Наряду с теми идеями о языке, которые остались неизменными (язык как система знаков, связь языка и психики/сознания, связь языка и социума/культуры), можно показать те идеи, которые существенно

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-09-22 20:36

лингвистика

Восприятие и понимание слова (а значит, и пользование им) требует не только его предметной отнесённости и не только системы связанных образов, лежащих за словом, но также и понимания его места и связей с другими элементами семантико-синтаксической системы, с другими словами. Эти последние неизбежно сопутствуют каждому слову, которое вне этой системы попросту не имеет значения. Причём эта система связей носит избирательный характер, отдельные связи являются более или менее сильными в разных условиях, что обусловлено дифференциацией в работе мозга. С позиций нейролингвистики, можно считать достоверно установленным фактом то, что значение каждого слова является сложной функциональной системой и зиждется на не менее сложных совместно работающих корковых и подкорковых зонах.

Напрашивается аналогия между психолингвистикой и квантовой механикой. Психолингвистический подход к слову предполагает, что значение слова не находится в одной точке ментального пространства (образа мира или сознания), к тому же само это пространство является неинерциальной системой отсчёта: оно изменяется, движется неравномерно и нелинейно (и лишь в теории для строгости «вычислений» предполагается, что его движение равномерно). Психолингвистика вводит нечто наподобие принципа неопределённости: о значении слова можно судить только в ситуации активного использования слова человеком в качестве орудия деятельности, но сама эта ситуация изменяет, пусть даже незначительно, лежащее за словом живое знание. Сам способ наблюдения и «фиксации» значения слова вносит изменения в «систему отсчёта». Вводится и нечто наподобие принципа дополнительности — «двойная жизнь» значений: содержание лежащего за словом знания-переживания складывается из общественно выработанного значения и личностно порождённого смысла. Живое знание, лежащее за словом, неразрывно связано с социальными эталонами поведения и познания и с жизнью личности.

Соединение объективного и субъективного в лежащем за словом знании, в единице перцептивно-аффективно-когнитивного опыта человека даёт возможность для взаимопонимания между людьми и для пристрастного, деятельного отношения человека к миру, для диалога с миром. Заметим в скобках, что предлагаемая аналогия, тем не менее, имеет один недостаток: существенно различие между тем, как были приняты в научной среде изменения, которые внесла квантовая механика в физическую картину мира, и изменения, которые внесла психолингвистика в языковую картину мира. В последнем случае вклад в понимание языка сопровождался постоянной борьбой за выживание и необходимостью доказывать право на существование, в результате чего до сих пор ещё некоторые положения психолингвистики вызывают у отдельных языковедов брезгливую улыбку или, что ещё хуже, преподносятся в искажённом виде.

Слово и его значение – лишь частный пример. То же самое можно констатировать относительно других языковых категорий и лингвистических понятий, например, понятия текста, которого на ранних этапах развития языкознания вообще не было как части объекта изучения (добавим сюда и то, что обывателю чаще всего невдомёк, что он говорит текстами), но теперь это сложнейшая и многообразнейшая категория, одна из центральных в языкознании, которую невозможно втиснуть в строгие и ограниченные рамки. Невозможно для всех случаев однозначно ответить на вопрос «что является текстом, а что им не является?»

Таким образом, положения лингвистики (благодаря подходам к языку как достоянию индивида) всё больше удаляются от антропоморфизма, становятся всё менее похожими на наше повседневное отношение к миру вещей.

Комментарии: