ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИИ. РЕДУКЦИОНИЗМ И АНТИРЕДУКЦИОНИЗМ | КОЦЮБА В.И. | МФТИ, КУРС ЛЕКЦИЙ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-11-28 07:31

Философия ИИ

Редукционизм: механицизм

Редукционизм предполагает, что изучение объектов биологии может быть сведено к изучению физических и химических процессов в этих объектах, которыми можно объяснить все свойства и особенности биологических объектов. Такая позиция получила распространение в XVII столетии в связи с распространением механистической картины мироздания, когда животные представлялись как некие механизмы, в которых все процессы подчиняются законам механики.

Антиредукционизм: витализм

Но в XVIII столетии среди натуралистов, биологов, зоологов стал популярен витализм (от слова vita — жизнь), который в противовес механицизму предполагал, что в живых организмах существует действие некой формообразующей силы, которая, созидает живой организм и использует физические и химические процессы только как инструменты для построения биологического организма. И эти процессы подчиняются определенным правилам, которые задаются этой некой жизненной силой, которая формирует жизнь и живые существа. К представителям витализма относились Карл фон Бэр, Эразм Дарвин, а также некоторые другие биологи. Они считали, что это некая нематериальная сила.

Редукционизм: биохимический подход

В XIX веке появились цитология, генетика в первоначальном варианте и развитие органической химии, что в начале XX столетия привело к рассвету биохимии. В XX столетии представители биохимии были сторонниками редукционизма, полагая, что с помощью биохимии можно объяснить феномен жизни и жизнедеятельности организма.

Антиредукционизм: неовитализм

И снова, как и в прошлом, вот такому представлению был противопоставлен в рамках биологии неовитализм. Его основными представителями были Ханс Дриш и Якоб фон Икскюль. Они снова стали говорить о том, что существует некая сила. Дриш говорил об энтелехии, используя аристотелевское понятие применительно к живым существам. Икскюль говорил о некоем плане, которому следуют все организмы. И то, и другое означало, что в организме существует какая-то система целеполагания, которая определяет функционирование и особенности органов или частей организма. Таким образом, целое не сводимо к частям, потому что просто совокупность частей еще не даст организм или химические реакции между этими частями еще не дадут функционирование организма. Для этого нужно нечто большее. Вот это большее неовиталисты объясняли с помощью понятия энтелехии или как некий такой природный план, который реализует себя в построении жизнедеятельности живого организма. В целом, вот такой подход получил название холистического. Философский термин холизм (от др.-греч. ???? – целый) означает подход, предполагающий, что целое не сводимо к совокупности частей, в нем присутствует всегда нечто большее, чем просто совокупность частей.

Редукционизм: теоретико-системный подход

В середине XX столетия редукционизм получил поддержку благодаря развитию теории систем и кибернетики. В частности, фон Берталанфи, как вы, наверное, знаете из других курсов, разработал общую теории систем. И благодаря развитию теории систем стало возможным на абстрактном уровне реабилитировать понятие «цельный», не прибегая, например, к виталистическим представлениям и понятию целеполагания, например, в рамках кибернетики. И вот на базе такого подхода теоретико-системный подход был использован и в биологии. Организм с этой точки зрения стал пониматься как некая система, связанная с восприятием, переработкой, хранением и использованием информации. Но здесь имела место следующая проблема: кибернетика и теория систем больше говорят о процессах кодирования информации, а вот семантический уровень информации они не рассматривают. Для биологии как раз был важен именно последний. На теоретико-системный подход в XX столетии возлагались большие надежды. К сожалению, они не оправдались, поскольку существование и появление семантического уровня не объяснялись в рамках теоретико-системного подхода.

Антиредукционизм: органицизм

В XX столетии в качестве альтернативы данному подходу сформировалось направление под названием органицизм. Его основные представители были У.Риттер и Э.Рассел. Еще в начале XX века они в своих работах подчеркивали, что организм своей целостностью является столь же существенным для своих элементов, как элементы для общей организации организма. Особенность органицизма – утверждение, что единицей жизни следует рассматривать не клетку, а организм. Органицисты постулировали тезис, что организм не сводим к своим частям, продолжая здесь линию неовиталистов. Они полагали, что кибернетика не может объяснить самостоятельную активность организма. Кибернетика имеет дело с машинами, построенными человеком, его разумом, которые имеют существенное отличие от живых организмов. Машины зависят от тех, кто их разработал, действуют соответственно определенной программе и так далее. Конечно, они рассуждали о машинах на том уровне развития техники, который был достигнут в их время. Сейчас в связи с развитием новых технологий некоторые из их аргументов можно считать устаревшими. Но в целом, так или иначе, позиция органицистов со временем становилась все более и более привлекательной в области биологии.

Редукционизм: СТЭ, теория эгоистичного гена

Одной из разновидностей редукционизма можно считать такие крайние варианты из синтетической теории эволюции, как теория эгоистичного гена известного эволюциониста Ричарда Докинза. Для него жизнь – существование генов, а все остальное – это то, что обеспечивает репликацию генов и возможность этой репликации. Соответственно, для Докинза организм – это нечто совершенно служебное, вторичное и несущественное вообще для жизни; это то, что обслуживает гены. Здесь фактически получается тоже редуцирование живых организмов к неким таким вторичным структурам, которые обслуживают существование генов. Мы еще вернемся к этой теме несколько позднее.

Антиредукционизм: биосемиотика

В этот же период во второй половине XX века важным стало развитие такого направления, как биосемиотика. Она рассматривает живые организмы как некие знаковые системы, специфику жизни видит в семиотическом, т.е. знаковом характере процессов, которые происходят в рамках жизнедеятельности. Основателем биосемиотики считается фон Икскюль. В данном случае важным оказалось то, что процессы, которые описывает биосемиотика, имеют очень высокую степень сложности. И в соответствии с этим возник вопрос, при такой степени сложности могут ли системы, в которых происходят такие процессы обмена и хранения информации, быть редуцированы процессом химического синтеза, с помощью которого можно объяснить все особенности этих систем. И вот биосемиотика поставила много вопросов для редукционистских позиций в биологии, потому что выяснилось, что эти системы существуют так, что требуется одновременное существование сразу нескольких сложных компонентов. А в случае редукционизма обычная схема: если части предшествуют целому, то значит эти части, чтобы объединиться, должны последовательно прибавляться; синтез должен иметь какой-то последовательный характер. Если же представляется, что части возникают одновременно, то степень вероятности такого процесса достаточно невелика. Здесь возникает множество проблем: как это вообще осуществить?

Коцюба В.И., доцент, д.филос.н.


Источник: vk.com

Комментарии: