Поколения HomoCuberus

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-10-11 06:40

Философия ИИ

В прошлом посте рубрики мы начали разговор о современной массовой культуре, постмодерне и метамодерне как философских направлениях, тесно с ней связанных. Перечисленные явления оказали сильное влияние на формирование ценностных ориентаций и поведенческих паттернов поколений Y и Z. Одного поста для раскрытия данных понятий было недостаточно, поэтому текст перед вами является прямым продолжением предыдущего.

Напомню, что постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность». В философии постмодернизма, в отличие от модернизма, происходит сближение скорее с искусством, чем с наукой. Для него характерно отрицание идеологий, объединяющих людей ради великой отдаленной цели, так называемого «светлого будущего» и описывающих их универсальных языков (метанарративов). Последние характерны для традиционного и индустриального обществ. В качестве примера подобных «больших проектов» можно привести мировые религии, глобальный либерализм И. Канта и коммунизм.

Постмодернисткая философия «расщепляет» глобальные идеи и метарассказы на множество небольших локальных историй-рассказов. Данное философское направление тесно связано с постиндустриальной экономикой и отвечает на запросы недавно сформировашегося постиндустриального общества. Философия постмодернизма способствовала развитию яркого индивидуализма, особенно у поколений Y и Z.

Позитивный аспект постмодернизма заключается в принципиальной открытости диалогу между философией и наукой, различными направлениями общественной мысли и точками зрения. Это способствует образованию новых наук и научных направлений, появлению смелых (и невозможных прежде) междисциплинарных исследований.

Постмодернизм с его концепцией хаоса, деструктуризацией и индивидуализмом трудно охарактеризовать как целостную систему. В его парадигме общество неизбежно фрагментируется на множество малых групп.

Тем не менее, можно выделить следующие яркие черты постмодернизма:

1 Мир как текст.

В характерной для рассматриваемого направления картине мира знак (в том числе и словесный) утрачивает функцию отражения действительности. Это заявляется принципиально невозможным. В таком случае остаются только другие тексты и другие знаки, их взаимодействие. Таким образом, подлинным содержанием любого дискурса являются только другие дискурсы, понятие состоит из понятий, знак — из знаков, текст из текстов, никакой связи с реальностью они не имеют. Весь мир, в том числе мы сами, согласно этой концепции, являемся лишь текстом, сложными семиотическими системами.

2 «Смерть» Бога, «смерть» субъекта, «смерть» автора.

«Смерть» Бога в философской концепции постмодернизма дополняется осознанием того, что раз уж мир есть текст, человек есть текст, то и автор (как и каждый из нас) представляет из себя лишь сумму унаследованных от предков моделей поведения и способов восприятия реальности. Он творит не от себя, не из своей субъективности только лишь, а от имени всей громадной и уходящей в глубины веков совокупности текстов. Таким образом, постмодернизм не только низвёл религии и повествования о Боге до специфических текстов, ориентированных на контроль, но и выдвинул концепцию невозможности существования автономного, суверенного индивида и переосмыслил творчество как скрытую цитацию и рекомбинацию уже написанного.

3 Для массовой культуры эпохи постмодерна характерно широкое использование таких приёмов, как деконструкция, интерпретация, ирония, эклектичность, эстетизация.

4 Постмодернизм признает право на сосуществование любых идей и отрицает господство одного дискурса над другим. Он повлиял на серьёзную трансформацию социальных институтов и общественных отношений.

По мнению ряда исследователей, в настоящее время, на смену постмодерну приходит метамодерн. Тем не менее, многие всё ещё с осторожностью говорят об этом процессе. Разумной критике подвергаются и аргументы существования метамодерна. К тому же, серьёзной ошибкой будет противопоставление постмодернизма и метамодернизма друг другу. Последний всего лишь возрождает общие классические концепции и универсальные истины, при этом все также противопоставляя себя «наивным» идеологическим позициям модернизма. Он возвращает нам скорее форму, чем содержание. По-моему, метамодерн можно представить как «костыли» для придания устойчивости и большей позитивности и упорядоченности постмодернизму как культуре разрушительно-созидательного хаоса. Метамодернизм колеблется между аспектами культур модернизма и постмодернизма, иными словами, между иронией и искренностью, конструкцией и деконструкцией, апатией и влечением.

Остаётся добавить только, что постмодерн и метамодерн являются более общими понятиями, а постмодернизм и метамодернизм — их направлениями — служат обычно для описания современных явлений в культуре и искусстве, а также социуме. Тем не менее, эти понятия часто употребляются как контекстные синонимы.

Этот пост завершает описание постмодернизма и метамодернизма. В следующих постах мы будем рассматривать массовую культуру различных десятилетий, начиная с 90-х годов.

Комментарии: