Плохая стилистика родом из школы

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Помните выражение «Плохой пример заразителен»? Именно это и происходит, когда учебники напитывают школьников и студентов бюрократической или путаной речью.

Новая история. Часть I. Учебник для восьмого класса средней школы
В то время как деятели буржуазии после французской революции 1789 — 1794 гг. считали, что вся задача состоит в том, чтобы буржуазия полностью пришла к власти, не деля ее с дворянами-помещиками, мощные пролетарские восстания показали, что буржуазными революциями история не заканчивается, что капитализм, господство буржуазии не вечны, что зреет новая сила — пролетариат, который уже начинает борьбу против буржуазии.
А.В. Ефимов «Новая история. Часть I. Учебник для восьмого класса средней школы». Издательство «Просвещение» 1969 г.

Какой восьмиклассник с удовольствием будет расшифровывать этот плохо читаемый пассаж? Иной ребенок подумает: «Слишком сложно. Слишком умно». Ни автор учебника, ни редактор не озаботились тем, что большинство учеников плохо поймет текст, ничего не запомнит, а еще и унесет во взрослую жизнь стереотип: раз так умно написано в учебнике, стало быть это и есть язык образованного культурного человека.

А смысл длиннющего предложения с четырьмя «что» и одним «чтобы» прост:

После французской революции 1789-1794 гг. буржуазия еще делила власть с дворянами-помещиками и стремилась захватить власть полностью. Уже в это время пролетариат начал борьбу против буржуазии. По стране прокатились мощные пролетарские восстания.

Канцелярский язык используется и в свежем учебнике Истории за одиннадцатый класс. Отдельные абзацы напоминают скорее казенную речь неумелого политического оратора нежели интересный рассказ.

История. Всеобщая история. Базовый и углубленный уровни. 11 класс
Экономические процессы в мире столь взаимосвязаны, что можно говорить о единой глобальной экономике. Между тем глобализация экономических и политических процессов вызывает протесты представителей ряда новых массовых движений, объединённых общим термином - антиглобалисты. Почвой для роста антиглобалистских настроений являются прежде всего недовольство людей ситуацией в сфере занятости, а также экологические проблемы. Перенос производства в страны с дешёвой рабочей силой, привлечение к непрестижным для западноевропейца или североамериканца занятиям иммигрантов настроили местное население как против представителей других этнических и конфессиональных общин, так и против структур, обеспечивающих глобальное перемещение рабочей силы, товаров и услуг.
О. В. Волобуев, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин, «История. Всеобщая история. Базовый и углубленный уровни. 11 класс»

Нагромождение словес. При довольно нехитром смысле:

Экономики стран связаны в единую глобальную экономику. Противники глобализации – антиглобалисты создают массовые движения. Антиглобалисты Европы и Северной Америки недовольным тем, что корпорации губят природу и лишают местных жителей работы, перенося производства в страны с дешевой рабочей силой. Мигранты, которые приехали в развитые страны, чтобы чистить улицы и мыть туалеты также раздражают антиглобалистов. Антиглобалисты настраивают местное население как против мигрантов и их религий, так и против корпораций и политиков.

Даже просто сократив казенный словесный мусор и заменив отглагольные существительные, можно сделать текст более живым.

Словесный мусор: «столь», «что можно говорить о», «представителей ряда», «объединённых общим термином», «почвой для роста», «являются прежде всего»

Что можно заменить глаголами:

«почвой для роста антиглобалистских настроений» – антиглобалистские настроения растут;

«протесты представителей ряда новых массовых движений» – антиглобалисты протестуют;

«недовольство людей» – люди сердятся;

«перенос производства» – производства переносят;

«привлечение» – привлекают;

«перемещение рабочей силы» – перемещают;

Вообще, в отглагольных существительных ничего плохого нет, просто их использовать следует чуть реже.

Быть может язык повествования в учебнике Истории для одиннадцатиклассников специально такой трудночитаемый, чтобы служба мёдом не казалась? Мол, школу закончите, тогда и читайте красивые исторические тексты, Льва Гумилева, например.

В Константинополе правили Палеологи, унаследовавшие от Латинской империи (1204-1261) феодализм и обнищание страны, лишенной большей части исконного населения. Малая Азия - родина православия - была захвачена турками, Греция - французскими и каталонскими авантюристами. Внутри самой столицы располагалась генуэзская колония Галата. Фессалоники были опустошены зверствами секты зилотов, а Албания и Македония - воинственными сербами, господствовавшими на Балканском полуострове.
Доктор исторических наук Лев Николаевич Гумилёв «Древняя Русь и Великая степь»

Или историка Б.А. Рыбакова:

В нашем затянувшемся поиске предков Руси нам предстоит рассмотреть давний и спорный вопрос о готах в Причерноморье и их отношении к черняховской культуре. Это тем более необходимо сделать, что именно в связи с готами упоминается соседний с ними народ "росомонов". Когда археологи на рубеже XIX и XX вв. обнаружили два этапа культуры "полей погребальных урн" в Среднем Поднепровье, то обе культуры рассматривались как славянские древности центральной восточноевропейской области Полян - Руси.
Академик РАН, доктор исторических наук Борис Александрович Рыбаков «Язычество древней Руси»

Следующий отрывок из советских времен:

Новейшая история (1939-1981). Учебное пособие для десятого класса средней школы
Другим завоеванием эфиопской революции является национализация крупнейших промышленных и финансовых компаний. На долю государственного сектора приходится 90% промышленного производства. Важную роль в Эфиопии играют рабочий класс и его профсоюзы. Идет процесс создания партии трудящихся, которая основывается на теории марксизма-ленинизма. В 1978 г. между СССР и Эфиопией заключен Договор о дружбе и сотрудничестве.
«Новейшая история (1939-1981). Учебное пособие для десятого класса средней школы» Под редакцией профессора В. К. Фураева

Используем глаголы и сразу получится по-человечески:

После эфиопской революции были национализированы крупнейшие промышленные и финансовые компании. Государству принадлежит 90% промышленных предприятий. Важную роль в Эфиопии играют рабочий класс и его профсоюзы. Создается партия трудящихся, которая основывается на теории марксизма-ленинизма. В 1978 г. СССР и Эфиопия заключили Договор о дружбе и сотрудничестве.

Далее пособие по техническому рисунку для учащихся техникумов.

Техническое рисование. Учебное пособие для техникумов
Полноценная творческая работа ученого, изобретателя, инженера и техники немыслима без умения выполнять технические рисунки. Только проявив большое старание и настойчивость можно овладеть техническим рисованием. Базой технического рисования являются определенные правила построения аксонометрических проекций. При систематическом применении этих правил и выполнении упражнений в рисовании можно достигнуть хороших результатов при изображении любых форм технических предметов.
Техническое рисование состоит из следующих элементов:
1) приобретения навыков пользования карандашом, пером и кистью;
2) умения пользоваться основными положениями, применяемыми при построении аксонометрических проекций;
3) умения выполнять светотеневую обработку технических рисунков различными способами (штриховкой, шраффировкой, отмывкой).
Овладение техникой рисования возможно в процессе практических занятий: рисование с натуры, по чертежу, памяти и представлению.
Пугачев А.С., Никольский Л.П. «Техническое рисование. Учебное пособие для техникумов, изд. 3-е, перераб. и доп., М., «Машиностроение», 1976

Скажете, ну это же технический язык? Нет. Это – канцелярский нечитаемый язык. Читать учебник, написанный таким слогом невероятная пытка, в том числе и для технаря. Давайте исправим текст:

Все хорошие ученые, изобретатели, инженеры и техники владеют техническим рисунком. Чтобы научиться рисовать любые технические предметы нужно много и настойчиво тренироваться, и учить правила построения аксонометрических проекций.

Будущему техническому художнику необходимо:

1) научиться хорошо рисовать карандашом, пером и кистью;

2) выучить правила и научиться строить аксонометрические проекции:

3) освоить светотеневую обработку рисунка (штриховку, шраффировку, отмывку).

Больше рисуйте с натуры, по чертежу, памяти и представлению.

Конечно, не все авторы учебников пишут стилистически плохо. Когда мы читаем понятный стилистически опрятный учебный текст, мы редко восторгаемся: «Надо же как хорошо написано!». Читаем как должное. А вот когда текст канцелярский – нам приходится через него с усилием продираться.

 

Источник: m.vk.com

Комментарии: