Предубеждения клиентов |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-06-04 03:41 Автор: Э. ВАН ДОРЦЕН-СМИТ Клиенты относятся к терапевтам таким же сложным многоуровневым образом, каким терапевты относятся к клиентам. Нет причин предполагать, что существует какая-либо существенная разница, за исключением того факта, что от клиентов можно ожидать меньшей опытности и мастерства в осознании и размышлении над процессом отношений. Поэтому одной из главных задач терапевта является способность ориентироваться в лабиринтах и своего собственного процесса отношений, и того, который имеет место у клиентов. Постепенно делать этот процесс доступным для клиентов и учить их распознавать, улавливать и отчетливо проговаривать происходящее, — в этом состоит существен- ная часть обучения в терапии. Клиенты будут проходить через процесс, похожий на тот, через который проходит обучающийся терапевт: распознавать и учиться работать с различными формами препятствий к открытой коммуникации. Процесс переноса, или, скорее, обобщения и перемещения прежних эмоциональных установок на терапевта является достаточно узким фокусом для понимания широкого процесса реагирования клиентов. Нам лучше подойдет полное представление о тех разнообразных аспектах и компонентах, которые входят в предубеждения клиентов по отношению к терапевту. (а) Позиция клиентов Нам необходимо работать с клиентами для того, чтобы дать им возможность понять свою собственную позицию по отношению к миру. Любая история, которую рассказывают клиенты, является источником информации, касающейся их общей позиции. То, как они говорят о других людях, является иллюстрацией типичной для них реакции на других. Каждое высказывание, неважно, сколь незначительным оно выглядит с виду, раскрывает нам новые взгляды, ценности и общую ориентацию по отношению к миру. Человеку сложно в одиночку пронаблюдать свою собственную позицию, познакомиться с ней и понять ее. Поэтому будет полезным воспользоваться терапевтическими отношениями как средством для того, чтобы узнать эти позиции. Однако, привлекая внимание клиентов к той позиции, которую они демонстрируют по отношению к терапевту, мы должны помнить о том, что эта позиция может, отчасти, являться откликом на нашу собственную позицию. Не так легко определить, что откуда берется, и мы долж- ны быть в любое время открыты точке зрения клиентов. Наша работа не в том, чтобы навязать им свои взгляды, испытывать и критиковать их позиции, но, скорее, помочь увидеть и исследовать эти позиции для самих себя и научиться быть с ними в согласии. Если же эта позиция не в ладу с миром и фактами жизни, тогда клиентов поощряют к тому, чтобы подвергнуть ее постепенному пересмотру. Это предполагает возмож- ный вызов и указание на несоответствия в отношении имеющихся на данный момент возможностей и ограничений некоторой ситуации. Делая это, мы должны быть открытыми возможности того, что мы сами неверно судим об этой ситуации и оцениваем ее, скорее, со своей собственной точки зрения, нежели с точки зрения клиентов. (в) Ориентация клиентов Важно также дать клиентам возможность отыскать то мировоззре- ние, которое является фундаментом их восприятия реальности и которое определенным образом придает форму их переживаниям, как в жизни, так и в терапевтической ситуации. Здесь мы сосредоточены на общей системе убеждений клиентов, а не на их личностных характери- стиках. Мы отыскиваем общие связи человека с миром, интенциональность, и, говоря словами Сартра, первоначальный проект. Именно это мировоззрение в большой степени влияет на позицию, и, конечно, мировоззрение часто связано с особыми генетическими способностя- ми и наклонностями. Например, человеку может быть свойственна потребность в большой упорядоченности повседневной жизни, что может постепенно стать связанным с приверженностью особому вероучению, которое может превратиться в фундамент жизни именно с такой структурой. Нужно быть осторожными, обращаясь к такой систе- ме верований, чтобы не отбросить ее как ненужную, или, что еще хуже, как патологическую. Возможно, существуют важные основания для того, чтобы иметь такую систему верований, и, хотя мы и можем при- влечь внимание клиентов к тому влиянию, которое она оказывает на качество их жизни в целом, нам следует уважать и те потребности, которые она удовлетворяет, а потому является для клиентов вполне оправданной. Ключевым для терапевта является определение истинной ценности всякого мировоззрения, являющегося как скрытым, так и явно выраженным в ориентации клиентов. (с) Душевное состояние клиентов Точно так же, как и терапевт, да и как всякий человек в этом мире, клиенты в любой момент времени обнаруживают себя в некотором ду- шевном состоянии. Поэтому важно оценивать это состояние в момент начала терапевтической сессии и отслеживать его изменение в ходе встречи в связи с теми событиями, которые происходят, и тем материалом, который обсуждается. Терапевту не следует предполагать ни того, что настроение клиентов является непосредственным отражением терапевтических отношений и способа их переживания ими в данный момент, ни того, что все это не имеет места. Наиболее вероятно, что это настроение будет порождаться сочетанием внутренних и внешних факторов. Как раз в том, чтобы помочь клиентам отследить свои ду- шевные состояния и источники их происхождения, и состоит важная роль экзистенциальной терапии. Эта помощь является решающей в освоении собственного опыта. Научиться распознавать и ясно выражать свое душевное состояние словами и начать выявлять его состав- ляющие, — в этом состоит важный шаг вперед на пути к эмоциональ- ной автономии. (d)Реакция клиентов Та реакция, которую демонстрируют клиенты в ответ на интервенции, или отсутствие интервенций, со стороны терапевта, должна распознаваться как сама по себе и не смешиваться с тем материалом, с ко- торым клиенты пришли на терапию. Терапевты многое добавят к своему профессионализму, если будут способны признавать то влияние, кото- рое оказывают на клиентов, и свои собственные ошибки. Хорошо взять себе за правило начинать каждую сессию в предположении, что рано или поздно вы начнете раздражать клиентов, и работать в постоянном осоз- нании собственных неизбежных ограничений. В этом смысле клиенты являются нашими супервизорами и даже терапевтами (Searles, 1975; Langs, 1978; Casement, 1985; Smith, 1991), и если мы хотим чему-то на- учиться из их комментариев и откликов в наш адрес, мы сможем в зна- чительной степени улучшить свою работу. Не менее важно, однако, распознавать, как по-разному используют разные клиенты свою эмоцио- нальную реакцию на наши характерные ошибки. Они могут принять либо отклонить тот вызов, который бросает им работа с нами, могут вступить с нами в поединок или воспользоваться предлогом, чтобы нас атаковать. Хотя наш долг и состоит в том, чтобы прилагать усилия и преодолевать трудности, возникающие у нас в отношениях с отдельными клиентами, нам следует, вместе с тем, быть готовыми увидеть в реакциях клиентов то, что проливает свет на их привычный образ действий. Э. ВАН ДОРЦЕН-СМИТ Источник: vk.com Комментарии: |
|