Абсолютная интерактивность: каким будет образование будущего |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-08-26 08:31 Год назад мы стали свидетелями сдвига в образовании, когда большинство офлайн-занятий заменили на онлайн, и ничего страшного не произошло. Особенно, когда дело касалось дополнительного обучения школьников старших классов и взрослых. Десять или даже пять лет назад такой переход был бы болезненным из-за низкой пропускной способности интернета для стриминга и отсутствия привычки к регулярному потреблению контента в таком формате. Интерактивность четвертого уровня В своей работе «Цифровое представление. История новых медиа в театре, танце, искусстве перформанса и инсталляции» Стив Диксон делит интерактивность на четыре категории: навигация, участие, разговор и сотрудничество. Те же правила действуют в современном образовании. Чтобы оно стало эффективным, необходимо прийти от навигации и участия (выбор ответов в заготовленном тесте или решение задач) к интерактивности четвертого уровня, когда учащийся становится активным участником процесса. И эта двусторонняя коммуникация помогает двигаться к общей цели. Сегодня существует много разных способов стать ближе к такому уровню. Условно, все образовательные ноу-хау можно разделить на работу со смыслом и с технологиями. Всё, о чем мы рассказываем ниже, не является обязательными элементами в обучении, но с ними ребята добиваются лучших результатов, в чем мы убеждаемся на практике, анализируя опыт обучения более 40 000 подготовленных к ОГЭ и ЕГЭ школьников. Ролевые модели Сначала про смыслы. Исследования показывают, что для современных молодых людей важное значение играют ролевые модели. Этим же объясняется рост инфлюенс-маркетинга в мире. Мы понимаем, что взросление — процесс, в ходе которого осваиваются новые навыки и модели поведения. Ребята во время подготовки к сдаче ЕГЭ и ОГЭ одновременно готовятся к важному этапу взросления и нуждаются в таких ролевых моделях. Дать ученикам ролевую модель — способ решить сразу несколько проблем, которые могут случиться в онлайн-образовании, если делать его по офлайн-лекалам. Ведь тут не всегда хватает энергетики физического контакта, вовлечение ниже, внимание переключается на какие-то домашние дела или открытые в браузере вкладки. Поэтому для эффективного процесса обучения, где между учеником и преподавателем обычно есть дистанция, необходима третья роль — наставника и старшего успешного товарища, который совсем недавно преодолел этот же этап взросления и готов поделиться опытом. Такой человек воспринимается с б?льшим вниманием, а живой пример способствует более высокой вовлеченности, концентрации внимания и погружению. Доверие наставнику и преподавателю снимает ещё один барьер — барьер сложности в освоении материала. Некоторые темы можно понять только после внимательного 20-30 минутного погружения в материал, преодолевая чувство «я не понимаю». Если всё это время оставаться сконцентрированным, то все детали пазла будут освоены, и они сложатся в единую картинку. Когда доверия преподавателю и наставнику нет, у ученика начинается когнитивное отрицание: где-то в процессе он может просто «выключиться» и из-за этого не понять тему целиком. Одинокое поколение Поколение Z выросло в эпоху социальных сетей, поэтому ребятам важно получать поддержку сообщества. Это самое одинокое поколение: согласно исследованию Cigna Health 2018 года, почти половина молодых людей отметили, что страдают от этой проблемы. Выход для брендов, вне зависимости от того, что именно они продают — одежду или образовательные услуги — создавать сообщества и вовлекать участников. Например, The Verge в 2018 году назвал многопользовательскую игру Fortnite главной соцсетью года. Дело не в геймплее, а в комьюнити единомышленников. В образовательном проекте оно тоже играет важную роль. Долгое время считалось, что лучшее образование — индивидуальная работа с репетитором. Но когда мы посмотрели на большую выборку, а не на конкретные кейсы, оказалось, что групповое обучение эффективнее на долгой дистанции. Правильно организованные занятия такого формата здорово помогают вовлечению и мотивации. Это не менее важно, чем подача контента. Чтобы использовать силу комьюнити, мы делим учеников на кластеры по 25-30 человек. Для каждого кластера создается беседа в социальной сети и появляется наставник — студент топового вуза, ученик нашего проекта прошлых лет. Из группы случайных людей складывается команда: с названием, своими ритуалами и атмосферой. Они формируются в ходе общения. Так как главный интерес, который их объединил — желание сдать экзамен на максимальный балл, то и атмосфера комьюнити работает на достижение образовательной цели. Три шага к edutainment «Эдьютейнмент» — развлечение и образование в одном флаконе — становится стандартом индустрии. В эпоху, когда дофаминовое подкрепление становится проблемой для человека, не обойтись без постоянного подстегивания мотивации и удержания внимания аудитории. Вот несколько советов, которые помогут поддержать мотивацию ребят при многомесячном цикле обучения: - Учитесь у стендап-комиков. Частая сложность образовательных курсов — письменная форма речи, когда человек просто озвучивает то, что написано. Это сложно воспринимается на слух. Рассказ преподавателя должен быть адаптирован и скорее напоминать стендап-выступление, чем чтение вслух. - "Нет» говорящим головам, то есть ситуации, когда информация льется в одном направлении. Важно задавать вопросы, коммуницировать с аудиторией, использовать крючки вовлечения. Необязательно, чтобы каждый что-то отвечал. Достаточно даже, если слушатель будет мысленно отвечать на вопросы преподавателя. - Виртуальное подкрепление. Соревнования, рейтинги, медали — стоит пользоваться сразу разными моделями, потому что они работают только в краткосрочных историях, а процесс обучения обычно многомесячный. Да и люди все разные: кого-то мотивирует стать в рейтинге первым, кого-то не быть последним, а некоторым вообще всё равно, какую они позицию занимают. AR и VR вернут офлайн-опыт в онлайн-среду Теперь про технологии. Использование AR и VR в образовании — явление не новое. Например, с помощью технологии тренируют людей на атомных электростанциях, чтобы отработать внештатные ситуации, где цена ошибки может быть очень высокой. Но в массовом образовании эти технологии ещё не используют просто потому, что и в жизни они являются скорее историей для гиков. Пока в этом нужно дополнительно разбираться, такой опыт отвлекает от решения задачи в получении знаний, а не упрощает его. Например, если подростки гораздо чаще заходят на портал для обучения со смартфона, чем с компьютера, то адаптация всего контента под вертикальный формат и бесшовность перехода с мобильного телефона на десктоп и обратно — стандарт индустрии и просто шаг к удобству пользователя. По данным Mobilemarketer, в 98% случаев смартфоны используются вертикально, и только 2% аудитории готовы перевернуть устройство, чтобы посмотреть информацию. С AR и VR пока не так. Вместе с тем, у технологии большие перспективы. Например, для школьников ЕГЭ и ОГЭ — это «своя атомная станция», и моделирование сценария сдачи экзамена тоже помогает снизить стресс и лучше справиться с заданиями. Главное, VR и AR позволят вернуть офлайн-опыт в онлайн-образование. В онлайне пока невозможно взаимодействовать с объектами, что очень важно в естественнонаучных дисциплинах. Например, при проведении физических опытов или лабораторных работ по биологии, использовании реагентов в химии. Ученики превращаются из экспериментаторов, которые обучаются через практику, в наблюдателей. Внедрение AR и VR может вернуть взаимодействие с объектом изучения, только уже в виртуальной среде. Больше графики Стоит признать, сегодня вокруг человека много отвлекающих факторов, из-за чего время концентрации внимания минимально. У миллениалов оно составляет 12 секунд, а у центениалов (один из вариантов обозначения поколения Z) — всего 8 секунд. Графика позволяет концентрированно и наглядно подавать информацию, что в эпоху снэк-контента, когда самой популярной площадкой становится TikTok, помогает удерживать внимание пользователей. Помимо стандартных инструментов графического наполнения контента, можно использовать ресурсы для создания AR и VR, тем более что сейчас такие решения доступны даже для тех, кто не умеет программировать. Например, в проекте Blippar, который работает по модели SaaS, можно онлайн создавать объекты дополненной реальности, причем для образовательных некоммерческих целей сервис можно использовать бесплатно — тут подробная инструкция. Искусственный интеллект Про важность ИИ сегодня говорят очень много, но на самом деле он нужен не везде. Например, когда дело касается подготовки к ЕГЭ, то для сдачи экзамена на 60-70 баллов можно обойтись без персонифицированного подхода, достаточно хорошо изучить программу. Значение адаптивного трека обучения, который формирует ИИ, возникает, когда мы нацелены на более высокий уровень в 80-100 баллов. Как может помочь ИИ в образовательном проекте на самом деле Предлагать учить только то, что пока не дается. Максимальный рост у ученика происходит, когда он сталкивается с вопросами, которые вызывают сложности. Бессмысленно загружать человека уже изученными темами. Это только потратит время и вызовет раздражение, а нынешние старшеклассники очень чувствительно относятся к потерянному времени. Адаптивный трек, сборка индивидуальных домашних работ, выдача дополнительных единиц контента по теме после ошибок поможет проработать проблемные темы и в итоге сдать экзамен на более высокий балл. Подобрать форму изложения. Одну и ту же тему можно объяснить по-разному: изменить язык, визуализацию или подобрать другие примеры. По сложным и непонятным темам с ИИ реально подавать контент разного формата и отслеживать, после взаимодействия с чем всё стало понятно, а контрольные задания выполнены максимально качественно. В будущем система поможет выявить особенности восприятия ученика и определить, что нуждается в доработке. Отслеживать результаты в длинном интервале времени. Чем больше ИИ накапливает информации об ученике, тем точнее может скорректировать его образовательный трек, подобрать курс, тему, форму изложения и так далее. Человеку – преподавателю, наставнику и кому угодно ещё — держать в голове на протяжении месяцев эту информацию по ученику просто невозможно, на это не способна память. Помочь может ИИ. Но и здесь появляется ограничение: эффективно искусственный интеллект начинает работать только через несколько месяцев после старта занятий и до накопления критической массы информации лучше его просто не использовать. Чат-боты – проблема персонификации? Сейчас на рынке образования и цифровых инструментов развлечения можно заметить ещё две тенденции: все провайдеры услуг стремятся к персонификации и хотят заменить рутинные операции, например, с помощью чат-ботов. Два тренда не вступают в противоречие, если использовать чат-ботов в уместных ситуациях. Этот инструмент прекрасно справляется с онбордингом и рассказом о возможностях платформы: его можно использовать на первом этапе освоения темы, когда информация для каждого конкретного слушателя не отличается (например, что-то вводное про базовые законы по физике) или не накоплено данных для индивидуальной образовательной программы. Только после этого есть смысл включаться человеку. Как ни странно, но чат-боты даже помогают в персонификации. Если сравнивать этот инструмент с информационными рассылками, то именно чат-бот подстраивается под потребности ученика, который начал проходить программу не со всеми, а присоединился через две недели и нагоняет программу. В общем, технологии помогают в очередной раз убедиться в правильности современного девиза онлайн-образования, что учиться никогда не поздно. Источник: vk.com Комментарии: |
|