Тот факт, что многие психические и поведенческие особенности если не определяются генетическими факторами полностью, то, по меньшей мере, находятся от них в сильной зависимости, в настоящее время не

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-10-17 13:19

работа мозга

Тот факт, что многие психические и поведенческие особенности если не определяются генетическими факторами полностью, то, по меньшей мере, находятся от них в сильной зависимости, в настоящее время не вызывает уже никаких сомнений. Наиболее яркий и показательный пример такого рода – это знаменитые беляевские лисы. В 50-х годах XX века генетик Дмитрий Константинович Беляев совместно с Людмилой Николаевной Трут и другими сотрудниками начал эксперимент по одомашниванию серебристо-чёрной (чернобурой) лисицы. Лисы отбирались на зверофермах исключительно по признаку «дружелюбия» к человеку, то есть минимального проявления как страха, так и агрессии. Такие дружелюбные к человеку лисы скрещивались между собой. В результате всего за несколько поколений учёным удалось вывести породу одомашненных лис. Параллельно также исключительно методом искусственного отбора учёные вывели и породу с противоположным признаком – крайней агрессивностью по отношению к человеку.

В экспериментах с пересадкой эмбриона было доказано, что дружелюбие (как и агрессивность) к человеку является именно генетическим признаком и не связано с воспитанием и передачей поведенческих навыков родителями посредством обучения.

Любопытно при этом то, что, хотя искусственный отбор производился исключительно по поведенческому признаку, у одомашненной породы лис вскоре появилось множество внешних морфологических признаков, отличающих их от лис дикого типа и явно напоминающих собачьи – укорочение лап и морды, нарушение прикуса, закручивающийся колечком хвост, задержка отвердения ушного хряща (вислые уши), белые и рыжие пятна на шкуре, в том числе и характерная для самых разных домашних животных «звёздочка» на голове. У одомашненных лис стали проявляться и совершенно нехарактерные для лис, но характерные для собак черты поведения: тенденция к постепенной утрате сезонности репродуктивной активности, виляние хвостом, поскуливание при общении с человеком, одна из беляевских лис даже воспроизвела поведение сторожевой собаки и стала лаять на посторонних. При этом морфологические изменения у одомашненных лис нельзя объяснить просто прекращением действия стабилизирующего отбора, так как эти признаки никак не проявились у лисиц контрольной группы, живших в тех же условиях, но не подвергавшихся искусственному отбору на дружелюбие к человеку.

Для объяснения этого феномена самим Д.К. Беляевым была выдвинута гипотеза дестабилизирующего отбора, состоящая в том, что резкая смена вектора отбора приводит к общему увеличению вариабельности признаков.

Но можно объяснить результат и иначе: отбор по поведенческим признакам фактически означал существенное смещение баланса целого ряда гормональных и нейромедиаторных систем, под контролем которых находятся, в том числе, и морфологические признаки. И, действительно, секвенирование геномной ДНК лис и РНК из тканей их мозга выявило множество генов, вовлечённых в изменения и подвергшихся положительному отбору в разных линиях. Среди них оказались гены, имеющие отношение к гормональной регуляции, дифференцировке клеток нервного гребня, формированию межклеточных контактов и к синаптической передаче сигналов в мозге. В частности, среди прочих генов с дифференциальной экспрессией значительная часть кодируют рецепторы нейромедиаторов серотонина и глутамата, либо белки, участвующие в передаче сигналов от этих рецепторов внутри клетки. Активация этих рецепторов может прямо или опосредованно через сложные цепочки взаимной регуляции влиять на секрецию целого ряда нейромедиаторов и гормонов, включая серотонин, гамма-аминомасляную кислоту и дофамин. Изменения у селектированных лис уровня серотонина, а также адренокортикотропного гормона может играть важнейшую роль в регуляции поведения.

Таким образом, обобщая и несколько упрощая, можно констатировать, что ключом к пониманию механизма генетического кодирования тех или иных психических и поведенческих особенностей являются: 1) механизмы регуляции синтеза, секреции и утилизации ряда нейромедиаторов, нейрогормонов и собственно гормонов, 2) механизмы регуляции экспрессии и активности их рецепторов и связанных с этими рецепторами вторичных посредников, передающих сигнал от рецептора на внешней мембране внутрь клетки и 3) генетически обусловленные механизмы морфогенеза нервной системы, в том числе ростовые факторы и связанные с ними компоненты регуляторных систем.


Источник: vk.com

Комментарии: