Память. Как собаки запоминают.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-09-30 07:10

работа памяти

Память – очень интересная способность живого организма, присущая всем высшим животным. Порой просто удивляешься, как моя собака через 3-4 дня ещё помнит, что вон там у мусорки были выкинуты кости, или что мы переходим через дорогу только по команде.

Память – это комплекс процессов приобретения, накопления, хранения и воспроизведения информации (навыков, знаний, умений). То есть это не один какой-то процесс, а несколько процессов.

Принято считать, что данные процессы происходят в центральной нервной системе. Исследования Карла Лэшли в первой половине 20 в. показали, что память сохраняется, даже если удалить до 50% объема головного мозга. В своих опытах Карл Лэшли сначала обучал крыс решению определенных задач (находить выход из лабиринта), а затем удалял у них различные участки мозга, вплоть до 50% от объема мозга, пытаясь найти ту часть мозга, которая отвечает за память. При этом крысы, при удалении или левого или правого полушария, все равно помнили, как решить поставленную перед ними задачу. Согласно материалам сайта www.psday.ru «впоследствии этим фактам было найдено объяснение. Оказалось, что в процессах памяти участвуют не только кора, но многие подкорковые образования и, кроме того, следы памяти широко представлены в коре и при этом многократно дублируются».

Сейчас нам известно, что следующие части мозга млекопитающих или лимбической системы отвечают за память:

1). Обычно говорят, что гиппокамп отвечает за память. Да, но только за кратковременную память. Это было доказано тоже опытами: когда удаляли гиппокамп, а он расположен в височной доле за каждым виском, то человек продолжал помнить то, что происходило давно, но не мог запомнить краткосрочную информацию. Кроме этого, гиппокамп отвечает за перевод информации из кратковременной в долговременную память, а также за пространственную память для навигации.

Для правильного развития молодого организма, а именно для нормального развития гиппокампа, очень важно, чтобы мать достаточно долго оставалась рядом с детёнышем, чтобы у детёныша не было стресса. Ведь стресс вызывает выработку гормонов надпочечников (например, кортизол), которые являются ядом для гиппокампа. У людей, которые пережили ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), наблюдается уменьшенный гиппокамп.

2). Также мы знаем, что амигдала или миндалевидное тело (располагается в каждом полушарии в височной доли) хранит память о фобиях и социальных контактах. У людей, которые пережили ПТСР, то есть у которых много страхов, у них наблюдается увеличение амигдалы.

3). Ещё известно, что вентральная область покрышки (в покрышке ножек в Среднем мозге) участвует в системе вознаграждения и отвечает за мотивационную память, то есть память о предвкушении, что скоро произойдет что-то приятное. И именно эта способность для нас важна для дрессировки собак. Ведь после выполнения какой-то команды мы обычно даем маркер ПП (например, ЕС), затем можем подождать 2-3 секунды и только потом дать собаке лакомство. Собака знает маркер и радуется предвкушению, что скоро будет, например, лакомство.

Теперь давайте рассмотрим процесс запоминания.

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под воздействием раздражителя и сохранять в себе следы нервного раздражения. При этом, способность мозга изменяться, которая называется нейропластичностью, сохраняется в течение всей жизни организма, что очень важно для памяти.

Представим, что собака увидела или унюхала какой-то раздражитель (другую собаку, например). И уже в этот момент формируется сенсорная память, которая длится около 0,5 секунд.

Если владелец успеет быстро за это мгновение переключить свою собаку на какой-то другой раздражитель (например, на игрушку), то собака не запомнит то, что там где-то была другая собака, она уже будет думать об игрушке. А если переключения не произойдет, если собака будет продолжать смотреть и чуять другую собаку, то тут уже начнутся мнестические (мнез - от греч. «память») процессы, которые представляют собой циркулярные процессы возбуждения в головном мозге в замкнутой цепи, что приведет к кратковременным электрохимическим реакциям. Так сформируется кратковременная или первичная память, которая длится от нескольких секунд до нескольких минут. Информация из кратковременной памяти в последствии может быть забыта, если будет вытеснена новой информацией.

После формирования кратковременной памяти наступает промежуточный этап, который длится несколько часов. На данном этапе важно, на сколько плотно организм взаимодействует с запоминаемой информацией. И в итоге может произойти консолидация, то есть переход кратковременной памяти в долговременную. При этом в организме будут происходить следующие процессы:

- активируется синтез медиаторов, в том числе ацетилхолеина, который ответственен за память, обучение, внимание,

- начнут работать всё большее количество ионных каналов (натриево-калиевые каналы),

- увеличится синтез пептидов.

Эти процессы приводят к долговременной памяти. При этом происходят структурные изменения в нейронах.

Долговременная память может быть:

- вторичной (длится может и несколько лет, при неиспользовании забывается, например, собака может забыть, как выполнять какой-то трюк или навык, если его не повторять и не поощрять его выполнение, в основе такого забывания лежит угасательное торможение),

- третичной (считается, что информация из данного вида памяти не забывается никогда, например, это может быть команда «сидеть» у собак).

Для дрессировки собак нам важно помнить следующие моменты, влияющие на запоминание:

1). Важно заканчивать тренировку успехом (успешным выполнением упражнения) и сразу же после успеха, не дожидаясь, что собака отвлечется на что-то или кого-то (другую собаку или человека, заходящих на площадку) дать ей большой куш. То, что было в конце тренировки собака запоминает лучше (это эффект недавности).

Ещё собака запоминает лучше то, что было в самом начале тренировки (это эффект первичности). Поэтому, когда собака в самом начале тренировки аджилити (в 1-ый подход из 3-х) хорошо пробегает трассу, без серьёзных ошибок или срывов, то мы заканчиваем подход и уходим отдыхать. Собака запомнит, что она хорошо пробежала, а затем её бурно хвалили.

2). В самом начале, когда мы только начинаем отрабатывать какой-то навык, важно это делать в одном и том же месте (сигнальное вспоминание будет работать). Само место для собаки будет становиться сигналом, что вы занимаетесь, что вы делаете определенные упражнения, что в этом месте собаку хвалят. Тут мы наблюдаем принцип смежности (занятие в этом месте вызывает похвалу и веселье) и принцип близости (занятие в этом месте связано с похвалой и весельем).

Однако на определенном этапе обучения, когда навык уже закреплен, для тренировки лабильности важно заниматься при разных раздражителях и в разных местах.

3). Собака хорошо запоминает последовательность действий (срабатывает сериальное вспоминание). Например, нужно как-то дисциплинировать собаку при выходе из дома, когда вы собираетесь гулять. Некоторые собаки убегают, не хотят надевать ошейник. Можно приучить собаку к ритуалу, чтобы она садилась и ждала в одном и том же месте, например, на стуле, когда ей оденут ошейник. Затем можно придумать следующее действие, например, собака сидит и ждет, когда ей разрешат взять положенный рядом кусочек лакомства. Тут я привела мой пример с моей собакой. Нам ритуал очень помогает для самоконтроля собаки. Она уже без подсказок сама делает последовательность действий.

Выше мы рассмотрели примеры памяти онтогенетической, которая формируется в течение жизни и на которой основываются приобретенные формы поведения на основе научения. То есть получается, что благодаря классическому варианту ассоциативного научения (маркер + еда), моя собака научилась переходить дорогу по команде, и благодаря вероятностному прогнозированию и основанному на нем суеверному поведению моя собака помнит о костях, выложенных у мусорки, через 3-4 дня.

Помимо онтогенетической памяти есть также память филогенетическая, которая лежит в основе врожденных форм поведения, безусловных рефлексов и инстинктов. Согласно статье «Виды памяти у собак …» на сайте www.veterinargid.ru филогенетическая память «определяет поведенческие модели, сформированные предыдущими поколениями, запечатленные в генотипе, и передаваемые по наследству. Именно ею определяется предрасположенность собаки к стайному образу жизни. Членами своей стаи она считает всех, кто составляет её среду обитания — людей и животных. Она находит свое место в этой иерархической лестнице и выбирает вожака, которому подчиняется.»

Очень интересно мне было узнать из статьи «Память животных» на сайте www.psyera.ru, что память есть не только у человека, собак, кошек, птиц, но даже у червя. Более полувека назад проводили опыты с дождевым червём. Ему предлагалось проползти по туннелю с т-образной развилкой направо и налево, и в конце одного из поворотов ему давали награду в виде влажного ила, а в конце другого был удар электрического тока. И червь учился со временем сворачивать именно туда, где его ждала награда, а не удар током, то есть после достижения определенного результата он помнил, куда он свернул и делал определенные выводы. Получается, что память – это очень полезная штука, которая помогает организму выживать.

В очередной раз убеждаюсь, как сложно и интересно устроен живой организм. И зная об особенностях запоминания и воспроизведения знаний и навыков, мы можем быть более успешны в дрессировке собак.

Автор: Екатерина Моркина


Источник: vk.com

Комментарии: