Жиль Делез предложил 3 вида мышления, которые должны быть инкорпорированы в философию реализма и материализма: популяционное, интенсивное и топологическое мышление.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-05-28 02:53

Работа разума

Жиль Делез предложил 3 вида мышления, которые должны быть инкорпорированы в философию реализма и материализма: популяционное, интенсивное и топологическое мышление. Мы уже касались этих трех когнитивных стилей в статье про генетические алгоритмы. В этот раз мы раскроем их более подробно и покажем, как они помогают избежать ошибок мышления, которые могут сопутствовать реалистской позиции.

Если человек признает, что мир существует вне человеческих категорий или восприятия, то он является реалистом. Большинство людей являются реалистами большую часть своей жизни – сложно представить себе кузнеца, который не верил бы в объективные свойства металлов, с которыми ему приходится работать; сложно представить себе моряка, который не отдавал бы должное океану и его материальным аспектам. Несмотря на то, что позиция реалистов является вполне интуитивной, существует несколько ошибок мышления, которым легко можно подвергнуться, признавая реальность материального мира.

Первая такая ошибка – ошибка эссенциализма. Эссенциализм говорит о том, что вещи имеют некоторую сущность, определяющую их идентичность. Соответственно, в каждой вещи с необходимостью заключена эта сущность. В философии для этой позиции был введен термин «natural kinds» или естественные виды. У эссенциалистов есть образ «идеального типа» - объекта, который вбирает в себя все необходимые свойства, которые должны проявится у всех схожих объектов, так как именно они определяют его идентичность. К примеру, каждой зебре должен быть присущ определенный набор свойств (наличие копыт, полос и т. д.), чтобы она была зеброй.

Вторая ошибка – ошибка редукционизма. Приверженцы редукционизма выделяют какой-то маленький аспект реальности и наделяют его каузальной силой. К примеру, позиция генетического детерминизма основывается на том, что поведение живых существ определяется их генами. С другой стороны, социальные конструктивисты утверждают, что все наши представления о реальности, в том числе и представления о поведении (и само поведение в некоторых версиях), обусловлены социальными конвенциями и нормами, которые были усвоены в процессе социализации. Оба варианта ошибочны, так как мы не можем игнорировать все эти аспекты реальности. Так, было установлено, что достаточно сложные по структуре песни черного дрозда, производятся не за счет генетической предрасположенности, а лишь за счет выученности. С другой стороны, мы, разумеется, не можем игнорировать материальный аспект живых существ и сводить все к эфемерным социальным силам.

Итак, новый материализм основан на трех когнитивных стилях, которые позволят избежать приведенных выше ошибок. Давайте рассмотрим из по порядку:

1) Популяционное мышление говорит нам о том, что мы должны мыслить объекты не обособлено, сами по себе, а в категориях их популяции. Существуют популяции людей, технологий, архитектурных объектов, атомов и т. д. Эти популяции, как правило, воспроизводятся благодаря определенным репликаторам, будь то гены или социальные нормы.

2) Интенсивное мышление заставляет нас ориентироваться на интенсивные показатели. Различают экстенсивные и интенсивные величины. К первым относятся длина, площадь, объем – те показатели, которые можно разделить в пространстве относительно измеряемого объекта. Например, мы можем разделить имеющийся объем воды в одном контейнере на два, перелив половину имеющегося объема в соседний контейнер. Интенсивные показатели – температура, скорость и давление. Они не зависят от количества вещества. Делез особенно подчеркивает различие в интенсивности. Такие различия являются продуктивными, так как являются своеобразным топливом для морфогенеза – процесса формообразования, при котором изменяются показатели давления и натяжения. Этот когнитивный стиль обеспечивает возможность рассмотрения объекта в движении, в динамике.

3) Топологическое мышление основано на делезовском различении актуального и виртуального. Актуальное отражает реальность, которая дана нам в ощущениях, в то время как второе является потенциально возможным проявлением этой реальности. Например, у принтера есть способность печатать, однако, можно представить себе принтер, который ни разу не был использован по этому назначению и был всего лишь подставкой для бумаг и кофе. Таким образом, способность резать в данном случае никогда не была актуализирована, но при этом нельзя сказать, что ее нет – она виртуальна, то есть потенциально может быть актуализирована. Топологическое мышление занимается анализом виртуального. Это очень важный момент, так как позволяет исследовать пространство возможностей объекта исследования.

Как же они помогают разрешить указанные в начале проблемы? Все три принципа привносят в онтологическую систему динамику. Мы больше не говорим об «идеальной зебре», мы говорим о популяции зебр. Natural kinds в строгом смысле не существуют – виды контингентны. Это значит, что виды не с необходимостью являются такими, какие они есть. Эволюция могла пойти по совсем иному пути и современные виды могли выглядеть совсем по-другому. Очень важно уловить эту динамику – не концентрироваться на раскрытии неизменных сущностей, а эксплицировать популяционную динамику и выявить то, что ей движет.

Кроме того, не следует так же и придавать каузальную силу какому-то случайно выбранному аспекту реальности. Мы должны отдавать отчет о всем многообразии окружающих нас феноменов, а также о том, что они находятся в постоянном воздействии друг на друга.


Источник: vk.com

Комментарии: