ЗАПИНКИ В РЕЧИ. НОРМА ИЛИ ПАТОЛОГИЯ?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-09-26 01:38

работа мозга

Многие родители, активно следящие за развитием ребенка, сталкиваются с проблемой: ребенок стал заикаться. При этом зачастую родители уверены в том, что это именно заикание, с чем и обращаются к специалистам.

На самом деле, далеко не всегда проблема, настораживающая родителей, является действительно заиканием. Часто за него принимаются речевые запинки, которые имеют под собой немного другую основу.

Попробуем разобраться, в чем же отличия в этих речевых нарушениях и что с ними делать.

Заикание - это нарушение темпа и ритма речи, возникающее при судорожном состоянии мышц речевого аппарата.

Судороги бывают различной локализации:

голосовые,

артикуляционные,

дыхательные.

Данная речевая патология может проявляться:

• у двух-пятилетних детей с различными поражениями головного мозга, неврологическими и психологическими проблемами, нарушениями работы центральной нервной системы;

• у подростков с психологическими и социальными проблемами;

• в зрелом возрасте при поражениях центральной нервной системы.

Физиологические запинки (итерации) - часто встречающееся явление в речи дошкольников. Обычно они возникают в случае, когда развитие мышления опережает речевые возможности и сопровождаются хорошим уровнем умственного и физического развития.

У эмоциональных, очень развитых и впечатлительных детей риск возникновение речевых запинок повышается. Запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении истинного заикания довольно велик.

Как же отличать речевые запинки от заикания?

При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи в отличие от заикания.

Обратите внимание на то, как ребенок реагирует на просьбы говорить лучше, медленнее и плавнее. При патологическом заикании речь у ребенка после этой просьбы будет только хуже. В случае присутствия итерации ребенок исправляется и речь становится лучше.

Важно проанализировать причины нарушения ритма речи. Проблемы с запинками – это следствие эмоционального фона, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений (симптомом невроза). Запинки часто проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д.

Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции значительнее труднее, чем запинки.

Физиологические запинки в речи чаще всего возникают у детей в возрасте 3-5 лет. Они могут появляться, длиться 2-3 месяца, затем исчезать и снова появляться, и так на протяжении нескольких лет и со временем пройти без медикаментозного лечения.

Исключение составляют ситуации, когда запинки были вызваны сильным стрессом.

При коррекции запинок следует:

проконсультироваться с логопедом. Логопедические упражнение на развитие дыхания помогут ребенку справиться с нарушениями темпа речи.

проконсультироваться с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия.

Провести курс расслабляющего массажа (если нет противопоказаний).

Проводить больше времени в воде (бассейн, водоем в теплое время года, игры с водой дома).

Если же у ребенка наблюдаются судороги в области речевого аппарата, шеи или других областях, то, вероятнее всего, дело в патологическом заикании. В таких случаях ребенку требуется консультация невролога и логопеда и дальнейшее коррекционное воздействие.

НОРМАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО ТЕМПА РЕЧИ (Физиологические запинки)

Ребёнок повторяет слоги или слова только один раз (са-самолет, ба-бабуля).

Начало речи может сопровождаться трудностями, связанные с подбором слов и попыткой точно произносить все звуки.

Паузы в речи могут заполняться звуками типа «м-м-м» или «э-э-э».

Нарушение темпа речи появляется в возрасте от полутора до пяти лет. Затем плавность речи восстанавливается.

ЛЁГКАЯ СТЕПЕНЬ ЗАИКАНИЯ

Ребёнок повторяет слоги или слова более двух раз (ры-ры-рыба)

Возникает заметное напряжение в лицевых мышцах и мышцах вокруг рта.

Иногда у ребёнка возникает так называемый «ступор» — отсутствие воздуха или голоса в течение нескольких секунд.

Изменяется голос — становится тихим и зажатым.

Запинки в речи присутствуют постоянно.

ТЯЖЕЛАЯ СТЕПЕНЬ ЗАИКАНИЯ

В речи ребёнка много очевидных запинок.

Он произносит слова и отдельные звуки со значительным усилием и напряжением.

Ребёнок в речи избегает произнесения некоторых слов.

Напряжение в речи проявляется настолько сильно, что ребёнок старается его скомпенсировать с помощью расслабляющих движений (например, машет рукой, топает ногой, трясет кулачком и т.д.).

Потеря плавности речи проявляется в эмоционально значимых ситуациях.

Если в речи вашего ребёнка появились запинки и вас это очень беспокоит, обязательно обратитесь за консультацией к неврологу и логопеду.

Рекомендации для родителей

Если вы заметили запинки в речи вашего ребёнка, внимательно изучите проблему, обратите внимание на особенности вашего общения с ребёнком:

говорите доброжелательно;

смотрите ребёнку в глаза;

хвалите и называйте ласковыми словами;

говорите чуть медленнее и спокойнее, чем обычно.

Если запинки в речи повторяются ежедневно, нужно ограничить общение с другими детьми на некоторое время. В идеале, несколько недель или пару месяцев посидеть дома и не посещать детский сад, не ходить в гости и исключить зрелищные мероприятия.

Умение корректно дифференцировать нарушение, в том числе заикание, грамотно провести логомассаж, правильно составить коррекционный план для получения эффективного результата – все это базовые необходимые умения для коррекционного педагога.

Пройдите практический интенсив «ЗАИКАНИЕ: СИМПТОМАТИКА, СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ» от экспертов высочайшего уровня и получите именные сертификаты в объеме 16 ак. часов.

НА ИНТЕНСИВЕ ВЫ НАУЧИТЕСЬ:

дифференцировать итерации и истинное заикание;

применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

ПО ОКОНЧАНИИ ИНТЕНСИВА ВЫ СМОЖЕТЕ:

Консультировать детей с заиканием;

Отличать итерации от заикания;

Определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог;

Правильно писать психолого-педагогическое заключение;

Рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях;

Избегать ошибок при коррекции заикания.

Проводите диагностику и коррекционные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с заиканием (логоневрозом) эффективно!


Источник: logopedprofiportal.ru

Комментарии: