Слуховая речевая агнозия - ещё одно нарушение, при котором ребёнок не понимает обращённую речь. Разбираемся что это и как помочь

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Слуховая речевая агнозия похожа на сенсорную алалию. Оба нарушения возникают от поражения/незрелости в одном и том же месте головного мозга - височной доле. Разница только в том, что при сенсорной алалии мы получаем проблемы с областью Вернике (22 поле по Бродману), а при слуховой речевой агнозии затрагиваются районы в непосредственной близости - 41 и 42 поле по Бродману. Чтобы понять насколько это близко, взгляните на картинку:

Henry Vandyke Carter и Henry Gray (1918) Anatomy of the Human Body
Henry Vandyke Carter и Henry Gray (1918) Anatomy of the Human Body

Henry Vandyke Carter и Henry Gray (1918) Anatomy of the Human Body

Алалия и агнозия очень схожи по проявлениям: ребёнок плохо понимает обращённую речь, может не реагировать на собственное имя, то вроде слышит, то как глухой. Но есть между ними и отличия.

Ребёнок при слуховой агнозии не понимает звуки речи, не узнаёт их - то есть, имеет место нарушение фонематического слуха. Какое-нибудь "Встань и дай ложку" он может слышать как "..тан..и..ай...шку". Если степень агнозии довольно тяжелая, то при таком восприятии говорить о нормальном развитии речи и понимания не приходится.

А вот ключевая проблема сенсорных алаликов - разрыв между словом и образом. Они плохо слушают и ещё хуже запоминают значение слов. Но такие дети иногда могут городить большие, бессмысленные тирады, правильно выговаривая слова. Они бы не смогли этого сделать, если бы распознавание звуков речи было неадекватным, как при агнозии.

Из-за непосредственной близости участков, отвечающих за эти два нарушения, нередко можно наблюдать их комбинацию или, по крайней мере, добавочные симптомы, что может путать карты при диагностике.

Например, при сенсорной алалии дети нередко имеют в той или иной степени нарушение фонематического слуха. У моего сына оно было - он путал схожие по звучанию звуки типа д/т, в/ф, з/с. Однако это не было прям агнозией, поскольку мы, во-первых, как-то слишком быстро с этим разобрались. А во-вторых, в старших группах логосада выяснилось, что фонетический разбор у Лёвы практически не вызывает трудностей (бывают редкие ошибки больше по невнимательности).

В общем, фонематический слух у сына может и не идеальный, но явно не такой проблемный, как должен был быть при агнозии. Проблемными были другие моменты, типичные для алаликов - неважная краткосрочная слуховая память, такое же плохое слуховое внимание и медленное расширение словарного запаса. Поэтому мы работали (и работаем) в основном над ними.

При слухоречевой агнозии работа, соответственно, тоже должна вестись с учётом первопричины - проблемного физического и фонематического слуха.

В первую очередь желательна помощь хорошего логопеда. Слухоречевая агнозия - непростое нарушение речи, требующее долгой коррекции. В одиночку с ним справиться, если не невозможно, то весьма трудно.

Если у вас есть на примете такой специалист - отлично. Если нет - ниже немного советов о том, что можно поделать, чтобы помочь ребёнку на дому уже сейчас. Игры применимы и полезны для всех детей с нарушениями речи и не только, но особенно адресны они именно в отношении распознавания звуков.

Слух развивают со всех сторон, начиная с базиса - распознавания неречевых шумов. Для этого берётся разный звуковой материал: ключи, крупы, песок, бусы, ложки - что угодно, что может греметь и издавать звуки. Предметы предъявляются для прослушивания, после чего можно поиграть в игры:

  • "Покажи, что звучало" - ребенок отворачивается. Вы стучите предметом, после чего малыш поворачивается и выбирает верный источник звука;
  • "Найди одинаковые" - берём жёлтые яйца из под киндеров или спичечные коробки. Насыпаем внутрь монетки, бусинки, крупы и прочее, что может звенеть и издавать звуки. Задача: найти коробочки с одинаковым звучанием;
  • Те же звучащие коробочки, но ребенок сопоставляет их звучание с изображением на картинке - выбирает, что звучит так же;
  • По принципу "Покажи кто/что так говорит или звучит" изучаются голоса животных, звуки транспорта, бытовые шумы.

После того, как малыш научится более-менее устойчиво узнавать источники звуков, начинается работа над восприятием ритма, громкости, интонации.

Ритм прорабатываем сначала через отхлопывания или отстукивания: вы хлопаете с определенном темпе - малыш пробует повторить. Потом сюда можно добавить то же повторение за вами, но с музыкальными инструментами - бубном, барабаном, маракасами и др. Параллельно ритму можно вести и работу над пониманием громкости: стучать потише/погромче.

А на интонацию мне нравится следующая игра: печатается карточка с игровыми фразами-картинками. Ребенок бросает кубик или наугад тыкает пальцем в игровое поле, случайно выбирая клеточку. Какая интонация выпала по пересечению, с такой и произносится фраза.

Неговорящим детям может быть сложно это сделать, но если у ребенка есть в арсенале хотя бы несколько звукоподражаний, на поле можно разместить животных. Скажем, уточку, корову, кошку. Задача малыша превращается в "весело промяукать" или в "зло промычать":

Игра, кстати, улучшает понимание эмоций в речи, чем способствует развитию невербальной коммуникации.

Когда и с этим этапом стало неплохо, переходим к финальному - развитию различения и понимания речевых звуков.

Тут могут использоваться игры а-ля "Узнай чей голос" - надо записать на телефон пару коротких фраз от родственников малыша, кого он более-менее регулярно слышит. Включить ему и попросить сказать кто это или показать на фотографию того, кто говорит.

Можно работать на различение схожих слов типа "Том/Дом", предъявляя малышу карточки и прося показать, где нарисован том (книга), а где дом.

Лично нам очень помогло изучение звуков по выдуманному мной кустарному способу, о котором можно больше почитать здесь.

На этапах попозже работа со звуками становится всё более сложной. Ребёнок учится искать слова с заданным звуком - это могут быть игры типа "Кто больше скажет слов на букву "Ш"?", "Слово на последнюю букву", предъявление картинок, из которых малыш должен выбрать те, в составе которых есть определенный звук. Также, идёт постепенное обучение фонетическому анализу.

В качестве дополнительных мер, помогающих развитию слуха и речи, полезны для таких детей кружки по вокалу (бывают группы для детей с ТНР), ритмопластика. Не лишними будут актерское мастерство, танцы, игра на музыкальных инструментах. Всё это прокачивает ритм, восприятие интонации, моторное планирование и положительно сказывается на речи. Однако подобные методы должны применяться с учётом индивидуальной готовности ребёнка к ним.

Как и в случае с сенсорными алаликами, взрослый в диалоге с ребёнком, у которого агнозия, не должен тараторить, а должен общаться короткими (1-3 слова) фразами. Говорить надо спокойным голосом, чётко выговаривая звуки в словах, лучше немного замедленно - такая техника произношения облегчает работу слуховому анализатору малыша. Ему будет легче вас понять и выйти на контакт для работы над проблемами.


Источник: zen.yandex.ru

Комментарии: