Эмоции, Чувства, Состояния, Ощущения, Мысли. Что есть что?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-06-10 01:33

Психология

Одним из базовых навыков психотерапевта, по моему мнению, это умение распознавать чувства и называть их. Такой навык необходим в работе с клиентом, так как чаще всего, к нам приходят алекситимичные клиенты.

Что такое алекситимия? Это неумение распознавать чувства, неправильная идентификация телесных сигналов. Такая форма поведения была усвоена в процессе развития ребенка в дисфункциональной семье, где был запрет на проявление чувств. Из анамнеза клиента можно узнать, что в процессе воспитания были следующие родительские послания: «Не реви, ты что баба», «Хватит плакать!», «Не злись!», «Будешь реветь – получишь» и т.д. Что происходит с ребенком в это время? Чувства он чувствует, но самым близким это не нравится, значит лучше вообще ничего не чувствовать! Это безопаснее. Но чувства, по сути, похожи на кипение воды в чайнике. Если чайник кипит, из него выходит пар, если плотно закрыть, то чайник, скорее всего разорвет! Ввиду того, что устройство человеческого организма гораздо сложнее и совершеннее чайника, то конечно же не разорвет, но метафора верна. Куда идет весь этот «кипящий пар»? В тело, этот процесс называется – соматизация, когда чувствовать нельзя, но соматизироваться можно. Соматизация – это появление симптома.

Думаю, любой детский психолог подтвердит, когда родители приводят на прием ребенка с каким-либо симптомом и просят помочь. Специалист начинает задавать вопросы, которые позволяют увидеть картину в целом, про воспитание, про первый год жизни, про текущую ситуацию, про отношение к нему в семье, про отношение между родителями. На что родители, очень часто, возмущаются. Мол, зачем это нужно, мы ребенка привели, его и лечите! Но психолог работает не так как врач, по принципу «симптом-таблетка». Все гораздо сложнее. Поэтому, помимо вопросов, касающихся сбору анамнеза, психолог задает самый сложный вопрос «Что ты чувствуешь?»

«Что ты чувствовал, когда с тобой это происходило?», «Что ты чувствовал, когда отец …, мать…, воспитатель…, учитель…», «Что ты сейчас чувствуешь?»

Ввиду того, что клиент понятие не имеет, что такое «чувства», приходит в замешательство, а в лучшем случае использует стандартный набор алекситимика «Хорошо, Плохо, Нормально, Никак». Для клиента это нормально, он и пришел сюда, чтобы научится, но для психолога/психотерапевта, пользоваться таким «джентельменским набором» совсем не комильфо.

Также, что я заметил, у начинающих психологов/психотерапевтов есть такая штука, как перепутывание чувств и ощущений. Поэтому, попробую разложить по полочкам, что есть что.

Существует рад реакций на ситуацию.

1. Эмоция

2. Аффекты

3. Чувство

4. Ощущение

5. Состояние

6. Мысли

Чем они отличаются?

1. Эмоции. Это кратковременные реакции на ситуации. Многие ошибочно думают, что эмоции бывают положительные и отрицательные. Если мыслить этой категорией, то получается, то эмоции бывают плохие и хорошие и соответственно, хорошие это хорошо, их можно испытывать, а плохие плохо, за них нужно наказывать. Но, на самом деле эмоции бывают адекватные и неадекватные. Все будет зависеть от ситуации. Если человек плачет после расставания или невосполнимой потери, это нормально, если ржет как конь, то скорее всего это неадекватная эмоциональная реакция.

Согласно теории Карла Изарда существует 10 базовых эмоций, 8 из которых присущи не только человеку, животным тоже доступна эта роскошь и только 2 присущи человеку. Вот список: Радость, Удивление, Интерес – это приятные эмоции, мы называем их позитивными, Страх, Гнев, Отвращение, Презрение, Грусть – это неприятные эмоции, называем негативными. Эти эмоции могут испытывать некоторые животные. А эти 2 сугубо человеческие Стыд и Вина.

Помимо теории Карла Изарда, есть теория нейробиолога Яака Панксепа. По его мнению, к базовым эмоциям относятся ПОИСК, СТРАХ, ЯРОСТЬ, ПОХОТЬ, ЗАБОТА, ПАНИКА/ГОРЕ, ИГРА (будет интерес, напишу и про это)

2. Аффекты. Если уж совсем человеческим языком, аффект – это очень сильная эмоциональная реакция. Что будет со шкалой Карла Изарда, если эмоции превратить в аффекты?

Радость- Эйфория

Удивление – Шок

Страх – Паника

Гнев – Ярость

Отвращение/Презрение – Тошнота-Рвота

Грусть – Тоска

3. Чувства. Чувства отличаются глубиной и продолжительностью. Если эмоция кратковременна, то чувства может захватывать надолго. Но, в основе любого чувства лежит набор эмоциональных реакций. Например, любимое некоторыми, чувство Обиды – это Гнев+Страх. Это противоположные аффекты, достаточно мощные. Обида характерна для детей, когда был запрет на злость, особенно на родителей «Хочу покусать, но нельзя». Ребенку ничего не объясняли, просто запрещали. В отличии от эмоций, чувств гораздо больше. Если подобрать метафору, которая объяснит понятие «Эмоции» и «Чувства», то, Эмоции – это цвета, а Чувства – оттенки.

4. Ощущения. Ощущения относятся к телесным проявлениям. Горячо, холодно, тепло, жар, бросило в пот, давит, крутит, мурашки, тошнит, ком в горле, горечь во рту, неприятно, приятно. Все это относится к телесным проявлениям.

Если вы спрашиваете: «Что ты чувствуешь?», а в ответ слышите «Как будто ком в горле и холод по коже», это ощущение!

Для специалиста, нужно уметь дифференцировать ощущения и чувства.

5. Состояния. Состояния отличаются устойчивостью. Депрессия, Астения, Дисфория – это не эмоция, не чувства и не ощущение – это состояние. Поэтому если человек пришел в кабинет и ему грустно это одна история, если ему грустно полгода, то работа будет строится совсем по-другому.

6. Мысли. Если на вопрос «Что ты чувствуешь?», в ответ слышите «Я думаю…!», то это мысли. Для многих интеллектуалов характерно рационализировать и интеллектуадизировать чувства. Но, нам, как специалистам важны чувства а не их объяснение.

Существует много причин, по которым произошла диссоциация с чувствами, это воспитание в дисфункциональной семье, психологические травмы и прочее. Наша задача, вернуть контакт с чувствами, но для этого, нужно, чтобы у специалиста это контакт был!

Что с этим делать? Есть масса приемов, техник, упражнений. Когда работал волонтером в реабилитационном центре для химически зависимых, так у каждого пациента был список чувств. В начале каждой группы они озвучивали, что они чувствуют, зачитывая из списка, таким же ритуалом завершали группу. Самые продвинутые, списком не пользовались.

Олег Перепелица

Комментарии: