Подросток-денисовец из Тибета оставил древнейшие в мире отпечатки ладоней

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Ученые предполагают, что это еще и самый ранний образец искусства.

Журнал Science Bulletin опубликовал работу международной группы исследователей, изучивших следы рук и ног на наклонной поверхности, которые нашли на Тибетском нагорье в 2018 году.

Серия из пяти отпечатков рук и пяти симметричных отпечатков ног была выдавлена в травертине — известковом туфе, слой которого образовался из отложений близлежащего горячего источника, а затем со временем затвердел. Следы относятся к середине плейстоцена (169-226 тысяч лет назад) — то есть они в три-четыре раза старше, чем знаменитые наскальные рисунки в Индонезии, Франции и Испании.

Для определения возраста находки ученые использовали метод датировки по изотопам урана. По их предположению, следы рук принадлежат одному ребенку (около 12 лет), следы ног же оставил его приятель помладше — примерно семи лет.

Встал вопрос: были эти следы оставлены случайно или речь идет о чем-то вроде искусства, своего рода художественного самовыражения? На него ответил один из авторов научной работы Томас Урбан: «Для них [следов] нет утилитарного объяснения. Так что же это такое? Я считаю, что их можно рассматривать как художественное поведение, творческое поведение, что-то явно человеческое. Интересно то, что следы эти такие древние».

©Zhang D.D. et al.

Точку зрения Урбана подтверждают именно отпечатки ладоней. Если следы ног встречаются в человеческой первобытной истории довольно часто (их можно оставить и случайно), то отпечатки рук — гораздо реже. Их наличие связывает тибетское предполагаемое «панно» с традицией наскального искусства, примеры которого не так уж редко находят на стенах пещер. Там отпечатки ладоней оставляли рядом с наскальным рисунком.

Древнейшие образцы такого искусства, принадлежащие, как считается, неандертальцам, датируются 65 тысячами лет назад. Для людей нашего вида самые ранние изображения такого рода — найденные на индонезийском острове Сулавеси и в пещере Эль-Кастильо в Испании. Они датируются периодом 40-45 тысяч лет назад. А рисунки в пещере Шове (Франция), возраст которых составляет около 30 тысяч лет, при сравнении с тибетской находкой выглядят практически современными.

Не менее важный вопрос: к какому виду принадлежали юные художники? Были ли они Homo sapiens? Вымершими гомининами? Согласно одной из теорий, подтвержденной недавно найденными на плато останками скелетов, это денисовцы — загадочная группа, представители которой были древними родственниками неандертальцев. На сегодня нет никаких следов того, что Homo sapiens присутствовали в Восточной Азии (или Азии вообще) ранее 169 тысяч лет назад. Маловероятно, что они могли оставить обнаруженные на Тибете следы.

Денисовский человек — один из древних представителей Homo и предков современных людей. Впервые о денисовцах заговорили в 2010 году, когда ученые провели анализ ДНК фаланги мизинца из Денисовой пещеры на Алтае. Тогда объявили об открытии нового вида человека.

Находки в испанской пещере Сима-де-лос-Уэсос позволили выяснить, что неандертальцы и денисовцы разошлись как виды около 640 тысяч лет назад. Хотя в этой испанской пещере не нашли останки денисовцев, митохондриальная ДНК обнаруженного там гейдельбергского человека похожа на денисовскую. Значит, у них были общие предки. Присутствие денисовских фрагментов ДНК в геноме современного человека указывает, что денисовцы по крайней мере отчасти были ассимилированы (скрещивались с людьми). Больше всего их генов — у обитателей Юго-Восточной Азии и Папуа — Новой Гвинеии. Считается, что как вид денисовцы исчезли около 40 тысяч лет назад.

Хотя мы мало знаем о денисовских людях, предположительно, художественное панно, оставленное их детьми, дает основания утверждать, что на Тибетском плато обитали одни из самых ранних гоминин. И, возможно, они знали, что такое искусство.

«Разные лагеря исследователей имеют специфические определения искусства, которые ставят во главу угла различные критерии, — продолжил Урбан. — Но я хотел бы сказать, что существуют ограничения, налагаемые этими строгими категориями, которые могут помешать нам более широко воспринимать творческое поведение. Думаю, мы можем убедительно доказать, что это не прагматичное поведение. В этом есть что-то игривое, творческое, возможно, символическое. Это затрагивает фундаментальный вопрос о том, что значит быть человеком».

Авторы новой работы также отмечают, что существует целый ряд исследований, которые определяют детей как одних из самых ранних художников в роду Homo.


Источник: naked-science.ru

Комментарии: