Сензитивные периоды: Восприятие порядка

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-05-23 03:17

Работа разума

От рождения и до шести лет, в период впитывающего разума, ребёнок проживает ряд сензитивных (чувствительных) периодов, и для него это своеобразные окна возможностей. Представим себе головной мозг, который и после рождения продолжает активно развиваться, и для этого процесса остро необходима профильная информация, получить которую можно только из окружающего мира. Во время сензитивного периода определённые группы нервных клеток становятся более активными – это идеальное время, чтобы ввести желаемую ребёнком деятельность, чтобы помочь формированию соответствующих нейронных сетей и комбинаций.

В течение сензитивного периода ребёнок наделён особой восприимчивостью, которая побуждает его концентрировать внимание на определённых аспектах окружающего мира, он проявляет живейший интерес ко всему, что имеет отношение к сензитиву. Ребёнок бессознательно выбирает из окружающей среды всё, что именно в этот момент необходимо для его роста и развития, и это позволяет ему приобрести определённые навыки и знания без видимых усилий и усталости. Важно доверять ребёнку, который ориентируется в своей деятельности на импульсы и призывы своеобразного «внутреннего учителя». Следует также отметить, что эти периоды универсальны для детей всех народов и культур.

Эти ограниченные «окна возможностей» появляются на время и проходят безвозвратно, причём независимо от того, удалось ли ребёнку полностью воспользоваться их условиями. Кроме того, они никогда не повторяются снова. В качестве примера могу привести освоение языка, который маленькие дети просто впитывают, дети постарше легко учат, но уже с акцентом, а взрослые прилагают немалые усилия, чтобы овладеть дополнительным языком и выучить его, с трудом осваивая языковые конструкции.

Сензитивный период восприятия порядка (0 – 6 лет, пик приходится на возраст 1 – 3 года).

Ребёнок этого возраста имеет сильную потребность в создании шаблонов и связей между объектами среды, людьми. Для него порядок вообще и организованные последовательности в частности являются жизненно необходимыми. Многие родители не совсем правильно понимают понятие порядка. Ведь это вовсе не стремление ребёнка прибираться и наводить чистоту. Он впитывает в себя привычное окружение, которое и становится для него порядком. Сложившийся режим дня становится ритуалом, важны его чёткость и неизменная последовательность.

Ребёнок этого возраста, особенно на пике сензитива (чрезмерной чувствительности), весьма консервативен. Еда, сон, привычные люди вокруг и прочие важные для ребёнка моменты – всё это сказывается на аспектах его жизни. Дети не любят изменений и подчас нервно реагируют даже на малейшие отступления от привычного течения жизни. Это происходит оттого, что малыш не может предсказать, что же будет потом, за пределом очерченных им самим границ и ритуалов. Но постепенно он учится делать прогнозы, которые обеспечивают ему чувство безопасности и доверия к миру. Внешний порядок освобождает ребёнка от необходимости расходовать свою энергию на экстренное формирование собственного внутреннего порядка.

Ребёнок также учится классифицировать и разбирать на категории все свои впечатления.

Пример: Дети предпочитают, чтобы каждая вещь находилась на привычном месте, поэтому даже простейшие изменения в расстановке домашних тапочек могут привлечь их внимание. Ребята захотят вернуть смещённые предметы в исходное положение. Именно поэтому Монтессори-гиды очень аккуратно и постепенно вносят изменения в среду: детям нужно дать возможность привыкнуть к новому положению вещей. Как-то мне потребовалось изменить место хранения ковриков, а на освободившееся место я планировал установить новый столик для ухода за собой. Так дети передвигали корзинку с ковриками на старое место четырнадцать (!!!) раз, прежде чем привыкли к новой дислокации объекта.

Юрий Филёв, Монтессори-гид (AMI 3-6, 6-12)

Фотография предоставлена Семейным Клубом Монтессори, Улан-Удэ


Источник: vk.com

Комментарии: