Такая информация будет зашифрована в коде. Когда пользователь посещает магазин продавца на платформах, продавец может увидеть только код, который включает информацию о местонахождении пользователя и его потребительских привычках, но не точный адрес и контактную информацию.

Этот шаг означает, что розничные торговцы, компании по цифровой рекламе и продавцы больше не смогут получать личную информацию клиентов для отправки им целевой рекламы, сообщил человек, знакомый с рекламным бизнесом Alibaba.

Еще одним направлением регулирования является обеспечение свободного обмена данными между различными платформами. В сентябре Министерство промышленности и информационных технологий (MIIT) призвало интернет-операторов прекратить блокировать каналы связи друг с другом, так называемые "сады", используемые для защиты собственных цифровых экосистем и сдерживания конкурентов.

Новые правила безопасности данных подтверждают важность взаимосвязи между различными платформами, уточняя, что интернет-платформы, предоставляющие услуги обмена мгновенными сообщениями, должны предоставлять интерфейсы данных для других операторов услуг, поддерживать обмен данными пользователей между различными приложениями обмена мгновенными сообщениями и запрещать блокировку межплатформенного доступа и передачи файлов. Это создает правовую основу для обмена данными между платформами социальных сетей.

Tencent и Alibaba уже давно возвели стены между своими платформами. Сайты электронной коммерции Taobao и Tmall компании Alibaba не позволяют покупателям использовать систему WeChat Pay компании Tencent для совершения транзакций. Между тем, 1,25 миллиарда пользователей WeChat не могут отправлять друг другу прямые ссылки на товары Taobao и Tmall, а магазины на WeChat не принимают платежи через связанный с Alibaba сервис Alipay.

В ответ на действия MIIT, Tencent теперь позволяет пользователям WeChat получать доступ к внешним сервисам, таким как онлайн-магазин Taobao от Alibaba или видео-приложение Douyin от ByteDance. Но это относится только к обмену сообщениями один на один, а не к групповым чатам или страницам Moments, подобным Facebook, в то время как обмен внешними ссылками через эти два сервиса обычно считается более эффективным.

Ранее в этом месяце Douyin заявил, что пользователи скоро смогут создавать и публиковать короткие видеоролики на основе клипов Tencent, защищенных авторским правом, что является еще одним шагом к разрушению информационных стен между различными платформами. Tencent сообщил, что он вступает в контакт со многими другими сторонними платформами, чтобы предложить им доступ к своему контенту, защищенному авторским правом.

Но в настоящее время пользователи Douyin все еще не могут делиться своими видео в моментах WeChat, как они это делают на других платформах, таких как Kuaishou и Bilibili. Tencent подчеркнул, что обмен ссылками на видео от третьих лиц создает риск преследования, мошенничества и склонения.

В новых правилах о данных четко указано, что интернет-платформы несут ответственность за управление безопасностью данных сторонних продуктов и услуг, связанных с ними, а пользователи могут требовать от платформ компенсации за ущерб, причиненный этими продуктами и услугами. Правила увеличат бремя и стоимость проверки внешних ссылок платформами.

Новые возможности для бизнеса

Регулирование данных, несомненно, причинит краткосрочную боль многим компаниям новой экономики, но оно также создаст новые возможности.

Первой выиграет индустрия кибербезопасности. Согласно новым правилам, компании, работающие с важными данными или стремящиеся к продаже акций за рубежом, должны ежегодно проводить проверку безопасности данных своими силами или нанимать внешних поставщиков услуг по обеспечению безопасности данных. Крупные интернет-платформы с более чем 100 миллионами ежедневных активных пользователей должны оцениваться сертифицированными CAC сторонними организациями при разработке правил платформы и политики конфиденциальности и внесении изменений, оказывающих значительное влияние на права и интересы пользователей. Все это создаст новые возможности для бизнеса сторонних организаций.

В августе Китай выпустил новые правила по безопасности и защите критической информационной инфраструктуры, требующие от операторов создания надежных систем сетевой безопасности. Аналитики Huatai Securities считают, что это означает, что такие отрасли, как связь, энергетика, транспорт, водосбережение, финансы, государственные услуги и оборонные технологии, значительно увеличат инвестиции в безопасность данных.

Китайский поставщик облачных услуг UCloud Technology является одной из компаний, извлекающих выгоду из такого спроса. Компания из Шанхая предоставляет платформу для хранения данных под названием safe house, которая использует технологии "песочницы" данных, блокчейна и шифрования для обеспечения безопасности данных. С момента своего запуска в 2017 году концепция safe house широко используется в правительстве, финансах, медицине и других областях. Среди клиентов - муниципальные правительства Шанхая и Сямыня.

Директор по решениям UCloud Сюн Хуэй рассказал изданию Caixin, что в этом году все больше компаний стали интересоваться их технологией на фоне давления для соблюдение нормативных требований.

По его словам, когда он предлагал концепцию компаниям в 2017 году, большинство из них вообще не понимали ее. "Теперь мне даже не нужно это объяснять", - сказал он, ссылаясь на новый раунд регулирования данных.


Источник: vk.com

Комментарии: