ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОНОГАМИИ У ДРЕВНИХ ПРИМАТОВ ОБЪЯСНИЛИ ИЗМЕНЕНИЕМ НЕЙРОХИМИИ В ПОЛОСАТОМ ТЕЛЕ ИХ МОЗГА (СТРИАТУМЕ)

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


(правда, это лишь одна из возможных и ныне существующих гипотез)

Американские антропологи и нейробиологи под руководством Оуэна Лавджоя (Owen Lovejoy) из Кентского государственного университета в двух статьях, опубликованных в Proceedings of the National Academy of Sciences, предложили объяснение возникшей у предков Homo sapiens социальной моногамии и последующего репродуктивного успеха, который позволил людям заселить почти всю планету. В одной из статей ученые выдвинули гипотезу, согласно которой социальная моногамия у предков Homo sapiens возникла из-за нейрохимических изменений в полосатом теле — отделе мозга, который, в том числе, вырабатывает дофамин и серотонин. В другой публикации исследователи объяснили репродуктивный успех людей высокой выживаемостью молодых самок, которая, по их мнению, стала возможна после возникновения моногамии.

В своем исследовании ученые под руководством Лавджоя предложили нейрохимическое объяснение возникновению социальной моногамии. Исследователи считают, что ключевую роль в этом процессе сыграли изменения в полосатом теле или стриатуме. Этот отдел мозга, в том числе, ассоциируется с «центром вознаграждения», планированием, принятием решений и «автономным» поведением, и, с другой стороны, со способностью приспосабливаться к поведению других. Поведение, в свою очередь, зависит от концентрации в стриатуме нейромедиаторов: дофамина, серотонина, ацетилхолина и нейропептида Y.

Исследователи предполагают [1], что высокая концентрация ацетилхолина в стриатуме повышает агрессивность и провоцирует доминантное поведение. Увеличение количества серотонина влияет [2] на сдерживание импульсивного поведения и когнитивный контроль эмоций — ключевые навыки для сотрудничества и формирования партнерских отношений. В то же время, понижение концентрации серотонина в стриатуме усиливает импульсивность, в том числе неприемлемую для социальных отношений, например, вспышки агрессии. Повышение концентрации дофамина в стриатуме ученые связывают [3] с конформностью [4] (изменением поведения под влиянием других людей) и удовлетворением от общения с другими. Если повышение концентрации дофамина сопровождается понижением концентрации ацетилхолина, это способствует [5] социальному поведению и повышению чувствительности к социальным сигналам. Роль нейропептида Y в стриатуме в социальном поведении пока неясна, но увеличение концентрации этого вещества в спинномозговой жидкости больных шизофренией улучшало [6] их социальные навыки.

Исследователи проанализировали уровни нейромедиаторов в стриатуме у обезьян (капуцина, свинохвостого макака и павиана-анубиса), у человекообразных обезьян (шимпанзе и горилл) и у человека. У людей, по сравнению с остальными приматами, обнаружился более высокий уровень дофамина, серотонина и нейропептида Y, и, в то же время, пониженный уровень ацетилхолина. По мнению авторов работы, такое сочетание способствует повышению эмпатии, способности распознавать социальные сигналы, альтруизму и конформности. В то же время, снижение уровня ацетилхолина, по-видимому, снизило агрессивность предков людей. Исследователи отмечают, что у шимпанзе, горилл и людей уровень серотонина и нейропептида Y был выше, чем у низших обезьян. Эти нейромедиаторы, возможно, обеспечивали уменьшение импульсивного поведения и усиливали социальные навыки человекообразных обезьян и людей. В то же время уровень ацетилхолина у человекообразных обезьян был выше, чем у людей. Сочетание повышенной концентрации дофамина и пониженной концентрации ацетилхолина в стриатуме ученые называют уникальным для человека. По их словам, возможно, именно оно обусловило возникновение социального поведения, специфичного для людей.

Авторы предполагают, что в первой фазе эволюции приматов произошло увеличение в стриатуме концентрации серотонина (5-HT), что снизило поведенческую импульсивность. Рост концентрации нейропептида NPY в свою очередь усилил социальные навыки. На втором этапе эволюции, при переходе к человеку, речь уже пошла об изменении пропорций влияния в стриатуме ацетилхолина и дофамина.

Преимущество ацетилхолина в стриатуме (агрессивность, низкая эмпатия, низкая социальная конформность) способствует так называемой R-стратегии размножения, когда эволюционная ставка делается на количество потомства, а не на заботу о нем. Преимущество же дофамина в стриатуме знаменует переход к K-стратегии размножения, когда ставка делается на заботу о потомстве и на его долгое воспитание.

При преимуществе ацетилхолина над серотонином и дофамином в стриатуме взрослые обезьяны отнимают еду у малышей. С ростом серотонина (ограничивающего импульсивность) и дофамина (усиливающего подверженность социальному влиянию и эмпатии) подобное поведение исчезает, одновременно возрастает горизонтальная социальная контактность, ослабевает инстинкт защиты территории от «чужаков». На соционическом языке это эквивалентно росту роли демократических функций (ЧД и БК) над функциями аристократическими (ЧК и БД).

Авторы статьи считают, что понижение уровня ацетилхолина в стриатуме, уменьшающее агрессивность, и повышение уровня дофамина, усиливающего удовлетворение от общения с другими, стало ключевым для возникновения социальной моногамии у древних людей. У некоторых видов современных млекопитающих встречается социальная, а изредка и генетическая моногамия [7, 8, 9], но территориальная. Пара с детенышами не приветствует не только хищников, но и других особей своего вида, которые забрели на их территорию. Люди же, в основном, охотно общаются и устанавливают социальные связи не только с членами своей семьи, но и с другими людьми.

Оригинал исследования:

http://www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.1719666115

См. также ссылки:

1) https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/7073884

2) https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1794096

3) https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20822437

4) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

5) https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15235607

6) https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24799298

7) https://academic.oup.com/jmammal/article/93/3/732/837894

8) http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1046/j.1365-294X.1999.00687.x/abstract

9) https://link.springer.com/article/10.1007/BF00166397

См. подробней также: https://nplus1.ru/news/2018/01/22/origin-of-hominids


Источник: www.pnas.org

Комментарии: