Что делать, если слово вертится на языке

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-06-07 03:14

работа памяти

Временами мы настолько сильно погружаемся в новые впечатления, что забываем свой адрес, номер телефона, день рождения мамы, фамилию лучшего друга. А иногда элементарные вещи исчезают из памяти ни с того ни с сего, сталкиваясь с так называемым когнитивным блоком: ярлык нужного слова в голове есть, но вспомнить его все равно не получается. У китайцев это чувство называется «застряло в горле», у японцев — «застряло во рту», но ученые придумали для феномена специальный термин — летологика.

Происхождение термина

Летологика представляет собой неспособность воспроизвести в памяти определенное слово и одновременно след от этого слова, которое хранится где-то в чертогах нашего разума. Как и многие другие современные термины, «летологика» происходит от двух греческих слов: «лете» означает «забвение», а «логос» — «слово». Кроме того, древние греки называли Летой одну из пяти рек подземного мира — согласно мифам, умершие люди пили из нее воду и забывали о своем прошлом.

Впервые термин «летологика» появился в 1915 году в Американском иллюстрированном медицинском словаре Дорланда, где он определялся как «неспособность вспомнить нужное слово». Однако исследования данного явления начались еще раньше. Так, например, философ и психолог Уильям Джеймс не использовал слово «летологика», но описывал феномен следующим образом: «Давайте представим, что мы пытаемся вспомнить забытое имя. Здесь мы наблюдаем пробел в памяти, но он весьма активен. В нем есть нечто вроде призрака имени, который постоянно ускользает от нас, заставляя трепетать от ощущения того, что слово почти найдено. Если окружающие предлагают нам неправильные имена, этот пробел немедленно реагирует, и мы понимаем, что все варианты неверны. Любопытно, что провал в памяти по поводу одного имени не ощущается так же, как провал в памяти по поводу другого. Если я безуспешно пытаюсь вспомнить имя Спалдинга, то испытываю совсем другие чувства, чем если бы старался вспомнить имя Боулза. Мы можем ощущать ритм забытого слова, а его начальная буква, неважно, гласная или согласная, постоянно дразнит нас, но имя не становится более отчетливым».

Этому феномену уделил внимание и Зигмунд Фрейд. Он рассматривал забывание отрывков из стихотворений, крылатых фраз, иностранных слов. Анализируя проблему, психиатр пришел к выводу, что невозможность вспомнить информацию, которая хорошо известна, связана с механизмом вытеснения (если слово вызывает ассоциации, связанные с неприятными эмоциями или тревожностью). Фрейд отмечал, что подобное забывание имеет подсознательную мотивацию. Например, в случае, заимствованном им у Карла Юнга, мужчина не мог вспомнить строку из стихотворения «и снегом сыпучим покрыта, как ризой, она». Как выяснилось позднее, при словах о белой ризе он думал о саване, которым покрывают покойников. Вот так неприятные ассоциации заставили мужчину забыть строку из хорошо знакомого ему стихотворения.Вспомнить каждый термин из нашего словарного запаса весьма непросто. По подсчетам британского филолога Дэвида Кристала, в нем содержится более 50 тысяч слов. Разумеется, слов, которые человек понимает, но не использует в повседневной устной и письменной речи, намного больше. Именно этот пассивный словарный запас и является основным источником лексических единиц, которые мы склонны забывать. Учитывая тот факт, что человеческое мышление часто строится по моделям, основанным на взаимосвязанной информации, способность вспомнить слово в большинстве случаев зависит именно от них. Таким образом, мы не можем вспомнить редко используемые слова, потому что у нас еще не сформировались нужные связи с другими важными отрезками информации, помогающими быстро и легко извлекать из памяти сведения, в которых мы нуждаемся в данный момент.

Польза и вред феномена

Психологи Беннет Шварц и Джанет Меткалф утверждают, что летологика является метакогнитивным процессом, который свидетельствует о том, что у человека есть определенные трудности с припоминанием — в отличие от его полного отсутствия. Иногда становится очевидно, что мы не знаем ответ на вопрос. Но когда складывается ощущение, что слово вертится на языке, разум таким образом сигнализирует: мы должны это знать.

То есть летологика может выполнять адаптивную функцию в формировании памяти и процессе обучения. Если вы постоянно оказываетесь в ситуации, когда определенное слово крутится в голове, это явный признак, что информация не сохраняется в памяти должным образом. Вполне возможно, что подобные сложности возникают из-за неявного обучения, когда мы узнаем информацию случайно, не осознавая, что восприняли ее.

Как управлять этим состоянием?

Многие люди пытаются всячески искоренить летологику из своей жизни, считая, что после этого смогут лучше запоминать информацию. Однако психолог Карин Хамфрис их Университета Макмастера в Канаде советует подходить к этому вопросу с другой стороны.

Она провела исследование, в котором участвовала группа добровольцев. Им показывали вопросы и просили отметить один из нескольких вариантов: знаю ответ, не знаю ответ, ответ вертится на языке. У людей было от десяти до тридцати секунд на то, чтобы подобрать слово, прежде чем им показывали правильное. Через два дня эксперимент был проведен еще раз.

Хамфрис рассказала, что результаты исследования поразили ее: «Чем дольше участники исследования оставались в состоянии «вертится на языке» в первый день, тем чаще выбирали этот же вариант на второй день. Время, которое люди тратят, пытаясь вспомнить нужное слово, исследователи называют ошибочной тренировкой. Вместо того, чтобы просто увидеть и запомнить верный ответ, они фокусируются на своей оплошности».

С концепцией ошибочной тренировки знакомы многие преподаватели музыки. Иногда результаты их учеников, утверждающих, что они усердно занимаются, с каждым разом становятся все хуже. Причина парадокса проста — музыканты повторяют одни и те же ошибки вместо того, чтобы использовать целенаправленную практику. По словам Хамфрис, преодолеть ошибочное поведение лишь посредством определения правильного ответа не получится. Очень важно сознательно оценить, почему предыдущий ответ оказался неверным, и сразу получить фидбэк.

Результаты исследований и советы Карин Хамфрис имеют очень важное значение для обучения. В следующий раз, когда вы почувствуете, что слово «вертится на языке», не пытайтесь извлечь нужную информацию из памяти. Вместо этого найдите правильный ответ, повторите его несколько раз или запишите, чтобы облегчить процесс запоминания. Так вы сможете быстрее выучить верное слово, не тратя время и силы на ошибочную тренировку.


Источник: stakanchik.media

Комментарии: