Подборка распространенных психологических эффектов

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-08-15 07:08

работа памяти

Психологические эффекты – это сложные явления, которые возникают в жизни человека, в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Как правило, в них прослеживаются стабильные закономерности, а также подобные эффекты довольно легко обнаружить, поскольку они повторяются с определенной периодичностью.

Эффект проекции

Эффект представляет собой явление, при котором человек переносит на других людей, те качества, которые присутствуют у него самого. Как правило, подобный перенос происходит неосознанным образом. Человек замечает эти качества в окружающих, эмоционально реагируя на них, и убежден, что это их личностные особенности. Объясняется данный эффект тем, что человек может не принимать в себе некоторые свои качества, или в силу определённых обстоятельств может быть не способен приемлемым образом обработать неудачный опыт прошлого, связанный со сложными переживаниями, или неудовлетворенными потребностями. В следствие чего, у человека активируются психологические защиты. Психика начинает функционировать так, что у индивидуума подавляются истинные желания или эмоции, и происходит дистанцирование от некоторых своих личностных качеств. Таким образом, человек проецирует на других людей то, что на самом деле есть в нем самом, а окружающие выступают лишь в роли «зеркала».

В качестве примера, можно привести случай, когда родитель полагает, что его ребенок должен стать успешным в том деле, в котором ему самому не удалось достичь вершин.

Подобным образом, одна женщина с детства мечтала стать балериной мирового класса, но на тренировке получила серьезную травму и ей пришлось уйти из балета. В результате чего, она не смогла реализовать свою мечту. И когда у неё родилась дочь, она спроецировала свою мечту на неё, и записала девочку на секцию балета. Несмотря на то, что ребенку совсем не нравилась хореография, мать продолжала заставлять и ругать свою дочь за то, что она ленилась и не хотела заниматься усерднее. В итоге, она бросила балет.

Когда девочка выросла, у неё родился сын. Недолго думая, она решила отдать его в балет, поскольку чувствовала вину за то, что не смогла реализовать мамину мечту. Таким образом родительская проекция способна изменить судьбу последующих поколений.

Эффект Пигмалиона (Розенталя)

Данный эффект по-другому называется самосбывающимся пророчеством. Он проявляется в том, что определенное ожидание людей, относительно событий будущего или поведения других, во многом определяет то, что произойдёт в дальнейшем. Объясняется это тем, что, когда человек ожидает какого-то конкретного результата, он подсознательно на него настраивается. Он неосознанно влияет на события и окружающих людей, то есть, ведёт себя так, чтобы прогнозируемое событие осуществилось именно таким образом, каким он его себе представлял. После чего, человек может объяснять это хорошей интуицией, ведь он «так и знал».

Например, когда учитель характеризует некоторых своих учеников, как особо одаренных, способных и дисциплинированных, он относится к ним в соответствии со сложившимся мнением. Тем самым, он непроизвольно транслирует свои ожидания относительно них, создавая предпосылки, для того, чтобы ребята, в действительности становились такими, какими он их видит.

Выученная беспомощность

Ощущение, возникающее у человека, когда тот понимает, что не в силах повлиять на сложившуюся ситуацию и улучшить положение вещей, в то время как, в действительности, такая возможность у него есть. В таких случаях у индивидуума происходит снижение мотивации и активности. Данный феномен возникает как следствие череды событий с неудачным исходом, в которых человек был не способен контролировать ситуацию, расстраивался и опускал руки. Когда подобное происходит неоднократно, реакция выучивается и в она дальнейшем повторяется. Человек чувствует беспомощность, он становится пассивным, теряет уверенность в собственных силах и ощущает себя подавленным.

Примером может послужить случай, когда девушка, которая была уверена в своих силах пришла на собеседование и получила отказ, она немного расстроилась, но не отчаялась. Получив отказ во второй раз, она расстроилась сильнее, однако была уверенно настроена на последующие интервью с работодателями. Но когда и следующие два собеседования оказались неудачными, она решила, что ей слишком не везет или она недостаточно компетентна, чтобы получить хорошую работу. В результате чего, она перестала ходить на собеседования и вернулась на прошлую низкооплачиваемую работу, с вредными условия труда.

Эффект Люцифера

Эффект основан на тюремном эксперименте Филиппа Зимбардо. Он показал, что, когда людей ставят в определенные условия и они играют роли, подразумевающие проявление определённых качеств, которым им не свойственны, они довольно быстро привыкают к назначенным ролям жертв и насильников.

Эффект объясняется тем, что, когда люди начинают действовать согласно своим ролям, у них активируются определённые механизмы социального поведения и моральные нормы могут отходить на задний план.

В качестве примера, можно привести сам Стэнфордский эксперимент Ф. Зимбардо, который заключался в проверке гипотезы, относительно поведения обычных студентов, исполняющих роли преступников и надзирателей. Для этого, испытуемых поместили в условия тюрьмы, где они должны были играть свои роли. К удивлению экспериментаторов, весьма добродушные студенты, которым выдалась роль надзирателей стали проявлять неоправданную жестокость и обращались со студентами-преступниками сугубо насильственным образом, проявляя садистские наклонности. Из-за чего, данный эксперимент пришлось остановить раньше времени.

Принцип Полианны

Данный принцип назван в честь девочки из одноименной книги Элинор Портер, в которой Полианна, несмотря на то, что осталась сиротой, стремилась в любых ситуациях отмечать положительные стороны и радоваться им.

Обычно люди охотнее реагируют на события, которые положительно окрашены, а информация о них обрабатывается намного быстрее, чем о негативных или нейтральных событиях.

Дело в том, что наш мозг функционирует, фильтруя информацию таким образом, чтобы отрицательные эмоции, связанные с неприятными событиями, не препятствовали нормальной жизнедеятельности. События же, связанные с положительными эмоциями, наоборот, способствуют лучшему запоминанию информации, и она надолго откладывается в памяти.

Рассмотрим, как работает этот принцип на примере функционирования механизмов памяти.

Студенты лучше запоминают информацию, когда лектор преподносит ее эмоционально, интересно и разбавляет материал уместными шутками. И напротив, когда студентам монотонно читают скучную лекцию, без какого либо энтузиазма, или преподаватель периодически демонстрирует своё недовольство низкой успеваемостью, материал усваивается гораздо хуже.

Эффект свидетеля

Эффект свидетеля прослеживается, когда люди знают, что помимо них есть и другие свидетели, поэтому они не стремятся помочь, а надеются, что пострадавшему помогут другие, и их вмешательство не потребуется.

Однако проведённые опросы относительно помощи незнакомым людям, свидетельствуют о том, что, как правило, человек готов помочь тем, кто нуждается в помощи.

Эффект свидетеля проявляется, в таких ситуациях, поскольку происходит рассеивание ответственности. Это происходит таким образом, что человек, который оказался не единственным свидетелем, сознательно или бессознательно переносит ответственность за помощь на других. Также, люди иногда не решаются помочь, поскольку слишком переживают за собственную жизнь.

Данный эффект по-другому называется синдромом Дженовезе.

В 1964 году Китти Дженовезе направлялась с работы домой и на неё по дороге напал преступник. Он набросился сзади и ранил девушку ножом. Она кричала и звала на помощь, однако никто не откликнулся. Позже, один сосед выглянул из окна и криком спугнул преступника. Однако это не помогло девушке спастись. Через некоторое время, преступник снова вернулся и жестоко убил свою жертву. Как выяснилось позднее, у происшествия было несколько свидетелей которые наблюдали за нападением, но девушке так никто и не помог.

Эффект Зейгарник (эффект незавершенного действия)

Данный эффект основывается на механизмах функционирования памяти и заключается в том, что человек запоминает лучше те события или дела, которые не завершились или по каким-то причинам были прерваны. Согласно исследованиям, незаконченные дела запоминаются практически в два раза лучше, чем те, что были завершены. Этот эффект тесно связан с понятием «закрыть гештальт».

Эффект объясняется тем, что, если какое-то дело было не закончено, у человека сохраняется мотивационное напряжение, которое позволяет помнить об этом незавершенном деле. А когда оно завершается, то напряжение спадает, и информация о нем человек уже не так хорошо помнит.

Люди часто сталкиваются с эффектом Зейгарник в повседневной жизни. Например, официанты обычно хорошо помнят заказы тех посетителей, которые еще не оплатили счет, однако после закрытия чека, информация о заказе быстро забывается.

Также был проведен эксперимент с группой учеников, которые должны были выполнить определенные задания. Через некоторое время экспериментаторы резко прерывали выполнение задания. После чего, ученикам были заданы вопросы относительно содержания всех заданий. В ходе эксперимента было выявлено, что те задания, которые ученики не успели выполнить, отложились в памяти намного лучше. А те задания, которые они завершили, запомнились частично, либо вообще забылись.

Эффект доктора Фокса

Эффект заключается в том, что впечатление от выступления оратора, в первую очередь зависит от того, насколько интересно, ярко и эмоционально выступающий преподносит публике информацию, а также от того, насколько он харизматичен и артистичен. При такой подаче информации слушатель может не уловить некоторые логические несоответствия и противоречия, или поверхностность материала.

Эффект возникает, поскольку людям нравится наблюдать за ярким выступлением, и слушать, когда о чем-то рассказывают очень красноречиво и интересно.

Подобная речь, с использованием научных терминов, может полностью скрыть бесполезность и абсурдность материала.

В качестве примера можно привести эксперимент, с участием доктора Фокса, именем которого назван эффект.

Перед публикой со своими лекциями выступали различные люди, среди которых был и доктор Фокс. В конце мероприятия у слушателей поинтересовались мнением относительно его речи. Многие слушатели выражали восторг от выступления, и охарактеризовали его как познавательное и высокопрофессиональное. Однако на вопросы о сути выступления они толком не смогли ни чего ответить.

Эксперимент заключался в том, что доктор Фокс был актером, который согласился участвовать в этом эксперименте, и превосходно подготовил своё выступление, совершенно не разбираясь в теме лекции.

Эффект Google (цифровая амнезия)

Данный эффект выражается в том, что в силу легкодоступности информации и благодаря наличию в наше время гаджетов и удобных электронных поисковых систем, человек все реже обращается к своей памяти, чтобы вспомнить то, что легко можно найти в интернете, не прилагая дополнительных усилий. Таким образом, человек все больше привыкает к тому, что любую информацию, всегда можно найти в интернете, и меньше использует свою память, от чего она ухудшается.

Хорошим примером послужит случай, когда студенту может понадобиться вспомнить некоторые исторические факты, которые он не вспоминал со времен школы. Если он их не вспомнит сразу, то велика вероятность того, что, недолго думая, он обратится к интернету, чтобы найти необходимую информацию.

Комментарии: