Вторая сложность "Феноменологии духа"

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Освоить наименования содержания просто, но не просто пройти эти три круга, т.к. феноменологическое развитие идет стихийно, хотя и с необходимостью (не случайностью). Заранее знать, как идет развитие духа нельзя, т.к. развитие стихийное. Результат сложно предсказать, каждый в понимании создает свою феноменологию, у Гегеля есть только исходный материал, читая который каждый создает что-то своё, в зависимости даже от мировоззрения, уровня культуры и т.п. К примеру, М.И. Белоногов (МИБ) осмыслил эволюцию форм мышления в трёх конечных и бесконечных формах:

1. Мышление в конечных восприятиях – первобытное стадо.

2. Мышление в бесконечных восприятиях – родо-племенной общинный строй. (Ассоциативная логика)

3. Мышление в конечных представлениях – рабовладельческий строй.

4. Мышление в бесконечных представлениях – феодальный строй.(Комбинаторная)

5. Мышление в конечных понятиях – капиталистический строй.(Формльная)

6. Мышление в бесконечных понятиях – коммунизм.(Диалектическая логика)

Третья сложность

У Гегеля нигде не рассматривается мышление (гносеология) отдельно от бытия (онтология). Всегда рассматривается только отношение мышления и бытия. К примеру, в первом круге: сознание, самосознание, разум. Сознание уже отношение, т.к. знание об ином, об объекте. Гегель в пропедевтике пишет о сознании:

Наше обычное знание представляет себе лишь предмет, который оно знает, но в то же время не представляет себе себя, т.е. самого знания. Целое же, которое налицо в знании, это не только предмет, но и Я, которое знает, а также взаимоотношение между мной и предметом – сознание.

В самосознании аналогично. Прежде чем сознание стало предметом самого себя, оно сняло в себе этот внешний предмет на уровне той же формальной логики. Это при чтении «Феноменологии духа» мышлением трудно улавливалось.

А на уровне разума, когда сознание в самосознании определило себя в бесконечном понятии, оно вернулось к снятому предмету и определило его содержание уже в форме бесконечного понятия (теоретическое отношение сознания к миру).

После «Феноменологии духа» Гегель везде рассматривает только отношение мышления и бытия. С этого начинается философия, т.е. с всеобщего единства мышления и бытия, это же отношение усмотрел Энгельс в основном вопросе философии. Но до Гегеля никто не исследовал сознание, самосознание и разум (Платон, Кант: чувственность, рассудок, разум) как отношение мышления и бытия.

И то, что у Канта завершено (чувственность, рассудок, разум) у Гегеля только первый круг, начало. Тем и отличается случайность (раздельность мышления и бытия) от необходимости (отношения мышления и бытия). Гегель не онтолог и не гносеолог, поэтому он не может «заблуждаться» с позиции онтологии, или гносеологии. Эмпирический путь искажает действительность. О бытии знаем только путем мышления, одно бытие не может быть. И мышление немыслящего бытия не бывает, т.е. что есть бессмысленное бытие? Поэтому одно мышление делать предметом нельзя. Все историческое развитие от Парменида до Гегеля есть процесс определения мышления и бытия (ЛАС: бесконечное понятие философии). Это только кажется то, что философия в себе самой делится на онтологию и гносеологию; это только кажется то, что история философии есть борьба материализма (бытие) и идеализма (мышление). Видимость, что иллюзий духа, противоречит сути дела. Так возникает эмпиризм и материализм: каков предмет - таково и сознание. Так возникает идеализм и метафизика (мыслю - значит, существую): каково сознание – таков и предмет. Видимость выражает явление, но это не сама сущность.

Комментарии: