Нужно еще очень много сделать, чтобы адекватно перевести на язык науки базовые принципы этих дисциплин

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-10-12 07:26

Нужно еще очень много сделать, чтобы адекватно перевести на язык науки базовые принципы этих дисциплин. К счастью, существуют такие области оккультного, которые занимаются именно этим. Одной из таких, традиционно считающейся самой древней, является Кибалион, формулирующий серию принципов, приписанных Гермесу Трисмегисту, по преданию, жившему во времена первых египетских династий и который считается отцом всей оккультной философии. Давайте разберем эти семь принципов, лежащих в основе его герметической науки.

Первый — это принцип Ментализма: «Все есть Ум», гласит Кибалион. «Вселенная есть Ум». Но это означает, что Вещественная Реальность, стоящая за всеми проявлениями, которые мы знаем как материальную вселенную, материю, жизнь и энергию, есть «Дух», в сущности своей Неопределимый и Непознаваемый, рассматриваемый как бесконечный универсальный живой ум. Этот принцип постулирует, что феноменальный мир есть ментальное творение «Всего», подчиняется закону сотворенных вещей и существует в уме Всего.

Сейчас этот принцип кажется опасно близким философскому заблуждению под названием «солипсизм», взгляду, утверждающему существование только субъективного ума. Наука и глубинная психология в целом оперируют феноменологическим принципом: все, что нам реально известно, это и есть наш опыт. Но наш опыт также говорит, что есть мир внешних феноменов, независимых от нашего восприятия и нам следует признать его существование, даже если наше познание останется неидеальным.

Принцип ментализма, взятый в контексте работ Юнга, покажется уже не столь наивным и во многом совпадет с нашим современным пониманием. По мнению Юнга, дихотомия «дух-материя» может быть разрешена через восприятие психоида как «уровня» духа за пределами материи и психэ, проявляющегося в обеих сферах через синхронистичность. Таким образом, есть некий непознанный и непознаваемый элемент (близкий к тому, что в герметическом принципе называется «умом») за архетипическими образами и опытом. В своей автобиографии Юнг сообщает, что пережил состояние «внетелесного опыта», когда был близок к смерти и оказался в месте, откуда видел себя медитирующим над собственным телом. Он пришел к выводу, что его существование было медитативным образом высшего «Я». Это очень похоже на образ оккультного принципа «ума». Опыт Юнга схож с тем, что испытывали многие из нас и хотя его трудно верифицировать научным способом, он крайне убедителен. Герметическое утверждение «Тот, кто владеет ментальной природой Вселенной, продвинется на Пути Мастерства» провозглашает универсальный принцип, стоящий за всей магической работой. «Уровень психоида» как базис личной трансформации, описанный в психологических текстах, говорит о том же.

Второй принцип герметического искусства это Соответствия. «Что вверху, то и внизу; что внизу, то и вверху», гласит Кибалион. Всегда имеются соответствия между законами и феноменами на разных планах Жизни и Бытия. Как геометрия помогает нам рассчитывать как астрономические, так и земные расстояния, так и причина соединяет мостом познанное с непознанным.

Принцип соответствий тщательно продуман в системе оккультных знаний как гармония на всех планах: неорганическом, растительном, животном, человеческом и духовном. Применительно к психологии мы понимаем соответствия как синхронистичность, то есть смысловую взаимосвязь психических и феноменальных событий. Также мы сможем найти примеры параллелей между алхимией и психологией в бессознательном, где психические состояния выступают как проекции ментальных событий и образов. Охватывает ли принцип соответствий все психическое пространство пока под вопросом, хотя этот принцип несет в себе выстроенную гармонию, а к этому стремится любая научная теория.

Третий принцип это Вибрация. «Ничто не покоится, все движется, все вибрирует». Различные проявления материи, ума, энергии и даже духа есть следствие различного уровня энергии. Мы без труда находим этому подтверждение в физике в виде принципа частотности: звук, тепло, свет, электромагнетизм и так далее представляют различные уровни амплитуды и скорости движения волн или говоря проще, частоту или вибрацию. Однако вибрации в оккультной теории применимы также и к ментальным состояниям всех типов. Следовательно, предполагая наличие разных уровней ума от воображения до еще более тонких состояний, мы можем приписать эти состояния типу вибраций.Это также будет означать, что математика спектра может коррелировать с ментальной сферой, что на первый взгляд далеко не очевидно. Юнг в своих исследованиях пришел к выводу, что материю определяет качественность, а психэ — количественность. Психэ и материю стоит рассматривать как две стороны одного явления, только одну из которых можно измерить. Принцип вибрации очень важен для исследователей герметической науки, поскольку он позволяет научиться контролировать свои и чужие вибрации. Для них понимание этого явления станет «источником силы».

Все мы знаем людей, которые говорят о «вибрациях» как о качествах, позитивно или негативно влияющих на окружающих. Эта идея близка концепции энергии, связанной скорее с Райхом, нежели с Юнгом, хотя Юнг был первым, кто заговорил об энергии как о качестве. Вибрация, как и Соответствия, эстетически привлекательна, но до сих пор нам не удается оценить и измерить «ментальный» уровень вибрации. Однако тут нам могут помочь эксперименты с кирлиан-фотографией, биологической обратной связью, исследования ауры энергетических полей. В сущности, этот принцип наиболее близок естественным наукам.

Четвертый принцип Гермеса это Полярность: «Все дуально; все имеет свои полюса; все имеет свою пару противоположностей, подобное и неподобное есть одно: противоположности одинаковы по натуре, но различны по уровню; крайности встречаются, все истины по натуре нецелостны; все парадоксы могут быть преодолены».

Данный принцип идентичен юнговскому первому принципу психэ, состоящей из оппозиций. Любовь и ненависть, легкость и тяжесть, позитивное и негативное трансформируются друг в друга согласно древнему принципу энантиодромии. Каждый, кто хоть раз проходил курс интенсивного анализа, согласится с этим утверждением.

Оккультисты в данном случае раходятся с Юнгом не в формулировке правила, а в том как его применять. Они используют принцип полярности, пытаясь, например, трансформировать вибрации ненависти в вибрации любви либо в своем либо в чужом уме. Достигают они этого путем медитации над выбранной эмоцией. Юнгианский подход, напротив, стремится связаться с темной стороной, а не отбрасывать или трансформировать ее. В основополагающей для юнгианства технике активного воображения участник работает с мрачным настроением, погружаясь в него, визуализируя его содержание, вступая в диалог с ним, стремясь к синтезу с этим состоянием, к союзу между сознанием и бессознательным. Однако оккультисты работают с Полярностью, избавляясь от одной из сторон (обычно от «темной»).

Ритм — пятый принцип Кибалион. «Все течет вовне и внутрь, все имеет свои волны, все вещи восходят и опускаются; движение маятника проявляется везде; мера уклона вправо равна мере уклона влево, ритм возмещает все».

Здесь мы снова видим в действии принцип энантиодромии и его очевидность применительно к физическим наукам (океанологии, метеорологии и т. д.). Действие его в психике также очевидно, но, как и с принципом полярности, разница между глубинной психологией и оккультизмом лежит в методе работе с ним. Герметики используют так называемый принцип Нейтрализации для преодоления эффектов Ритма. Они применяют формулы, ритуалы, медитации чтобы препятствовать негативным проявлениям принципа Ритма с целью достижения власти над собой. В этом смысле они гораздо больше похожи на бихевиористов, нежели на юнгианцев, те же являют собой пример объединения оппозиций. Кто мог представить, что именно юнгианская школа окажется наиболее близкой к магической линии поведения?

Шестой принципПричины и Эффекта гласит: «Каждая Причина влечет за собой свой Эффект; каждый Эффект имеет свою Причину и все происходит согласно непознанному Закону; есть много планов причинности, но ничто не избегнет Закона».

Этот принцип, как и первый принцип Ментализма, звучит несколько старомодно, в духе девятнадцатого века. Мыслит ли современная наука в вероятностных терминах или статистических законов или корреляций, или как и прежде, в рамках причинно-следственных связей? Ответ очевиден. Отбросила ли она даже на уровне микрофизики простой причинно-следственный эффект? Ответ очевиден. Этот принцип обеспечил необходимый базис для создания Юнгом вместе с нобелевским лауреатом физиком Паули теории синхронистичности — когда события оказываются связанными смысловыми совпадениями, а не причинно-следственной связью.

Я думаю, что разница в подходах здесь лежит в типологичности и точке фокуса. Под типологическим расхождением я имею в виду, что оккультисты и маги обычно имеют дело с волей. Под фокусом я подразумеваю, что причинно-следственный принцип прекрасно приложим к областям, которые управляемы, познаваемы, прозрачны, в то время как вероятностный эффект имеет место там, где «закон непознаваем», в областях либо слишком сложных для понимания, либо слишком комплексных для мгновенного схватывания. Я думаю, что нет однозначного ответа, объясняющего разницу в данном случае, кроме как посмотреть на конфликт психологически. Сделав так, мы невольно подчинимся оккультному закону, требующему преодолеть Причинность для восхождения на высшие уровни. Это означает, что преодолев причинно-следственную связь на одном уровне, адепт достигнет высшего ментального уровня, управляющего низшим. Это движение очень похоже на практику «активного воображения», юнгианский метод направленного фантазирования, необходимого для преодоления одержимости архетипами или аффектами растущего уровня сознания, «трансцендентальной функции». Далее мы еще вернемся к активному воображению, но прежде закончим с седьмым принципом.

Принцип Гендера седьмой и последний у Гермеса. Кибалион утверждает, что «все имеет в себе Маскулинный и Феминный принцип и Гендер проявляется на всех уровнях». Это выражение космического пола, мужских и женских элементов бытия, полностью соотносится с идеями глубинной психологии. Оккультное понимание гендера в целом сравнимо с фундаментальными юнгианскими концепциями Анимы и Анимуса и приобретает видимое выражение в системе Кундалини-Йоги, где каждая чакра имеет мужскую природу на уровне формы и структуры и женскую на уровне энергии и силы.

Это семь базовых принципов оккультизма, аксиом, следуя которым можно успешно работать в рамках оккультных дисциплин.

Марвин Шпигельман "Психология и оккультизм"

Комментарии: