Что делает подростков подростками?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-09-26 02:30

Психология

Часть 2. Почему тинейджеры начинают мыслить по-другому

В подростковом возрасте изменения в теле сильно влияют на когнитивные способности человека: на анализ информации об окружающем мире, внимание, память и речь. Человек начинает думать о своём «новом» теле и «новом» я совершенно иначе.

Согласно швейцарскому психологу Жану Пиаже, начиная примерно с 12 лет, то есть с периода полового созревания, у человека возникает качественно новый способ мышления. Он называется «формально-операциональным» способом мышления — человек начинает мыслить абстрактно, много рассуждать о гипотетических понятиях, а не только о конкретных физических объектах. На стадии формальных операций подростки начинают соотносить свои мысли о «реальности» с той самой «реальностью».

Пиаже считал, что ум человека, начиная с самого младенчества, развивается, проходя через ряд определённых этапов. Так, человек, достигнув определённого уровня развития, учится манипулировать абстрактными идеями, анализировать разные способы решения одной задачи, выдвигать гипотезы и видеть последствия своего собственного мышления и других людей.

Люди в подростковом периоде приходят к пониманию того, что их предположения могут содержать элемент произвольности и могут не отражать истинную природу опыта. Иными словами, люди понимают, что их представления о действительности могут расходится с этой самой действительностью. Подростковое мышление в некотором роде становится научно-экспериментальным: люди делают гипотезы, которые они проверяют в контексте внешней реальности.

Дети, например, как правило, не способны решать абстрактные вербальные задачи. Всё потому, что, согласно Пиаже, у них нет способности к формальным операциям. Так, если попросить ребёнка решить задачу: «Если Джейн выше Дорис и ниже Франсин, кто из троих самый низкий?», он сможет её решить только с помощью палочек разной длины, пальцев или любых других материальных предметов, но не в уме. А вот подросток сможет подумать и выдать ответ.

Однако не все исследователи согласны с теорией Пиаже. Некоторые психологи полагают, что границы между детским мышлением, подростковым и взрослым искусственны. Всё потому, что у детей и взрослых одни и те же когнитивные способности, различие только в том, что у взрослых больше опыта и знаний. Так умственное развитие можно рассматривать как непрерывный процесс — то есть способностью к формальным операциям могут обладать и дети.

Другие исследователи настаивают, что способность к такому типу мышления есть даже не у всех взрослых. И что, возможно, она зависит от качества образования человека. Однако достоверных данных, это подтверждающих, пока нет. Так или иначе, человек в подростковом возрасте начинает мыслить по-другому.

Порой окружающим кажется, что подростки неуправляемы и только и делают, что спорят со взрослыми. С одной стороны, ссоры с родителями и другими людьми возникают, потому что человек начинает стремиться к большей независимости.

С другой, «конфликтность» связана с тем, что человек начинает мыслить более абстрактно и подвергать сомнению различные точки зрения. Вдобавок к этому в подростковом возрасте мы можем расстраивать людей, даже не желая того, просто потому, что не всегда понимаем, как наши слова и действия отражаются на других людях. И это связано с нейробиологическими особенностями. Подробнее об этом — в следующем посте.

Комментарии: