«Мы дорожим каждым шагом к истине, который когда-либо делала наша наука; мы не думаем, что наша наука началась с нами» — высказывание, принадлежащее выдающемуся отечественному учёному Льву Семёновичу

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-11-06 12:36

Философия ИИ

«Мы дорожим каждым шагом к истине, который когда-либо делала наша наука; мы не думаем, что наша наука началась с нами» — высказывание, принадлежащее выдающемуся отечественному учёному Льву Семёновичу Выготскому. Сегодня, 5 ноября, мир отмечает его 125-летие.

Такая простая, но такая мудрая мысль о том, что при движении вперед нельзя забывать опыт прошлых лет, сегодня как никогда значима. Мы можем наполнять нашу жизнь бесконечным количеством технических достижений, разрабатывать революционные методики обучения и стремиться покорить мир, но все это окажется малоэффективным в случае, если мы не знаем по каким законам функционирует наша психика. А меж тем, эти законы уже давно не тайна под семью печатями. Они были открыты и доказаны благодаря самоотверженному труду ученых, их острому желанию сделать этот мир лучше.

Лев Выготский родился в 1896 году в городе Орша (Беларусь), получил прекрасное домашнее образование и с ранних лет тяготел к искусству и литературе, что совсем неудивительно: юность будущего учёного пришлась на расцвет модернизма, когда старые формы искусства и организации общества утратили свою актуальность, а на смену им пришли революционные идеи, облачённые в утончённую образность и символизм. Как справедливо замечает М. Г. Ярошевский, создавший фундаментальную работу по истории психологии, Выготский — это дитя Серебряного века. Во многом его любовь к литературе и предопределила его путь в науку, предопределила создание той самой концепции, которая изменила направление научного поиска.

Однако начинал Лев Семёнович не как психолог. Некоторое время он получал высшее юридического образование в Московском университете, но продолжить карьеру в этой области не пожелал, вместо этого ушёл на историко-философский факультет Университета имени А. Л. Шанявского (современный РГГУ). В студенческие годы посвятил себя изучению образа Гамлета, его философскому основанию, а также написанию многочисленных литературных заметок. Позже будет опубликована его монография «Психология искусства». Но по-настоящему судьбоносным событием в жизни Выготского станет научная конференция по психоневрологии в 1924 году, на которой он выступал с докладом. На тот момент Выготский руководил экспериментальной лабораторией при Гомельском педагогическом техникуме. На этом мероприятии он знакомится с Александром Романовичем Лурией, который пригласил его в Институт экспериментальной психологии в Москве. Этот момент можно считать отправной точкой в развитии их научного тандема. Взаимопроникновение идей и научное сотворчество двух гениальных учёных позже приведут к формированию так называемого круга Выготского-Лурии, в который войдут и другие видные исследователи в области психики человека: А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и другие.

Так в чём же заключается феномен этой удивительной личности? Чем конкретно мы обязаны Льву Семёновичу Выготскому?

Научное наследие И. М. Сеченова и И. П. Павлова объясняло психику изнутри — это эра физиологического познания, когда учёные стремились заглянуть в самую суть организма и разгадать тайну бытия вполне приземлёнными методами. Но как было сказано выше, Выготский никогда не отрицал былых свершений своих коллег по научному поприщу, он избрал другой путь. Вооружившись прежними знаниями, как фонарём дальнего освещения, Выготский принялся исследовать реальность во внешнем её проявлении — его интересовала культурная среда в историческом срезе и то, как она влияет на развитие и становление личности. Таким образом, он изобрёл новый вектор изучения психики, гармонично дополняющий уже имеющееся знание.

Как известно, единицей культуры (под которой подразумевается всё внешнее, что сотворено человеком, включая правила, нормы, установки) является знак, символ. И в этом аспекте юношеское увлечение Выготского поэзией Серебряного века стало пророческим. Ведь философия того периода предполагала осмысление мира посредством знаков и их интерпретации. Лев Семёнович создаёт свою Культурно-историческую теорию психического развития, в которую вкладывает следующую идею: индивид усваивает знаки из внешней среды, благодаря чему в будущем может самостоятельно регулировать своё поведение в соответствии с социальными нормами. Возможно, сейчас эта мысль кажется очевидной, но тогда она была близка лишь небольшой группе бихевиористов, которые рассматривали социальную ситуацию как стимул, оказывающий влияние на поведение.

Но как именно происходит процесс усвоения знаков человеком? Чтобы ответить на этот вопрос, Выготскому понадобился еще не сформировавшийся ум — ум ребёнка. Но вопреки расхожему мнению, исследователя нельзя считать исключительно детским психологом, хотя его открытия в этой области весьма значимы. Исследуя развитие психики у детей, он все же стремился найти универсальные формулы для решения проблем всего человечества.

Неоценимый вклад в науку Александра Романовича Лурии, который создал функциональную карту мозга (каждая зона отвечает за конкретную функцию), наряду с изысканиями Выготского позволили сформировать закон о системном строении сознания, который сводится к тому, что ни одна психическая функция не работает изолированно от других, а их развитие происходит поэтапно. Это значит, что, если какое-то «звено» будет утрачено или повреждено, вся система даст сбой. Этот закон лежит в основе и современной дефектологии — науке о психофизических особенностях развития детей с аномалиями. Сначала младенец усваивает знаки внешнего мира путём их восприятия, затем, в возрасте от 3 до 7 лет, подключается функция памяти, когда мышление постепенно переходит из внешнего плана во внутренний, и только к 7 -11 годам окончательно формируется функция мышления. Но если какой-то из этих этапов будет упущен или ограничен (к примеру, опасным увеличением времени, проводимом с гаджетами), возможны серьёзные нарушения. Этот закон также объясняет, почему ребёнок в определенном возрасте не способен выполнить поставленные перед ним задачи — его мозг еще просто «не дорос» до того, что взрослому кажется элементарным и очевидным.

Выготский вводит понятие высших психических функций — то есть таких элементов психики, как мышление, речь, воображение, произвольное внимание, которые присущи только человеку. Но согласно закону о формировании этих функций, главным является взаимодействие ребёнка со взрослыми, которые создают для него социально-культурную среду. И это взаимодействие происходит посредством общения — обмена знаками. Ни один ребёнок не способен развиваться автономно. Знаменитые дети-маугли имеют внешнюю схожесть с человеком, но их психика не тождественна психике человека, поскольку в ее структуре отсутствует принципиально важный элемент — речь. Выготский подчеркивал особую значимость речи как логического инструмента, необходимого для совершения сложных мыслительных операций. Недостаток речевого опыта в раннем детстве трудно поддаётся коррекции. Банальная истина — с детьми нужно говорить.

Жалобы на ребёнка один из самых частых запросов психологу. Отсутствие элементарных знаний об устройстве психики не позволяет родителям сохранять спокойствие в кризисные моменты, приводит к неэффективному взаимодействию взрослых с детьми. Вместе с тем понимание истинной природы и назначения кризиса помогает адаптироваться к сложной ситуации и сохранить «нервы». Благодаря Выготскому мы знаем, что развитие психики происходит неравномерно, каждый этап должен привести к появлению качественного новообразования, что становится возможным только в результате преодоления противоречия между потребностями ребёнка и его возможностями их удовлетворить. Но и эти возможности открываются маленькому существу через контакт со взрослыми, через процесс обучения, которое, по мнению Льва Семёновича, должно идти на опережение. Это явление он назвал зоной ближайшего развития: взрослые помогают ребёнку овладеть необходимым навыком до автоматизма, после чего его умение переходит в зону актуального развития.

Мы не перестаём говорить о важности научного наследия психологии не ради красного словца, не ради галочки в контент-плане — задача просвещения довольна проста, но чрезвычайно амбициозна: мы стремимся донести знания, которые на практике помогают улучшать жизнь, знания, которые дают ответы на многие насущные вопросы.

Юлия Купрейкина


Источник: vk.com

Комментарии: