ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - ЭТО НЕ ТО, О ЧЕМ ВЫ ДУМАЕТЕ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-10-11 11:06

Работа разума

Это не про рисование, лепку, музыку и прочие творческие занятия.

У людей есть два , в глобальном смысле, типа мышления :

- алгоритмизированное (стандартное)

- не алгоритмизированное (творческое, креативное) 

Основу нашего поведения составляют  привычные действия, которые относятся к алгоритмизированному мышлению. Это те последовательности действий, которые мозг может выполнять "на автомате", не отвлекая хозяина обдумыванием, оставляя обдумывание для более важных дел.

 Человек может чистить зубы, бриться, мыть руки, что угодно делать автоматически, в это время размышлять о том, например, как он будет выступать на конференции. Все типичные, привычные ,стандартные алгоритмы действий "записаны" в мозге в  своеобразную "матрицу стандартов".  И для их реализации, для бездумного выполнения рутинных  действий мозг задействует свои площади частично, немного. 

Есть также мозговой механизм - "детектор ошибок",который контролирует правильное выполнение этой «матрицы стандартов». Этот детектор ошибок как раз и  позволяет нам не думать, как мы выполняем рутинные действия, но ! если какое-то действие не соответствует "матрице стандартов", то есть тем шаблонам, которые записаны в памяти головного мозга, то включается  "сигнал тревоги". У человека  возникает ощущение, что как бы где-то произошел сбой, что-то не то происходит , начинает "фонить" чувство беспокойства и раздражения. Например, пришли на работу, и что что-то не то..., что-то беспокоит подсознательно. Сознание начинает думать : что такое, почему?  А!  вот оно - утюг забыла выключить!

Так работает наша "матрица стандартов"  и детектор ошибок.

Наталья Петровна Бехтерева  открыла этот механизм детектора ошибок еще в 60-х годах прошлого века. Все это - рутинные алгоритмы, матрица стандартов и механизм контроля - относится к алгоритмизированному мышлению.

Творческое мышление, наоборот, не алгоритмизировано, для него нет стандартов. 

Когда человек решает творческую задачу, делает что-то не стандартное, для чего алгоритмов не существует, работает ВЕСЬ  мозг. 

Когда  мозг творит, когда человек специфическим образом мыслит - креативно - работают все нейроны.

А  когда человек использует  стереотипное мышление, алгоритмизированное - то работают лишь локальные отделы мозга. В этом  отношении детектор ошибок – это  "антитворческий" элемент, потому что он пытается сдержать творческую мыслительную деятельность. 

Есть взрослые люди, которые умеют творчески, креативно мыслить, есть люди, которые не умеют, мозг их не развился в этом отношении.

Отсутствие творческого мышления приводит к тому, что мозг становится менее пластичным и не использует все свои возможности. Общий закон для всего живого - что не раьотат,то "усыхает". Если постоянно работают лишь локальные области мозга - это не способствует развитию 

 Поэтому  ещё одна важная  задача образования в школьном возрасте – развить у ребенка способность творчески мыслить.

 Ещё раз проговорю - это не про обучение рисованию, музыке, танцам и прочее. Обучение (в творческих направлениях тоже) - это всегда , так или иначе, работа по образцу, так дети вырабатывают необходимые навыки, знания и умения, повторяя готовые шаблоны и алгоритмы. Творить их мозг начинает когда ребенок, овладев основами, создаёт что-то НЕ по образцу, вне алгоритмов.  

КАК ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Что  происходит с развитием творческого мышления  в системе школьного образования ? 

Сейчас тестовая система, не позволяет творчески подходить к решению учебных задач. Всё должно быть формально сделано по образцу - именно это поощряется.

Свои, оригинальные варианты решений в любой области не одобряемы.

Кроме того, постепенно система формирует у детей искажение смысла обучения в целом - дети изучают предметы, не для того чтобы осознанно развивать ум, себя, познавать новое, а для того чтобы просто получить оценку, сдать тест,получить одобрение своей "стаи" или значимых взрослых.

Есть серьезная нестыковка между потребностью родителей развивать у детей творческое мышления, и неспособностью системы образования обеспечивать развитие творческого мышления. Это важно осознавать.

КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, РАЗВИТОЕ ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ ПОМОГАЕТ РАБОТАТЬ ТВОРЧЕСКОМУ КАЧЕСТВЕННО

О том как развивать у ребенка понятийное мышление и почему это важно, писала здесь

https://vk.com/wall-166359192_10138

Теперь про важность учебников, терминов, присвоения  научных знаний, классификаций для развития творческого мышления.

Представьте, что у человека мало теоретических  знаний.

Знания (образно) это как бы некие "кубики" из конструктора. Знания теории же одинаковые, универсальные, эталонные и  любой человек может их понять и присвоить, взять себе "в конструктор". 

Что такое творческое, креативное мышление по сути?

Это конструирование из кубиков-знаний таким образом, каким НИКТО ЕЩЕ НЕ ДЕЛАЛ. Это получение ОРИГИНАЛЬНОГО продукта, НЕТИПИЧНОГО результата  из типичных кубиков-знаний.   

Для того чтобы творить, для того чтобы творческое  мышление работало, и, как следствие, мозг активно работал всю жизнь и развивался, очень важно, чтобы количество кубиков было большим, то есть количество знаний было большим и ПРАВИЛЬНЫМ, НАУЧНЫМ, ЛОГИЧНО ВЫСТРОЕННЫМ. 

Если знаний мало - поиски решения, поиски новых возможностей будут невозможны. Мало "кубиков". 

Если знания неточные - "кубики" кривые  и косые - новые творческие решения могут быть креативными и оригинальными, но бессмысленными.  

Это касается и буквально творческих занятий (когда, например, процесс и результат испражнения в социально неодобряемом месте приравнивается к оригинальному творческому акту и выставляется напоказ, как инсталляция с глубоким "смыслом"). 

Для действительно продуктивного творческого мышления, создания чего-то разумного, полезного и оригинального -  важно обладать знаниями специфическими и логично выстроенными  не только в рамках одной науки, но также  и в параллельных науках, и в отдаленных областях каждой науки. 

Если  мы даем ребенку  минимальный объем знаний, как это сейчас происходит в школе и как это становится модным в менталитете родителей ("да зачем вся эта муть , химия, физика, кому это реально в жизни пригодилось")- эффективное развитие РАЗУМНОГО  творческого мышления будет невозможно. 

Креативность ради креативности , креативность без логики и знаний = неадекватное отражение мира в искусстве. Это глупые, не жизнеспособные идеи в ЛЮБОЙ области. Сколько горе - предпринимателей начинают свои "офигенные" проекты, не осознавая их неадекватности ситуации и потом удивляются, как же это столько денег то потеряли, что же это ничего не получилось то.

Почему до сих пор на первых местах в мире в рейтинге ВУЗов стоят "древние" системы Оксфорда и т.д.? Почему серьезные работодатели ценят выпускников этих вузов? 

Эти вузы берут в обучение  не всех детей, даже при наличии финансовых возможностей у родителей. Чтобы пройти по конкурсу нужно чтобы ребенок обладал хорошо сформированными крепкими знаниями из наук. Именно это - предпосылка для развития понятийного и творческого мышления, которые столь ценятся сейчас в мире.  

Развитие и понятийного и творческого мышления НЕВОЗМОЖНО без опоры на крепкие знания из классических наук. 

Знание наук невозможно без отличной зафиксированности в памяти терминов (с пониманием смысла, разумеется), научных классификаций и взаимосвязей. 

То есть для развития творческого и понятийного, логического мышления в первую  очередь нужно выстроить в голове ребенка систему понятий: многоуровневую систему знаний, логичную и научно обоснованную,  где каждый "слой", как полочка в библиотеке "промаркирован" и мозг ребенка имеет быстрый доступ к любому "кубику". 

ОПАСНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ОБРАЗОВАНИИ

Без упора на присвоение знаний от простого, базового к сложному - никак не обойтись. В этом деле лучше всего работают   проверенные , хорошие учебники, где уже выделены базовые научные понятия и классификации. 

Чтобы дети могли РАССУЖДАТЬ, а не  просто говорить "умные слова с умным видом", создавая видимость логичности - сначала им необходимо присвоить крепкую  базу знаний из наук. 

Присваивать ее можно и нужно, учитывая индивидуальные  возможности и особенности детей, стимулируя их интерес, вовлекая детей в проектную деятельность. 

Интерес + практикоориентированность обучения - это прекрасно. Только это одна часть процесса. 

Вторая часть процесса  - серьезное присвоение знаний, теории, которую важно запомнить. А для этого на одном интересе не выехать. Нужно силу воли и самоконтроль подключать. 

Есть экспериментальные проекты, которые демонстрируют, что дети получают знания и без особых усилий, как бы играя. И из этого люди делают ошибочный вывод о том, можно дать любому ребенку знания эффективно без усилий с его стороны.

Важно вот что понимать - в такие экспериментальные проекты ВСЕХ ПОДРЯД детей не берут. У всех проектов есть система отбора, и попадают в систему в итоге единицы из сотен - дети с изначально генетически подходящими данными,  способные дети,с сильным интеллектом и памятью.  

А если говорить о массовом подходе к обучению детей - обычных , не нормотипичных, коих большая часть сейчас в популяции - астеничных, с СДВ И СДВГ, ЗПР, ЗРР, нарушениями в работе первого и третьего блока мозга - им нужно сочетание классического подхода (с заучиванием терминов и работой по схеме) и не классического подхода (следование за интересами ребенка, проекты, игры и прочее) .

Можно ведь великолепно  проводить проекты, встречи, выезды и заниматься прочей активностью, следуя за интересом ребенка и создавая новый интерес.

Впечатлений и эмоций у ребенка будет море. 

Но ЗНАНИЙ в итоге в голове останется с гулькин нос . Что эмоционально особо значимо - в память врежется. Что нет, но существенно для развития - не врежется.

===============

Вот, что говорит по этой теме Святослав Медведев, советский и российский физиолог, академик РАН, член бюро Отделения физиологических наук РАН, с 1990 по 2017 год директор Института мозга человека РАН (сын Н.П.Бехтеревой)

"...Эксперименты проводят повсеместно, регулярно, пытаются доказать, что новые программы хороши.

На самом деле это очень спорно, потому что результаты эксперимента – это всегда " здесь и сейчас", так скажем. Даже если он занимает несколько лет, все равно это здесь и сейчас по сравнению с поколениями людей, которые будут учиться потом по этим новым программам. Вот эти эксперименты, они бывают удачные. Почему? Потому учитель старается, наблюдают все, внимание уделяют этому эксперименту. И да, всё получается здесь и сейчас. А в отдаленном будущем последствия бывают очень-очень нехорошие."

==================

Используя лишь интерес, проекты,  и свободу, столь любимые некоторыми родителями, игнорируя классический  опыт обучения, мы можем получить очень свободных, креативных, любознательных и....не умеющих мыслить, ГЛУПЫХ взрослых, с допонятийным уровнем мышления. С креативностью ради креативности. 

Также неподходящий вариант развития мышления можно получить, если упираться в "как раньше", заваливая ребенка упражнениями из "сталинских" и "советских" учебников , совершенно не создавая связи теории с жизнью. 

Оптимальный вариант - баланс практики и теории , выучивания и осмысления, интереса и самоконтроля , с грамотным подходом к мотивации на основе нейропедагогики. 

ВАЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ МОРАЛИ

И небольшая ремарка в конце.

При упоре на развитие мышления самое важное помнить о развитии нравственности и мировоззрения. Без опоры на важные ценности мы можем получить к к 25 годам (время,когда мозг заканчивает формирование) очень логичных, умных молодых людей, но, напрмер,  не наших единомышленников. Или с моралью низкого уровня, а именно моралью не автономной , зависящей от мнения авторитетной  группы людей.

Становления и развития  формально-логических операций недостаточно; даже интеллектуально развитые взрослые люди могут не иметь автономной, зрелой  морали - с опорой исключительно на внутренние ценности . Только 10% подростков к 21 году поднимаются до высшего уровня морального сознания сами по себе, остальные остаются на низшем.

МОРАЛЬ – это СПОСОБ РЕШЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

Это тоже про мышление ( логику и интуицию).

Мораль - это инструмент – более или менее сложный, более или менее точный, но всего лишь инструмент.

На нижних уровнях – детская педальная машинка, на верхних – феррари. А куда оно поедет, зависит от водителя, от его убеждений, ценностей, развития души, образно говоря. И мораль, как и мышление, сама по себе не развивается в высшие формы. Важно целенапраоенное  влияние извне( образование / воспитание) + собственная деятельность ребенка. 

Все это - понятийное мышление, творческое мышление, развитие "морального" мышления на высоком уровне - одна система. Все взаимосвязано , все взаимовлияюще и определяет будущее ребенка. Нельзя пренебречь ни одной из частей системы, чтобы не навредить развитию ребенка.

Нет смысла заниматься развитием креативности по спецметодикам без опоры на высокую позитивную мораль и крепкие знания из наук - есть возможность вырастить не приспособленного к жизни "творческого" , безхарактерного человека.

Нет смысла глубоко изучать науки, без опоры на высокую мораль, игнорируя креативность - есть риск получить упертого, жестокого "человека науки", умника, для которого цель всегда оправдывает средства.

Нет смысла развивать мораль, без опоры на научные знания и креативность - есть риск получить негибкого , жестого глупца, для которого догматы выше всего, выше любви. Именно так появляются адепты идеи о плоской Земле, адепты сект и просто жестокие религиозные фанатики. Причем, в рамках любой веры - и атеистической веры тоже.

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

КРЕАТИВНОСТЬ

ВЫСОКАЯ ПОЗИТИВНАЯ МОРАЛЬ

Это все вместе важно для РАЗУМНОГО развития и воспитания вашего ребенка.

Было интересно?

Полезно?

Отклик под постом и нажать сердечко - уместная благодарность автору.

С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нейропедагог, нутрициолог, учредитель семейного центра "Лесенка", автор курсов экспертного родительства

P.S. в ноябре стартует важный для разумного воспитания ребенка курс "Ваше родительство". Следите за анонсами в группе :)


Источник: vk.com

Комментарии: