Мой самый главный совет: “Не бойтесь!”

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-08-05 10:00

it новости

На прошлой неделе были подведены итоги конкурса на лучшую выпускную квалификационную работу среди выпускников Университета ИТМО. Одним из победителей Конкурса стал выпускник факультета цифровых трансформаций Сарафанов Михаил. Его работа “Заполнение пропусков в данных дистанционного зондирования Земли с использованием методов машинного обучения” была признана лучшей на мегафакультете трансляционных информационных технологий и вошла в финальное число лучших ВКР Университета ИТМО.

Мы обсудили с Михаилом особенности университетской жизни, его научную работу и поговорили о том, нужно ли бояться менять специальность или все-таки иногда стоит рискнуть?

— Почему ты решил поступать в магистратуру ИТМО и выбрал именно это направление?

Еще во время своего бакалавриата в Санкт-Петербургском государственном университете на Географическом факультете я заинтересовался программированием и математическим моделированием природных процессов. И когда закончил учебу, подумал: “Что хочу изучать дальше?”. Ответ был такой: программирование и математику, а ещё было бы неплохо глубже погрузиться в статистические методы. Очень мне хотелось продолжить заниматься анализом данных, но уже с бо?льшим уклоном в технические детали. В голове сразу всплыли два слова - “машинное обучение”, - поискал в интернете какие есть магистерские программы в вузах Санкт-Петербурга, которые обучают чему-то подобному. Попалась магистерская программа “Большие данные и машинное обучение” Университета ИТМО. При выборе программы, конечно, свою роль сыграл престиж университета. Всегда знал, что в ИТМО готовят хороших специалистов в области IT. Но и описание дисциплин, которые читаются магистрам этой программы мне понравилось.

Загорелся желанием поступить именно на эту программу. С моим географическим бэкграундом приходилось очень много наверстывать, многого я не знал. Но с каждым разобранным вопросом к вступительному экзамену это направление нравилось всё больше и больше. Почти всё лето готовился к вступительным, - и вот я уже студент первого курса магистратуры.

— Есть ли у тебя университетские достижения, которыми ты особенно гордишься?

Пожалуй, самое главное для меня достижение - это получение диплома магистра в области прикладной математики и информатики, как бы банально это ни звучало. Поначалу всё казалось сложным: необычные предметы, новый вуз. Но со временем освоился, - и вот я уже заканчиваю магистратуру, в которую так мечтал поступить.

Также было несколько крутых учебных проектов, которые мы с одногруппниками выполняли в рамках тех или иных курсов. Благодаря этому получилось попробовать много технологий: от эволюционных алгоритмов и продвинутых методов статистического анализа до нейронных сетей и обучения с подкреплением.

Еще, конечно, стоит вспомнить победу на хакатоне “Emergency DataHack” 2021. Мы вместе с командой “NSS_lab team” не только подготовили крутое решение, но и весело провели время. Спасибо им за это.

Хакатонная команда НЦКР: Илья Ревин, Юлия Борисова и Михаил Сарафанов

— Расскажи, о чем твоя ВКР и почему ты выбрал эту тематику?

Это всё тянется от моих учебных проектов в географических науках. Часто приходилось обрабатывать спутниковые снимки, и что очень расстраивало, когда снимок есть, - а сделать с ним почти ничего нельзя, - он весь в пропусках. Тогда мы с преподавателями восстанавливали значения линейной интерполяцией и выглядели снимки после этого не очень.

В тот же момент, когда поступал в магистратуру, я устроился на работу в Государственный Гидрологический Институт. Там же мне мой старший коллега предложил заняться этой темой - я был только рад, так можно было работать над интересной мне темой, в том числе, и на работе. В университет я пришел уже со сформулированной идеей магистерской диссертации: “хочу заниматься разработкой алгоритма восстановления значений в данных дистанционного зондирования при помощи машинного обучения”. В университете меня поддержали - сказали, что рады людям, которые приходят со своими инициативными темами работ. Меня сразу представили будущему научному руководителю, Калюжной Анне Владимировне, и научному ассистенту, Никитину Николаю Олеговичу. Вместе с ними мы проделали большую работу, и получилось, как мне кажется, очень достойно.

— Насколько данная тематика перспективна, на твой взгляд?

Очень и очень перспективная! Раньше мне, как и множеству других специалистов, которые работают с данными дистанционного зондирования, пропуски в снимках приносили много хлопот - мало какие методы анализа могут работать с такими данными. Ни статью не напишешь, ни перед друзьями такими данными не похвастаешься.

Вот если бы был относительно простой способ сделать снимки такими, как будто в них и не было никогда пропусков - вот было бы другое дело… Ну теперь у меня такой алгоритм есть. Надеюсь, и мои коллеги тоже будут им пользоваться, что несколько упростит обработку данных. Но, безусловно, еще есть много чего, что можно улучшить, как и в предложенном алгоритме, так в других подходах восстановления значений.

— Что ты планируешь делать в дальнейшем? Какое направление развития карьеры выберешь?

Планирую поступать в аспирантуру и продолжить работать в нашей лаборатории (из Гидрологического института спустя год работы я уволился, и устроился в лабораторию моделирования природных систем Национального Центра Когнитивных Разработок Университета ИТМО). Сейчас мне интересно направление применения продвинутых алгоритмов машинного обучения в прогнозировании гидрометеорологических процессов. Пишу научные статьи, участвую в конференциях и хакатонах, и пока мне все это приносит удовольствие, планирую заниматься этим и дальше.

— Какие университетские навыки, на твой взгляд, могут оказаться самыми полезными в работе?

Помимо повышения уровня “hard skills”, которые, безусловно, пригодятся мне в работе, это, конечно, навык коммуникации. За время учебы в университете со столькими разными незаурядными людьми удалось поработать вместе. Будучи в различных проектах на разных ролях приходилось каждый раз адаптироваться. Но теперь, оглядываясь назад, возникает мысль: “Было круто”.

Ну и немного про “hard skills” всё таки скажу. Как же я доволен, что за время учебы попробовал библиотеку PyTorch, - на примерах использования именно этой библиотеки строилась практическая часть курса “Архитектуры нейронных сетей для глубокого обучения”. Раньше всё на Keras делал, но PyTorch для меня теперь первый инструмент, за которым я полезу, когда возникнет задача сделать что-то с нейронными сетями.

— Какие советы можешь дать абитуриентам и обучающимся?

Самый главный, пожалуй: “Не бойтесь!”. Я даже не знаю, как бы я сейчас жил, если бы в своё время струсил, если бы не отогнал от себя мысли: “Какая прикладная математика, какое машинное обучение, занимайся себе спокойно своей географией”, “Даже если поступлю, то будет слишком сложно, скорее всего я не потяну”. Возможно, ребята сомневаются, стоит ли менять направление образования, или вуз, или город. Считаю, что если хочется, то стоит попробовать. Я вот попробовал - и нисколько не жалею: это были замечательные два года магистратуры.


Источник: m.vk.com

Комментарии: