ПОЧЕМУ ВРЕДНО ЗУБРИТЬ СТИХИ+ АЛГОРИТМ ПОЛЕЗНОГО ВЫУЧИВАНИЯ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-10-07 07:32

память

Заучивание стихов - полезное для ребенка занятие, которое уникальным образом влияет на мозг.

В школе я не понимала зачем учить стихи. Никто не объяснял, надо было сдавать, чтобы не получить неуд и не "отхватить" от родителей. Единственное, что помню "развивает память").

Как то это не вдохновляло на подвиги. Так и выросла- не любителем поэзии. Могу оценить шедевр, конечно, восхититься образами, чувством, талантливо "упакованным" в рифмы, талантом. Но читать для удовольствия всегда предпочитала прозу.

Выучить стих - это труд, это требует усилий. Ребенку легче (как и любому человеку) преодолевать трудности, когда есть смысл. Когда знаешь зачем усилия, как то, все проще.

ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ УЧИТЬ СТИХИ, ЧЕМ ЭТО ПОЛЕЗНО

1. Реакция головного мозга на поэзию уникальна: при прослушивании стихов, активизируются участки мозга, которые не задействованы во время других занятий. Это важно для развития творческого мышления.

Кстати, творческое мышление - это не про рисование, музыку и т.д.

Это часть мыслительный деятельности человека, которая отличается от алгоритмизированного мышления.

Она важна для развития ребенка, для жизни и даже для здоровья.

2. Пролонгированный эффект активизации работы головного мозга.

Ученые из Ливерпульского университета в Великобритании решили изучить свойства, которыми обладает поэзия. Наблюдая за людьми, читавшими сочинения Шекспира, Вордсворта, Томаса Стернза, Элиота, исследователи одновременно анализировали, как в это время работает их мозг.

Высокая поэзия, как обнаружили ученые, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Самое удивительное, что этот эффект сохраняется еще некоторое время: обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения.

При чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо же остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты. Например, когда шекспировский эпитет «безумный» в адрес ветра заменяли на более простое в данном контексте слово «яростный», мозг воспринимал это прилагательное как само собой разумеющееся. Но именно необычный эпитет «безумный» заставлял нервную систему мобилизоваться, словно мозг пытался осознать, что делает здесь это слово.

3. Поэзия помогает самоанализу и рефлексии, обладает (не вся конечно) терапевтическим действием.

Читая стихи, мы активируем правое полушарие мозга, а точнее его зону, ответственную за автобиографические воспоминания. То есть когда мы, к примеру, читаем «Гамлета», то волшебные строки Шекспировской трагедии вызывают из глубин памяти воспоминания о возможном предательстве произошедшем с нами в прошлом или непонимании со стороны окружающих, которое мы могли ощущать ранее. Это сильный инструмент, который может использоваться в психотерапии, наряду с рисованием и музыкой.

Интересно, да?

А вот еще о сочинении стихов инфрмация.

По словам профессора Мэтью Либермана из Калифорнийского университета, собственные воспоминания, выложенные на бумагу, а также сочинение историй на основе личного опыта увеличивает активность в области мозга, отвечающей за контроль эмоций, и замедляет работу области, отвечающей за эмоциональные расстройства.

Профессор уточнил, что не имеет значения какого качества будут написанные стихи. Главное, что процесс написания будет обладать смягчающим эффектом на эмоциональное состояние человека, позволяя восстановить ментальный баланс. Единственное условие в том, что выложенное на бумагу должно быть как можно менее ярким и лишенным подробных деталей. 

4. Выучивание стихов стимулирует разные виды памяти, восприятия, внимание, речь, мышление. Это, наверное, не новость, но факт).

Когда мы учим стихи, то мы тренируем те системы мозга, которые несут ответственность за развитие и сохранение памяти. В век информационных технологий, когда весь мир начинается от простого нажатия пальца на экран, люди перестали запоминать. Мы полагаемся на память компьютеров, мобильных телефонов и других девайсов. Но это притупляет нашу способность запоминать и наш мозг начинает медленно деградировать. Очень важно держать свой мозг в тонусе.

Особенно важно развивать память у современных детей цифрового поколения. Учить стихи- вполне подходящий и простой способ для этого.

Кроме этого в процессе выучивания стихов задействованы многие высшие психические функции, перечисленные выше - внимание, речь, мышление, восприятие разных видов.

Так что в труде по выучиванию стихов есть смысл, это полезно.

Смысл то этого занятия ясен, а учить стихи ребенку все равно трудно.

Можно ли ему помочь? Как сделать это эффективнее?

Можно, помочь, конечно. И нужно. Особенно в младшей школе нужно.

Мы ведь не только помогаем здесь и сейчас, но и обучаем ребенка учитьСЯ (учить себя, самостоятельно учить) что стратегически гораздо важнее.

ПОЧЕМУ НЕ РАЗУМНО ЗАЗУБРИВАТЬ СТИХИ

Итак, ребенку НАДО выучить стих. По программе или на мероприятие, в СЖАТЫЕ СРОКИ. Можно это сделать быстро, позитивно и с пользой.

Если ребенок повторяет одну и туже фразу, тупо зазубривает слова, у него работает только механическая память.

Механическая память у младших школьников и так хорошо развита. Надо развивать ее и дальше, конечно, но очень важно работать и над развитием смысловой памяти.

Смысловая память основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.

Смысловые связи, устанавливаемые при осмысленном запоминании - это ассоциации, объединенные и обобщенные посредством слов в группы.

В противоположность смысловой, механическая память основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю последовательность явлений.

Смысловая память более продуктивна, так как опирается на системы временных связей, уже образованные в прошлом опыте человека, тогда как механическая память лишена такой опоры.

 Так вот, обратите внимание!

Смысловая память более продуктивна.

Чем ребенок будет старше, тем больше будет нуждаться в хорошо развитой смысловой памяти для эффективного обучения.

Если вы оставляете ребенка в младших классах зубрить стихи, вы делаете стратегически неверный выбор. Он не научится учиться и его смысловая память будет развита слабо.

Кроме этого, при зазубривании ребенок не задействует массу возможностей своего мозга.

При выучивания стихов можно и необходимо задействовать все каналы восприятия, разные виды памяти и добиться понимания сути и объяснить смысл.

КАК ОБУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЫУЧИВАТЬ СТИХИ, 11 важных пунктов

1. Наглядность.

Найти иллюстрацию к стиху хорошего качества. Их много в инете, бывают хорошие иллюстрации в учебниках.

Прочитать ребенку стих вслух и паралельно пояснить все непонятные слова, показывая картинку. 

Поясняем смысл происходящего, знакомим ребенка с новыми словами и понятиями.

Поясняя, например, что такое "кушак" в стихотворении А.С. Пушкина "Зима", вы показываете что это за предмет на иллюстрации, рассказываете зачем он, из чего его делали, как использовали кроме основного предназначения.

Развиваем речь, мышление, слуховое восприятие, зрительное восприятие (рассматриваем иллюстрацию).

2. Замысел автора.

Рассказать ЗАЧЕМ этот стих написан поэтом, что он хотел донести, чем поделиться или что запомнить. Это тоже про смысл.

И про эстетику, про разницу восприятия у людей одного и того же и важность терпимого отношения к иному восприятию, про культуру речи, про то, как меняется язык, про историю, например, про отношения сословий, которые были в то время ("дворовый мальчик" у Пушкина - это как?).

Развиваем мышление, речь, знакомим с историей и другими науками, показывая их взаимосвязь и формируем мировоззрение (ценности и установки)

3. Ощущаем стих.

Сделать акцент на рифмах, привлечь внимание ребенка к ним и подумать, почему именно эти рифмы были выбраны. Поговорить о сложности или простоте рифмы и о удивительной ритмике стихов.

Ритм можно простучать, прохлопать, протопать. Вы читаете, ребенок двигается.

Развиваем речь, мышление, моторику, координацию, межполушарное взаимодействие (оно везде, на самом деле участвует, не только тут), память, восприятие.

Кстати, можно заучивать рифмы,а остальной текст автоматически за ними "притягивается". Такой лайфхак.

4. Слушаем эталон

Прослушать профессионального чтеца. Обратить внимание на интонирование, почему именно эти слова выделены интонацией, паузами. Какое настроение передаёт чтец, согласен ли ребенок с такой подачей или у него иное вИдение. Как бы он мог передать свое настроение от прочтения этого стиха.

Развиваем все вышеперечисленное и просодическое восприятие речи.

5. Самостоятельно и вслух

Дать ребенку прочитать стих самостоятельно 2-3 раза. Про себя и вслух. Хорошо запоминается то, что ребенок делает сам и на этом этапе - самое время для самостоятельной работы под вашим руководством и помощью.

6. Кодировка

Применить кодировку словосочетаний и выражений, то есть нарисовать стих в образах или пиктограммами, понятными ребенку. Ребенок сам может нарисовать, вы только немного помочь.

Рисовать построчно, отделяя строки и не все сразу.

После того, как ребенок отрисует очередную строку - надо повторять стих с самого начала, глядя на пиктограммы.

К завершению рисования, как правило, стихотворение уже выучено, так как в процессе будет куча повторов по картинкам.

Развиваем мышление, смысловую, ассоциативную, зрительную память, навыки конспектирования.

Дети младшего школьного возраста часто рисуют пиктограммы или картинки в соответствии с звучанием слова, а не со смыслом. Это естественно, не это нужно исправлять,особенно если у ребенка уже сформировалось негативное отношение к выучиванию стихов. Позвольте ему рисовать что-то забавное и изменить его восприятие стихов, как чего то занудного.

После, когда отношение измпеится, можно будет поправлять и подсказывать иной вариант картинки, более соотносящийся со смыслом слова.

7. Пантомима

Проиграть" стих в виде движений или пантомимы. Вы говорите фразу, ребенок ее показывает. Ребенок показывает, вы говорите фразу.

Развиваем мышление, смысловую, ассоциативную, моторную память, коммуникативные навыки.

Еще один лайфхак. Можно начинать заучивать стих с последней строфы, постепено переходя к началу. Обычно конец плохо запоминается, идет наложение информации. Если сначала учить последние строфы, мы избегаем этого неприятного явления. Только повторять стихи, когда в основном все запомнилось, надо в правильном порядке, с первых строк к последним.

8. Движение

Важно! Ребенок должен активно двигаться в процессе выучивания. Предоставьте ребенку свободу движения. Или лежания. Двигательные закрепощение, сидение в одной позе не помогают мозгу ребенка учиться, как раз наоборот.

Так мы создаём благоприятные условия для мозга и для развития костно-мышечной системы.

9. Перерывы

Делать перерывы, не нужно "сидеть" над стихом подряд полчаса. Активное повторение строфы несколько раз, не более 3 минут, перерыв 5-10 минут, снова повторение. Можно пользоваться песочным часами. После того, как запомнил - переход к следующей строфе.

Создаем благоприятные условия для мозга, даем ему время и ресурсы для создания новых нейронных связей.

А как вы думаете мозг стихи запоминает? Ему необходимы перерывы от "загрузки". Надо ведь и "переработать" и "упаковать", то что загружено.

10. Повторение

Когда выучены все строфы, еще не идеально, начинаете повторять стихотворение целиком. Сначала глядя на кодировку, потом просто по памяти. Можно подглядывать в кодировку, если что то забылось.

Если ребенок может по памяти, не сбиваясь повторить стих 2-3 раза - все! Оставляете стих и ребенка в покое до ночи.

Повторяете стихотворение на ночь, прямо перед сном, в постели. И утром, после пробуждения.

Напоминаем мозгу , что это важная информация, привлекаем его внимание к укреплению новых связей. Ночью как раз мозг может этим заняться без помех.

11. Поддержка и одобрение

Важно показывать, как вы рады, что ребенок старался и учил усердно, эмоциональное тепло, доброта, поддержка от родителя- самый ценный мотиватор для ребенка.

Создаем мотивацию для мозга, связку : труд по запоминанию - потом прияяяятно!

Это все "механика", отдельные элементы процесса, одинаковые для всех. Для того, что они работали, учеба шла бодро, важно системно создавать благоприятные для обучения именно ВАШЕГО РЕБЕНКА условия.

Весь процесс должен происходить на позитивном фоне - доброжелательное лицо, интонации.

Хронический, перманентный фон любви в семье - важное условие успешного обучения.

В процессе занятий необходимо исключить эмоциональное насилие, замечания, сарказм, риторические вопросы и так далее.

Мозг легко учится в условиях безопасности и комфорта, а не напряжения и стресса

Надо все эти методы подстроить под индивидуальные особенности вашего ребенка - темперамент, актуальный уровень развития, индивидуальный латеральный профиль, ведущий канал восприятия и прочее.

Кому то пиктограммы рисовать эффективнее, кому то движениями сопровождать и пантомимой, кому то читать с листа и повторять с перерывами.

Все дети разные, не забудьте про самого ребенка, увлекаясь применением "механики".

Было полезно? Интересно?

Сердечко и комментарий - уместный способ поблагодарить автора:)

Особенно важны комментарии - они позволяют продвигать пост, его видят бОльшее количество родителей.

С уважением, Ирина Коваль детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нейропедагог, нутрициолог, учредитель семейного центра "Лесенка" автор курсов экспертного родительства

Комментарии: