Плохая стилистика родом из школы |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-09-22 19:49 Помните выражение «Плохой пример заразителен»? Именно это и происходит, когда учебники напитывают школьников и студентов бюрократической или путаной речью. В то время как деятели буржуазии после французской революции 1789 — 1794 гг. считали, что вся задача состоит в том, чтобы буржуазия полностью пришла к власти, не деля ее с дворянами-помещиками, мощные пролетарские восстания показали, что буржуазными революциями история не заканчивается, что капитализм, господство буржуазии не вечны, что зреет новая сила — пролетариат, который уже начинает борьбу против буржуазии. А.В. Ефимов «Новая история. Часть I. Учебник для восьмого класса средней школы». Издательство «Просвещение» 1969 г. Какой восьмиклассник с удовольствием будет расшифровывать этот плохо читаемый пассаж? Иной ребенок подумает: «Слишком сложно. Слишком умно». Ни автор учебника, ни редактор не озаботились тем, что большинство учеников плохо поймет текст, ничего не запомнит, а еще и унесет во взрослую жизнь стереотип: раз так умно написано в учебнике, стало быть это и есть язык образованного культурного человека. А смысл длиннющего предложения с четырьмя «что» и одним «чтобы» прост: После французской революции 1789-1794 гг. буржуазия еще делила власть с дворянами-помещиками и стремилась захватить власть полностью. Уже в это время пролетариат начал борьбу против буржуазии. По стране прокатились мощные пролетарские восстания. Канцелярский язык используется и в свежем учебнике Истории за одиннадцатый класс. Отдельные абзацы напоминают скорее казенную речь неумелого политического оратора нежели интересный рассказ. Экономические процессы в мире столь взаимосвязаны, что можно говорить о единой глобальной экономике. Между тем глобализация экономических и политических процессов вызывает протесты представителей ряда новых массовых движений, объединённых общим термином - антиглобалисты. Почвой для роста антиглобалистских настроений являются прежде всего недовольство людей ситуацией в сфере занятости, а также экологические проблемы. Перенос производства в страны с дешёвой рабочей силой, привлечение к непрестижным для западноевропейца или североамериканца занятиям иммигрантов настроили местное население как против представителей других этнических и конфессиональных общин, так и против структур, обеспечивающих глобальное перемещение рабочей силы, товаров и услуг. О. В. Волобуев, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин, «История. Всеобщая история. Базовый и углубленный уровни. 11 класс» Нагромождение словес. При довольно нехитром смысле: Экономики стран связаны в единую глобальную экономику. Противники глобализации – антиглобалисты создают массовые движения. Антиглобалисты Европы и Северной Америки недовольным тем, что корпорации губят природу и лишают местных жителей работы, перенося производства в страны с дешевой рабочей силой. Мигранты, которые приехали в развитые страны, чтобы чистить улицы и мыть туалеты также раздражают антиглобалистов. Антиглобалисты настраивают местное население как против мигрантов и их религий, так и против корпораций и политиков. Даже просто сократив казенный словесный мусор и заменив отглагольные существительные, можно сделать текст более живым. Словесный мусор: «столь», «что можно говорить о», «представителей ряда», «объединённых общим термином», «почвой для роста», «являются прежде всего» Что можно заменить глаголами: «почвой для роста антиглобалистских настроений» – антиглобалистские настроения растут; «протесты представителей ряда новых массовых движений» – антиглобалисты протестуют; «недовольство людей» – люди сердятся; «перенос производства» – производства переносят; «привлечение» – привлекают; «перемещение рабочей силы» – перемещают; Вообще, в отглагольных существительных ничего плохого нет, просто их использовать следует чуть реже. Быть может язык повествования в учебнике Истории для одиннадцатиклассников специально такой трудночитаемый, чтобы служба мёдом не казалась? Мол, школу закончите, тогда и читайте красивые исторические тексты, Льва Гумилева, например. В Константинополе правили Палеологи, унаследовавшие от Латинской империи (1204-1261) феодализм и обнищание страны, лишенной большей части исконного населения. Малая Азия - родина православия - была захвачена турками, Греция - французскими и каталонскими авантюристами. Внутри самой столицы располагалась генуэзская колония Галата. Фессалоники были опустошены зверствами секты зилотов, а Албания и Македония - воинственными сербами, господствовавшими на Балканском полуострове. Доктор исторических наук Лев Николаевич Гумилёв «Древняя Русь и Великая степь» Или историка Б.А. Рыбакова: В нашем затянувшемся поиске предков Руси нам предстоит рассмотреть давний и спорный вопрос о готах в Причерноморье и их отношении к черняховской культуре. Это тем более необходимо сделать, что именно в связи с готами упоминается соседний с ними народ "росомонов". Когда археологи на рубеже XIX и XX вв. обнаружили два этапа культуры "полей погребальных урн" в Среднем Поднепровье, то обе культуры рассматривались как славянские древности центральной восточноевропейской области Полян - Руси. Академик РАН, доктор исторических наук Борис Александрович Рыбаков «Язычество древней Руси» Следующий отрывок из советских времен: Другим завоеванием эфиопской революции является национализация крупнейших промышленных и финансовых компаний. На долю государственного сектора приходится 90% промышленного производства. Важную роль в Эфиопии играют рабочий класс и его профсоюзы. Идет процесс создания партии трудящихся, которая основывается на теории марксизма-ленинизма. В 1978 г. между СССР и Эфиопией заключен Договор о дружбе и сотрудничестве. «Новейшая история (1939-1981). Учебное пособие для десятого класса средней школы» Под редакцией профессора В. К. Фураева Используем глаголы и сразу получится по-человечески: После эфиопской революции были национализированы крупнейшие промышленные и финансовые компании. Государству принадлежит 90% промышленных предприятий. Важную роль в Эфиопии играют рабочий класс и его профсоюзы. Создается партия трудящихся, которая основывается на теории марксизма-ленинизма. В 1978 г. СССР и Эфиопия заключили Договор о дружбе и сотрудничестве. Далее пособие по техническому рисунку для учащихся техникумов. Полноценная творческая работа ученого, изобретателя, инженера и техники немыслима без умения выполнять технические рисунки. Только проявив большое старание и настойчивость можно овладеть техническим рисованием. Базой технического рисования являются определенные правила построения аксонометрических проекций. При систематическом применении этих правил и выполнении упражнений в рисовании можно достигнуть хороших результатов при изображении любых форм технических предметов. Техническое рисование состоит из следующих элементов: 1) приобретения навыков пользования карандашом, пером и кистью; 2) умения пользоваться основными положениями, применяемыми при построении аксонометрических проекций; 3) умения выполнять светотеневую обработку технических рисунков различными способами (штриховкой, шраффировкой, отмывкой). Овладение техникой рисования возможно в процессе практических занятий: рисование с натуры, по чертежу, памяти и представлению. Пугачев А.С., Никольский Л.П. «Техническое рисование. Учебное пособие для техникумов, изд. 3-е, перераб. и доп., М., «Машиностроение», 1976 Скажете, ну это же технический язык? Нет. Это – канцелярский нечитаемый язык. Читать учебник, написанный таким слогом невероятная пытка, в том числе и для технаря. Давайте исправим текст: Все хорошие ученые, изобретатели, инженеры и техники владеют техническим рисунком. Чтобы научиться рисовать любые технические предметы нужно много и настойчиво тренироваться, и учить правила построения аксонометрических проекций. Будущему техническому художнику необходимо: 1) научиться хорошо рисовать карандашом, пером и кистью; 2) выучить правила и научиться строить аксонометрические проекции: 3) освоить светотеневую обработку рисунка (штриховку, шраффировку, отмывку). Больше рисуйте с натуры, по чертежу, памяти и представлению. Конечно, не все авторы учебников пишут стилистически плохо. Когда мы читаем понятный стилистически опрятный учебный текст, мы редко восторгаемся: «Надо же как хорошо написано!». Читаем как должное. А вот когда текст канцелярский – нам приходится через него с усилием продираться. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|