ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТРАВМА И ПОЧЕМУ ЕЕ ЧАСТО НЕВЕРНО ПОНИМАЮТ И ОЦЕНИВАЮТ |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-06-16 20:50 Я постараюсь определить понятие психотравмы в самом общем виде, не спускаясь на уровень конкретных психологических подходов с их различающимися описаниями и представлениями. Общий сценарий таков: вы пережили нечто, что изменило вашу психику. Это были некоторые события, ситуации, внешние воздействия, пережитые вами и сделавшие вашу психику другой. В каком случае эти психические изменения мы назовем психотравмой? Думаю, здесь можно выделить, как минимум, три базовых измерения. Первое — это несвобода, ригидность, принудительность. Те психические изменения, которые возникли от определенных воздействий и переживаний, создают упроченную и подчиняющую себе форму жизни. Это может касаться и психики, и поведения. Человек оказывается заложником упроченных механизмов, теряет свободу идти другими психическими путями: в нем сформированы жёсткие ограниченные структуры и последовательности, которые он не может изменить и покинуть. Они принудительно воспроизводятся, заставляя чувствовать, думать и действовать именно таким образом. Ригидность и значит затвердевание, негибкость, неизменяемость. Это состояние хорошо известно людям, которые вынуждены переживать одни и те же последовательности мыслей и эмоций, реагировать одинаковым образом тысячи раз, не чувствуя себя способными изменить в этом что-либо и оказываясь в позиции принудительной реализации психических механизмов. Люди могут быть с ними отождествлены или не-отождествлены, но изменить их они не могут, и сами эти механизмы ригидны и невариативны. Второе — это ограничение личного психического потенциала, усечение и обеднение психической жизни. Человек мог раньше – или мог бы в принципе – переживать множество разных чувств и состояний, но определенные воздействия и переживания отсекли, закрыли, сделали недоступной значительную часть этих состояний. Человек мог раньше или мог бы в принципе мыслить на таком-то уровне, таким-то множеством путей и способов — но теперь пути перекрыты, а уровень снижен. У человека был или мог бы быть высокий уровень энергии и активности, но теперь он бессилен и апатичен. Человек мог бы устанавливать отношения с разными людьми — но теперь он на это не способен. Человек мог бы что-то делать, но в его психике утеряно то, что для этого нужно, или приобретено то, что этому мешает. И так далее. В силу самых разных психологических оснований множество ранее доступных или доступных-бы-теперь-если-бы-не-травма психических возможностей, состояний, переживаний и действий закрыты, нарушены, разрушены, подавлены, отягощены массой невыносимых переживаний — так или иначе они теперь недоступны или не могут быть полноценно реализованы. Это и значит усечение и обеднение психической жизни, временное подавление, нарушение или частичная/полная потеря определенных психических возможностей, процессов, состояний. Случившиеся в прошлом воздействия и переживания не дают человеку быть вполне собой. Таким, каким он был ранее или был бы сейчас, если бы этих воздействий и переживаний не было. Третье — это присутствие всех видов переживаний, которые для самого человека являются различными видами страдания. Это могут быть самые разные чувства, ощущения, эмоциосмысловые состояния. Общее в них то, что они феноменологически переживаются как страдание. И чаще всего это ригидное, упроченное, многократно повторяющееся страдание, которое ограничивает всю остальную психическую жизнь — или значимую ее часть. Это постоянное, почти постоянное или возникающее в ответ на специфические активирующие его триггеры страдание. Итак, психика человека понесла потери, претерпела специфические разрушения, нарушения и блокировки. Его жизненный мир изменился: внесенные в психику изменения закрыли определенные чувства, категоризации, ожидания, мыслительные пути, способы оценивать и переживать происходящее, избирательно утвердили некоторые старые способы и создали новые. Возникли ограниченные и упроченные структуры, ригидные последовательности состояний, обедняющие психическую жизнь и делающие мир таким, каким его теперь ощущает и переживает специфически измененная и усеченная психика. И эта психика и переживаемый ею мир наполнены страданием и болью в самых разных их видах. Это та психика и тот мир, в которых приходится выживать и сохранять свое психическое присутствие внутри поля постоянных разрушающих и приносящих страдание переживаний. [Отдельно можно выделить тот случай, когда первое и второе условия выполняются, но ясного переживания боли и страдания нет. То есть человек травмирован как психическое существо, но феноменологически, на уровне его личного сознательного опыта, он не переживает отчетливо осознаваемой боли и страдания или переживает их в таких видоизмененных формах, что сам не идентифицирует это как боль и страдание. Иногда осознание и раскрытие внутреннего страдания может быть осуществлено, иногда, видимо, нет. При этом все психические и поведенческие изменения у человека имеются.] Сведем вместе три описанных смысловых измерения в более сжатом определении. Нечто нарушило вашу психологическую полноценность и свободу, временно подавив, нарушив или разрушив определенные возможности и части психики, нечто создало в ней принудительную последовательность психических событий и переживаний, которые воспроизводятся раз за разом и представляют собой не-выбираемый и не-переключаемый паттерн, и все это часто или почти всегда переживается во множестве модусов личного страдания и боли. Такое состояние мы и назовем состоянием психотравмы. А то нечто, что посчитаем его причиной – травмирующими причинами. Такие причины определяются как травмирующие именно по своим следствиям, т.е. тому, как они повлияли на психику человека. Все, что наносит травму конкретному человеку и будет названо травмирующим. Это необходимо очень ясно понимать. Важно не то, насколько сами действия и события кажутся жесткими и ужасными стороннему наблюдателю. Важно, как они переживаются тем, кто их претерпевает, и какие изменения они вносят в его психику. Поэтому необходимо полностью избавиться от идеи универсального внешнего рейтинга "тяжёлых травмирующих воздействий и ситуаций" и заниматься исследованием и пониманием каждого конкретного случая и конкретного человека. Одна из серьёзнейших ошибок — это игнорирование или обесценивание всего, что не кажется наблюдателю травмирующим, то есть в его не-психологичном и не-индивидуализированном рейтинге не попадает в готовые ячейки "психотравмирующих событий". Когда мать один раз выбрасывает ребенка в окно – вот это да, а когда мать двадцать лет переквалифицирует эмоции ребенка, десубъективизирует его и замещает его восприятия своими – это уже как-то непонятно. Но психическая травматичность второго сценария может быть намного более тяжелой и многомерной. Поэтому осуществленные в этом втором сценарии воздействия и будут в таком случае считаться гораздо более тяжелыми по своей травматичности. Не-психологичный и не-индивидуализированный способ восприятия обычно касается именно внешних событий и вообще не учитывает конкретные психические изменения и переживания, которые этими событиями вызваны. Например, участие в военных действиях или получение побоев от постоянно пьющих родителей — поняты и установлены как травмирующие события у большего числа людей, чем специфические особенности коммуникации или психологической слепоты родителей, которые мы разбирали в течение первых пяти серий семейного цикла. Типичным не-психологичным и глубоко ошибочным ходом является измерение степени травматичности события для другого человека – путем измерения того, насколько вас впечатляет само травмирующее событие, насколько тяжелым и жестоким оно воспринимается внутри некоторых обобщенных и нерефлексируемых представлений. Видимо, здесь, как и почти везде, существенную роль играют готовые культурные предустановки и телесная очевидность. Так или иначе, все эти нерефлексивные оценки внешних событий вместо рефлексивного понимания самих психических изменений – нерелевантны. Внешние события сами по себе неважны. Важно лишь то, как они повлияли на психику конкретного человека: оказалась ли она изменена определенным ограничивающим, инвалидизирующим и приносящим страдание образом. Поэтому классификация или определение психотравм через вызывающие их внешние события – это ложный и тупиковый путь. Получение ранений в военном конфликте, получение регулярных побоев от одного из родителей, школьный буллинг с физическим и эмоциональным насилием, жизнь в детском доме, жизнь в зоне ведения боевых действий, социальная изоляция в детстве, критика со стороны родителей или опекунов – все это называние внешних событий. Но сами внешние события неважны. Важно то, как они воспринимаются и переживаются, какие психические изменения они приносят. Люди, пережившее одинаковые внешние воздействия, могут получить совершенно разные психические травмы. Они могут получить совершенно разные изменения, произошедшие разными психическими путями и приведшие к разному итоговому положению дел. И даже если итоговые психические состояния достаточно похожи, они могут иметь разную структуру, разные внутренние психологические смыслы, разную психологическую историю и генеалогию. А это значит, что они психологически разны, и не понимая этой разности, мы не сможем понять сами эти состояния или изменить их. Классификация, определение и понимание психотравм требуют именно психологических оснований. При одинаковых внешних событиях – психически разные люди – психически разными путями – достигают психически разных состояний. И даже если эти состояния кажутся очень похожими при описании их здесь-и-сейчас, сама их разная генеалогия и сам их разный психический контекст становятся залогом их разности и неподобия. Поэтому говорить о схожести мы можем только в случае понимания всего психического контекста и всех психических путей достижения текущего состояния. Конечно, это понимание происходит внутри определенных предположений и способов мышления и чувствования, и не является прямым прозрением, простым и однозначным. * * * Очень часто люди, пишущие и говорящие о психотравме, дают множество разноуровневых, фрагментарных и частных характеристик и определений психотравмы. Они могут перечислять наиболее частые итоговые состояния, давать некоторые обобщенные или частные описания самого состояния травмированности, совмещать описание симптомов с описанием их предполагаемых причин, психотравматических переживаний и способов справления и т.п. Так, люди пишут и говорят про тревожность, стресс, депрессию, эмоциональную нестабильность, злость, гнев, апатию, маниакальность, ночные кошмары, когнитивные нарушения, нарушения памяти, чувство беспомощности, чувство страха, диссоциацию, психосоматические нарушения и прочее, и тот, кто читает и слушает их, пытается собрать понятие психотравмы из набора разных симптомов или психиатрических диагнозов. Также его могут пытаться собрать из разных травмирующих причин: «психотравма – это реакция психики на Х, Y, Z». И далее сказать: «она может проявляться в виде повышенной тревожности, психосоматических нарушений, эмоциональной лабильности, частых повторных переживаний травматических воспоминаний, подавления травматических воспоминаний, когнитивных нарушений» и т.д. Как уже можно понять, все это частные и фрагментарные определения. Вариантов психических изменений может быть бесконечно много, и стандартный набор из двух-трех десятков психологических и психиатрических слов-симптомов или слов-диагнозов не может ни исчерпать их, ни полноценно описать. Об ошибочности и нерелевантности определения психотравмы через вид внешнего травмирующего события я уже подробно сказал выше. Поэтому определение психотравмы в наиболее общем виде – это, как я думаю, и есть наилучший способ. Так можно выделить и осмыслить наиболее базовые принципы, которые, далее, уже могут получать самые разные варианты конкретного воплощения. Такая обобщенность позволяет переходить к конкретным случаям и анализировать их, не находясь в плену предустановленного набора из частных определений, признаков и симптомов. Травмированное состояние само по себе не подразумевает принципиальной неизменности: в каждом конкретном случае подавленное может быть высвобождено, утерянное восстановлено или приобретено заново иными путями, ригидность, упроченность и принудительность преодолены, структуры психики и структуры жизненного мира перестроены. Упроченность и неизменность – это состояние, сохраняющееся не навсегда, но обычно до тех пор, пока не проводится целенаправленная работа, осмысленная и подходящая человеку. Насколько изменения возможны и насколько долгой и сложной работы они потребуют – это всегда вопрос конкретного случая. Вопрос того, в каких условиях жизни окажется человек, как он сам и другие люди будут относиться к его состоянию, что и как будет категоризировано и что предпринято. То же самое касается психологической изоляции: она не является сущностно обязательной частью травмы, но в реальных условиях травмированные люди очень часто могут оказаться в состоянии отчужденности от всех окружающих людей и от привычного тем мира, т.к. их мир и их психика драматически изменились. Остальные люди живут в других психических структурах, другом жизненном мире, воспринимают и переживают большую часть событий иначе – они не понимают опыт травмированного человека, не признают его и не могут представить себе мир, измененный травмой, т.е. мир, не похожий на автоматически данный им. Поэтому, хотя травма не подразумевает обязательной изоляции, отчужденности и невозможности установления отношений – изоляция, отчужденность, одиночество, чужеродность по отношению к окружающим людям очень часто возникают. Они, вероятно, могли бы возникать реже и не у всех людей, но сам социальный контекст и само окружение, в которых травмированные люди вынуждены существовать, очень часто обеспечивают им трагическую изоляцию, непонятость и отчужденность, заставляют переживать собственную инаковость, неполноценность, порочность, виновность, ничтожность, неправильность, ненормальность и другие подобные эмоционально-мыслительные самокатегоризации. Такие переживания и категоризации, вероятно, следуют из двух общих положений: 1) есть масса общекультурных установок относительно травмирующих событий и тех людей, кто их переживает, эти установки работают изнутри, т.к. они ранее были усвоены самим человеком, и транслируются снаружи, усугубляя и создавая самоощущения и самоопределения подобные описанным выше 2) психика и мир человека с психотравмой становятся отличающимися от психик и миров обычных людей, которые его окружают, и эта разность приводит к тому, что травмированный человек, во-первых, не может справляться с обычными для других, но тяжелыми, пугающими и болезненными для него вызовами и событиями жизни, а во-вторых, сами его восприятия, чувства, мысли, оценки оказываются иными, не совпадают с таковыми обычных людей вокруг, что приводит как к внешнему изолированию и остракизму, так и к внутреннему ощущению своей инаковости и чужеродности. Как это часто бывает, инаковость и несовпадение с закрепленными в конкретном сообществе стандартами – вместе с неспособностью людей понимать другие психические реальности, другие стандарты и другие миры и заботливо к ним относиться – приводят к непониманию, осуждению, игнорированию и прочим реакциям, создающим и закрепляющим изоляцию и исключенность Но, как я уже сказал, это не является обязательным для психотравмы и тоже может быть изменено, если изменяются сами условия жизни: если появляются люди, понимающие и валидирующие ваш опыт, разделяющие с вами ваши переживания, чувства, смыслы и оценки, приводящие в осмысленный порядок то, что раньше было разрушенным и разрушающим хаосом и позволяющие переопределить, преодолеть и интегрировать на интеллектуальном и эмоциональном уровне все то, что ранее было упроченными, обедняющими и подавляющими психическую жизнь состояниями, приносящими самые разные виды страдания. Процесс исцеления и подразумевает изменения по всем трем выделенным осям, из которых складывается понятие психотравмы. Источник: vk.com Комментарии: |
|