В классическом психоанализе была/есть такая методологическая процедура: чтобы устранить тяжелый симптом психической травмы, нужно было вспомнить травмирующее событие |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-11-01 10:43 И в этом была методологическая (и теоретическая тоже) ошибка Фрейда. И не стоит его за это винить: в его времена еще ничего толком не было известно о разных системах памяти (про системы памяти можно подробнее изучить учебник под редакцией Ю.И. Александрова "Психофизиология", учебник за авторством Б. Баарса и Н. Гейджа "Мозг, познание, разум", а также статью Э. Кандела с соавторами "Cognitive Neuroscience and the Study of Memory"). Невозможно развернуть в сознании воспоминание, которое не кодировалось в систему эпизодической памяти. Это характерно для случаев острой, тяжелой травматизации: большой выброс кортизола блокирует функции гиппокампа, необходимого в кодировании эпизодической памяти (именно поэтому мы не помним ничего о младенчестве, потому что в этот период гиппокам еще не развит). То есть травматический эпизод в таком случае не забывается, не вытесняется, не подавляется - он просто не записывается в эпизодическую память. Зато травматическая ситуация отлично записывается в процедурную и эмоциональную память. Обе эти системы памяти не разворачиваются в сознании никак от слова "вообще". Но зато хорошо воспроизводятся в поведении и контексте. Иными словами, человек буквально не помнит травматическое событие, но вынесенный из него опыт влияет на его жизнь вот прям остро и сейчас. И теперь о грустном. Эмоциональная и процедурная память имеют мощную ассоциативную связь с контекстом. Например, чудовищный страх перед открытыми пространствами может быть вызван травматическим опытом, полученным в контексте открытого пространства. То есть человек с такой ассоциативной связью будет бояться открытых пространств именно для того, чтобы прогностически (в будущем) больше не оказаться в подобной травматической ситуации. И, учитывая психофизиологию имплицитной памяти, такую ассоциацию разорвать буквально невозможно. Увы, но мы можем лишь сформировать новую систему с новыми связями, но старая никуда не уйдет, однако сила ее влияния на актуальный опыт может быть значительно снижена. Проще говоря, в терапии человек не может вспомнить то, что не было записано в эпизодическую память. Однако психотерапевтическая работа требует доступа к процедурной и эмоциональной системам памяти. А это значит, что чисто словесной работы будет недостаточно. Исследование переноса как раз и открывает возможность "проникнуть" в следы процедурных и эмоциональных систем. Перенос активируется именно имплицитной памятью, где и формируются устойчивые программы поведения в ответ на контекст. В случае переноса контекст - это бессознательные ассоциации: то есть человек, находящийся в определенном контексте, может "беспричинно" тревожиться, но не видеть самого контекста. К примеру, определенное время суток может выступать в качестве подобного контекста: стоит только зайти за горизонт солнцу и опустить сумеркам, человека поглощает сильная тревога. И связи между этими явлениями человек может не видеть, поскольку ассоциативное обучение может быть как сознательным (эксплицитная память), так и бессознательным (имплицитная память). Можно сказать, что психотерапия, работающая с проявлениями процедурной и эмоциональной памяти, не просто исследует и реконструирует случай, но и формирует новый контекст. Человек, переживший насилие, будет имплицитно ожидать от своего терапевта насилия. А значит, на сеансах он будет (а) определенным образом себя вести и (б) испытывать определенные эмоции. И это будет повторяться. Это к вопросу о том, что на терапии якобы ничего не происходит и одна сплошная болтовня ни о чём. Представьте себе этого человека, который живет в состоянии бесконечной обороны, потому что все люди бессознательно ассоциируются с насильником. Насилие - это всегда вторжение, проникновение, боль. И вот терапевт по методу "Брусиловского прорыва" пытается клиента "взять за грудки" и что-то из него вытягивать или директивно ему говорить: значит, делай то-то и это! И, собственно, бессознательные подозрения клиента, пережившего подобное отношение, только в 1000 раз сильнее, полностью подтверждаются: терапевт - такой же насильник (хотя нет). То есть буквально может уйти год, два и даже три на то, чтобы человек наконец сформировал новую ассоциацию с новым контекстом, где безопасно: терапевт показывает, что он рядом, что он не вторгается, что он не хочет причинить клиенту вред. При этом терапевт тактично конфронтирует с сознательными опасениями клиента: что я, по-вашему, делаю, что выдает во мне злые намерения к вам? Формируется новый контекст, где есть Я и Другой, причем Другой - не насильник, не рекетир, не злодей. И вот этот новый опыт человек может выносить за пределы терапевтического кабинета. По мотивам статьи: D.F., Mosri. "Clinical Applications of Neuropsychoanalysis: Hypotheses Toward an Integrative Model", DOI: 10.3389/fpsyg.2021.718372 Статья полезная, здесь я охватил лишь часть материала, представленного в ней, приведя свои мысли и примеры. Если Вам нужна помощь или консультация, Вы можете связаться со мной по данным контактам: • Телефон / WhatsApp: 8 (928) 881 14 18 • ВК: denispetrishin • Instagram: petr_ishin • E-mail: petr-ishin Источник: vk.com Комментарии: |
|