Послание Папы Иоанна Павла II к Папской Академии наук об эволюции |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-11-15 19:07 В празднование 60-летия воссоздания Академии мне приятно вспомнить моего предшественника, Пия XI, намеревавшегося собрать вокруг себя избранную группу ученых, которые могли бы, работая в полной свободе, информировать Святой Престол о развитии научных изысканий и предоставлять пищу для размышлений. Тех, кого он любил называть Научным Сенатом Церкви, он просил об одном: чтобы они служили истине. Этот же призыв я повторяю сегодня, уверенный, что мы все сможем извлечь пользу из «плодотворности искреннего диалога между Церковью и наукой» (Обращение к Академии науки от 29 октября 1986 г., №1). Я в восторге от первой выбранной вами темы: происхождение жизни и эволюция – существенная тема, вызывающая живой интерес у Церкви, поскольку Откровение содержит некоторые собственные учения о природе и происхождении человека. Как выводы, сделанные в различных научных дисциплинах, могут быть совместимы с теми, что содержатся в Откровении? И где нам искать решение, если на первый взгляд они противоречат друг другу? Мы знаем, что истина не может противоречить истине (Лев XII, Providentissimus Deus). Однако, ваше исследование отношений между Церковью и научным сообщество в 16-18 века будет иметь огромное значение для лучшего понимания исторической реальности. В ходе этого пленарного заседания вы начнете «размышлять о науке в тени третьего тысячелетия» и начнете определять основные проблемы, с которыми столкнутся науки, влияющие на будущее человечества. Своими усилиями вы наметите путь к решениям, которые принесут пользу всему человеческому сообществу. В сфере природы – и живой, и неодушевленной – эволюция науки и её применения порождают новые исследования. Церковь могла бы расширить работу в том, как мы понимаем значимые аспекты в этих разработках. Так, следуя своей главной миссии, Церковь могла бы предложить критерии, по которым мы могли бы морально оценивать поведение, к которому призваны все люди, ради их всецелого спасения. Прежде, чем предложить несколько конкретных размышлений на тему происхождения жизни и эволюции, напомню, что Учительство Церкви уже сделало несколько заявлений по этим вопросам в пределах собственной компетенции. Здесь я процитирую два таких заявления. В своей энциклике Humani Generis (1950 г.) мой предшественник Пий XII уже свидетельствовал, что между эволюцией и доктриной веры относительно человека и его предназначения нет противоречий, при условии, что мы не упускаем из виду некоторые неизменные положения. Что касается меня, то, принимая участников пленарного заседания Академии 31 октября 1992 г., я воспользовался случаем, – и примером Галилея – привлекая внимание к необходимости использовать строгий герменевтический подход в поиске конкретной интерпретации боговдохновленных текстов. Важно правильно установить пределы понимания Священного Писания, исключив любые необоснованные толкования, обозначающие то, что они обозначать не должны. Для понимания границ своей сферы деятельности, богословы и толкователи Священного Писания должны быть хорошо осведомлены о результатах последних научных исследований. Принимая во внимание научные исследования эпохи, а также требования богословия, энциклика Humani Generis трактовала доктрину «эволюционизма» как серьезную гипотезу, достойную исследования и серьезного изучения, вместе с противоположной гипотезой. Пий XII включил два методологических условия для такого исследования: нельзя принимать данное воззрение как если бы оно было определенной и доказуемой доктриной, и нельзя полностью отказываться от учения Откровения относительно соответствующих вопросов. Он также изложил условия, при исполнении которых данное воззрение будет совместимо с христианской верой – я еще вернусь к этому вопросу. Сегодня, спустя более полувека после появления данной энциклики, некоторые новые открытия приводят нас к признанию эволюции как чего-то большего, чем гипотезы. В самом деле примечательно, что данная теория все более оказывает влияние на дух исследователей, после многих открытий в разных научных дисциплинах. Согласованность результатов независимых исследований, что не была ни запланирована, ни искома – сама по себе является весомым аргументом в пользу теории. В чем значении теории, подобной этой? Задать данный вопрос – значит вступить в область эпистемологии. Теория – это мета-научная разработка, отличная от результатов наблюдения, но согласованная с ними. С помощью данной теории группа сведений и независимых фактов может быть связана друг с другом и интерпретироваться в одном исчерпывающем объяснении. Теория доказывает свою справедливость мерой, которой может быть проверена. Она подвергается постоянной проверке фактами; когда она больше не может объяснить факты, то она показывает свои пределы и ограниченность применения, и должна быть пересмотрена. Более того, разработка теории, подобной теории эволюции, подчиняясь необходимости согласования с наблюдаемыми данными, также должна включать некоторые элементы из философии природы. И, говоря откровенно, лучше говорить не о теории эволюции, а о теориях эволюции. Здесь стоит использовать множественное число - отчасти из-за разнообразия объяснений механизма эволюции, а отчасти из-за разнообразия задействованных философий. Существуют материалистические и редукционистские теории, а также спиритуалистические теории. Здесь окончательное суждение находится в компетенции философии и, кроме того, богословия. Учительство Церкви активно интересуется вопросом эволюции, ведь он затрагивает представление о человеке, созданном, согласно Откровению, по образу и подобию Бога. Соборная конституция Gaudium et Spes прекрасно изложила эту доктрину, являющуюся одним из основных элементов христианской мысли. Собор напомнил, что «человек – единственное создание на Земле, желаемое Богом ради него самого». Иными словами, личность человека не может быть использована как средство для достижения цели или инструмент – как вида, так и общества; у него есть собственная ценность. Он – человек. Благодаря разуму и воле он способен вступать в отношения, общение, единение, дарить себя себе подобным. Св. Фома отмечал, что сходство человека с Богом заключается, в частности, в его умозрительном интеллекте, поскольку его отношения с объектом познания подобны отношениям Бога с Его творением (Summa Theologica III, q 3, a 5, ad 1). Но больше того – человек призван вступить в отношения любви с Самим Богом, отношения, которые обретут полноту в конце времен, в вечности. В тайне воскресшего Христа нам открывается полное величие этого призыва (Gaudium et Spes, 22). Именно благодаря бессмертной душе человек целиком, вместе с телом, обладает столь великим достоинством. Пий XII подчеркивал: в то время как человеческое тело возникало из предшествовавшей живой материи, одухотворенная душа создана непосредственно Богом («animas enim a Deo direct creari catholica fides non retimere iubet») (Humani Generis). В результате, те теории эволюции, которые, в силу вдохновляющей их философии, рассматривают дух либо как возникший под влиянием живой материи, либо как всего лишь эпифеномен этой материи, несовместимы с истиной о человеке. Следовательно, они не могут служить основанием достоинства человеческой личности. Говоря о человеке, мы сталкиваемся с иным онтологическим порядком – можно сказать, с онтологическим скачком. Но, ставя столь великий онтологический разрыв, не нарушим ли мы физическую непрерывность, кажущуюся основным направлением исследований эволюции в области физики и химии? Понимание разных методов, используемых в разных областях науки, позволит нам объединить две точки зрения, которые на первый взгляд могут показаться несовместимыми. Научные наблюдения описывают и измеряют со все большей точностью многие проявления жизни и фиксируют их на временной шкале. Момент перехода в духовное царство нельзя обнаружить таким же образом – хотя мы все же можем различить ряд признаков специфичности человеческой жизни посредством экспериментальных исследований. Но опыт метафизического знания, самосознания и самоосознания, нравственного сознания, свободы или эстетический и религиозный опыт необходимо анализировать посредством философской рефлексии, в то время как теология стремится прояснить окончательный смысл замыслов Творца. В заключение я хотел бы напомнить евангельскую истину, которая способна пролить великий свет на ваши исследования о происхождении и развитии живой материи. На самом деле Библия несет необычайную весть о жизни. Она показывает нам жизнь, поскольку характеризует высшие формы существования, в образе мудрости. Этот образ привело меня к написанию энциклики, которую я посвятил уважению к человеческой жизни и которую я назвал Евангелием Жизни. Примечательно, что в Евангелии от Иоанна под жизнью подразумевается тот божественный свет, который приносит нам Христос. Мы призваны войти в вечную жизнь, то есть в вечность божественного блаженства. Чтобы защитить нас от грозящих нам искушений, Господь наш цитирует великие слова Второзакония: «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор 8:3; Мтф 4:4). Более того, «жизнь» - одно из самых прекрасных именований, которое Библия дает Богу; Он Бог Живой. От всего сердца я призываю на всех вас и всех ваших близких обилие божественных благословений. 22 октября 1996 г. Перевод: Теист (Вахтанг Мирцхулава) Источник: vk.com Комментарии: |
|