Зачем людям идеально ровные газоны, идеальных форм клумбы с идеально ровно посаженными однотонными однолетниками и идеально ровные деревья с идеальной формой кроны?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-08-18 10:00

Теория хаоса

— Разумеется, не ради красоты, а ради порядка! Природа — хаотична. Обыватель боится появления хаоса там, где живёт, и ту природу, которую он держит в городе, он старается ограничить рамками своего сознания, создать некую «ухоженность» и старательное «благоустройство», за чем опять же скрывается желание ограничить природу своими собственными формами мышления.

А куда пойти художнику за красотой: на площадку гольф-клуба или на луг/опушку леса?

— Ответ, разумеется, очевиден.

Именно разнообразие растений, природная кривизна линий, хаотичность расположения и буйство красок — это и есть прекрасно, красиво, художественно и живописно.

Герт Эйленбергер, немецкий физик, занимавшийся изучением нелинейности, как-то заметил:

«Почему силуэт согнувшегося под напором штормового ветра обнаженного дерева на фоне мрачного зимнего неба воспринимается как прекрасный, а очертания современного многофункционального здания, несмотря на все усилия архитектора, вовсе не кажутся такими? Сдаётся мне, что... наше чувство прекрасного «подпитывается» гармоничным сочетанием упорядоченности и беспорядка, которое можно наблюдать в естественных явлениях: облаках, деревьях, горных цепях или кристаллах снежинок. Все такие контуры суть динамические процессы, застывшие в физических формах, и для них типична комбинация устойчивости и хаотичности».

Но так ли совсем непонятен для нас этот хаос?

В конце 70-х гг. Бенуа Мандельброт совершил очередную в XX веке революцию в мире науки, он показал, что такими сложными процессами, как рост дерева, образование облаков, вариации экономических характеристик или численности популяций животных управляют по сути сходные законы, по которым живёт так называемый хаос. В связи с этим он ввёл понятие фрактала, под которым подразумевается математическое множество, обладающее свойством самоподобия, т. е. масштабной инвариантности.

Овладев геометрией фракталов, можно описать форму облака так же чётко и просто, как архитектор описывает здание с помощью чертежей, в которых применяется язык традиционной геометрии.

***

Послесловие

Мы с вами живём в XXI веке, и нас по-прежнему окружает природа, живущая по своим законам хаоса, несмотря на все попытки человека приспособить её к своим нуждам.

Сейчас учёные активно занимаются теорией хаоса, геометрией фракталов и самоорганизующимися системами.

И в кажущемся беспорядке они теперь усматривают истинный порядок.

За исследователями поспевает архитектура и дизайн (в которых активно развивается биомимикрия), а также ландшафтное искусство (в котором отныне хаос природы почитается за идеал).

Но судьбы городской природы у нас решаются не в соответствии с научными представлениями учёных (экологов, биологов, почвоведов...), а в соответствии с эстетическими вкусами обывателей.

Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, который уже давно должен был бы серьёзно озадачиваться экологическими аспектами озеленения, и сам придерживается этой же обывательской эстетики. В его ландшафтном "искусстве" по-прежнему царствует кубизм мышления, а Евклидова геометрия и линейная математика почитаются, по всей видимости, за последнее слово в мировой науке.

Мы хотим переломить эту ситуацию. Присоединяйтесь к нам! ?

В завершении, предлагаем фото популярных примеров геометрии фракталов.

Комментарии: