Формирование навыков речевой коммуникации у обучающихся с расстройствами аутистического спектра |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-10-11 10:00 При обучении детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативным навыкам используются различные методы и приемы: игры, упражнения, беседа, чтение по ролям. Использование игровых методов и приемов позволяет усилить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, благодаря которой у него появляется потребность использовать формирующийся коммуникативный навык. В ходе коррекционной работы применяются разнообразные виды игр: имитационные, хороводные, с переходом ходов, ролевые, игры перед зеркалом и т.д. Обучение в игровой форме осуществляется на всех этапах и направлениях психолого-педагогической коррекции коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Разнообразные упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках, работа с бланками, карточками и т.д.) используются в ситуации структурированного занятия с целью формирования умения комментировать, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих чувствах, для формирования диалоговых навыков. Метод беседа актуален при работе с детьми, владеющими диалогической речью. Он используется с целью дальнейшего формирования диалоговых навыков. Чтение по ролям осуществляется в случае формирования диалоговых навыков у детей, владеющих техникой беглого чтения. В ходе психолого-педагогической коррекции используется приемы растормаживания речи, в т.ч. провокация эхолалий. Применяются поведенческие методы и техники: моделирование, побуждение, подсказка, помощь, подкрепление использование альтернативных коммуникативных систем метод «сопровождающего обучения» Моделирование обеспечивает ребенку возможность понаблюдать, послушать, сымитировать и осуществить перенос модели коммуникативного поведения, которую продемонстрировал взрослый. Побуждение используется для активного вызывания нужного коммуникативного поведения с помощью инструкций, напоминания о том, какой коммуникативный акт необходимо совершить, и повторной демонстрации модели. С целью формирования коммуникативных навыков в процессе коррекционной работы используются различные коммуникативные системы: вербальная, пиктографическая, письменная, жестовая и т.д. Комбинированное использование речи и различных невербальных альтернативных коммуникативных систем предоставляет детям дополнительную визуальную поддержку и способствует формированию вербальных и невербальных средств коммуникации. Большое значение в процессе коррекционной работы имеет использование подсказок. Большинство детей с расстройствами аутистического спектра могут пользоваться подсказками очень эффективно, поскольку для них характерна эхолалическая речь - автоматическое повто рение чужих слов, значение которых ребенок чаще всего не понимает. Эхолалии необходимо использовать как основное средство формирования навыков речевой коммуникации у аутичного ребенка. Для этого нужно демонстрировать ребенку образцы речевых высказываний и стимулировать его к их эхолаличному воспроизведению. На начальных этапах коррекционной работы, дети обычно повторяют слова взрослого механически, заученно. Многократное повторение одних и тех же эхолаличных высказываний в связи с определенной ситуацией дает ребенку возможность понять смысл сказанного и использовать эти слова для самостоятельного общения, без подсказок. Еще одним важным условием является подкрепление коммуникативных высказываний. Исследования показывают, что подкрепление любых, даже очень слабых, коммуникативных попыток приводит к усилению мотивации; это способствует увеличению количества, а, следовательно, и качества коммуникативных высказываний. Подкрепление может быть двух видов: искусственное и естественное. В качестве искусственного подкрепления может служить использование конфет M&M's, леденцов, изюма, печенья и т.д. с целью поощрения правильного ответа. Естественное подкрепление, напротив, напрямую связано с контекстом взаимодействия и включено в совместную деятельность ребенка и взрослого. Примером может служить игра с использованием карточек лото: педагог показывает карточку и спрашивает «Что это?»; если ребенок отвечает правильно, тогда в качестве вознаграждения взрослый отдает ему карточку, которую ребенок кладет на соответствующую клетку. В данном случае, в качестве подкрепления выступает сама карточка, включенная в практическую деятельность. Современные исследователи подчеркивают, что использование «естественного подкрепления» наилучшим образом способствует закреплению коммуникативных навыков. Важнейшим условием является использование повседневных, естественно возникающих ситуаций в системе коррекционной работы. Для решения этих проблем в процессе коррекционной работы применяется метод «сопровождающего обучения», который основан на использовании естественно возникающих ситуаций, эпизодов с целью формирования коммуникативных навыков. Для реализации данного условия взрослый, находящийся с ребенком, должен рассматривать каждую ситуацию как потенциальную возможность для построения коммуникативного взаимодействия. Автор: А.С.Москаленко Источник: vk.com Комментарии: |
|