Забытые модели Зигмунда Фрейда

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Медийный образ психоанализа не имеет ничего общего с психоанализом от слова «совсем». По опыту могу сказать, что нет ни одного серьезного научного труда, который бы более-менее ёмко и структурно систематизировал метапсихологию Фрейда в ее «фрейдовском» виде.

Если открыть «Словарь по психоанализу» за авторством Лапланша и Понталиса, то можно ознакомиться с терминологическим аппаратом, введенным Фрейдом.

Среди терминов под его авторством как минимум 14 понятий относятся к физиологии высшей нервной деятельности. Мало кто знает, но термин «катексис» (это английский вариант, который в русских переводах звучит как «нагрузка») во многом соответствует «принципу доминанты» Ухтомского, о чём Ухтомский будучи русским физиологом упоминал в своих статьях.

От теории сексуальности в терминологическом аппарате не так много понятий. К слову о словаре и сексуальности:

"...это не только особые виды активности и удовольствия, связанные с функционированием генитального аппарата, но также ряд возбуждений и действий, которые с самого раннего детства доставляют человеку удовольствие, не сводимое к удовлетворению той или иной физиологической потребности..." (Лапланш, Понталис. Словарь по психоанализу. - М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив. - с512.)

Психоанализ базируется на трех основных аспектах: топографический, экономический и динамический. Топографический аспект описывает функциональные системы психики и уровни их работы. Экономический аспект описывает психику как энергетически нагруженную систему, по которой, соответственно, и распределяется энергия в виде возбуждения нейронных контуров. И динамический аспект как бы соединяет в себе два предыдущих, описывая то, как психофизиологический процесс преобразуется и принимает те или иные формы.

Однако ядром метапсихологии Фрейда является теория влечений. У нас есть потребности – и потребности эти возникают внутри. Объекты, способные удовлетворить наши потребности, находятся снаружи. Поэтому в модели влечений Фрейда есть 3 составляющие: (1) источник влечения – это соответствующее возбуждение той или иной мотивационной системы, нейронного контура; (2) объект влечения – это предмет, вещь, человек, с помощью которых потребность может быть удовлетворена; и (3) цель влечения – это метод, способ, инструмент действия на объект таким образом, чтобы получить от него желаемое.

Еще у Фрейд выделял три принципа: принцип удовольствия, принцип реальности и, позднее, принцип нирваны.

В терапии принцип удовольствия очень хорошо себя проявляет, когда речь заходит о фиксациях: у человека есть потребность (источник влечения) и есть объект, на который она направлена. Но человек сталкивается с тем, что объект, например, недоступен: хочу получить признание от мамы, а мама меня не признает. Принцип удовольствия игнорирует тот факт, что потребность в признании не может быть удовлетворена с помощью мамы.

Принцип реальности предполагает, что личность адекватно воспринимает возможность удовлетворить потребность с тем объектом и тем способом, которые выбираются. Сюда же входит понятие «испытания реальности», она же критичность в других направлениях психологии.

Оба принципа – удовольствия и реальности – прочно связаны с такой функциональной системой, которую Фрейд назвал Восприятие-Сознание. Да, Фрейд, по всей видимости, ошибался, когда отождествлял сознание и восприятие, поскольку восприятие – это преимущественно бессознательный процесс. Например, я вижу объект, сканирую его, полученные данные проходят через афферентный синтез и полученный результат сличается со следами памяти, где уже прописаны базовые параметры воспринимаемого мною объекта, и я безошибочно определяю, что это кружка.

Но!

Восприятие Фрейд определял как двунаправленный процесс: оно направлено как во внешний мир, так во внешний. То есть моя психика обладает представлениями как моих внутренних объектов и процессов, так и представлениями внешних объектов и процессов. Вместо термина «представление» Антонио Дамасио (нейробиолог) использует понятие «карта». То, что Кернберг называет идентичностью, является совокупностью представлений личности о себе и других. То, что Фонаги называет ментализацией, является таким же набором представлений себя и других.

Восприятие также плотно связано с принципами реальности/удовольствия: я могу воспринимать вещи максимально близко к их сущности (принцип реальности) и представлять их соответственно, но могу также воспринимать вещи так, как того сильно желаю (принцип удовольствия): то есть выдавать желаемое за действительное.

В дальнейшем в психоанализе также появилась концепция наблюдающего Эго: это функция, определяющая рефлексивность личности, самонаблюдение и степень адекватного самовосприятия.

То есть метапсихология Фрейда строилась на идеях, что у нас есть потребности; потребности формируют влечения, в которых выбирается объект и способ с ним взаимодействовать; всё это проходит через восприятие, формирование представлений об объектах и отношениях с ними; уровень восприятия зависит от опыта удовлетворения данных потребностей ранее, что прописывается в мнемические следы (энграммы, или следы памяти); и всё это распределяется между уровнями психического, начиная от бессознательного, переходя к предсознательному и заканчивая островком сознательного.

Сличите эти модели, эти гипотезы, эти идеи с теориями высшей нервной деятельности.

Лишь ранние наработки Фрейда говорили о том, что разрешение невроза сводится к воспоминанию травматического события. Хотя в дальнейших своих трудах Фрейд ввел понятие "проработки" тех автоматических паттернов поведения (см. вытесненное и компульсивное повторение), активирующихся в обход сознания (современная психофизиология этот процесс называет имплицитным и связывает с имплицитной (недекларативной) памятью, которая никак не разворачивается в сознании, но может иметь косвенной представительство (представление по Фрейду) в эмплицитной семантической памяти). Иными словами, суть психоаналитической терапии сводится к выявлению программы поведения, которые не могут удовлетворить фрустрированные потребности (нет, это не идея гештальт-терапии ни разу), а затем отыскать иной способ их удовлетворить.

Комментарии: