Искусственный интеллект: лекция Джорджа Хелда в Удмуртии

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


19 апреля в столице Удмуртии прошла лекция Джорджа Хелда — исполнительного вице-президента по развитию цифрового и нового бизнеса «Билайна» (бренд ПАО «ВымпелКом»). Не каждый день в регионе говорят о современных технологиях, особенно об искусственном интеллекте (ИИ), именно поэтому мероприятие заинтересовало нашего внештатного корреспондента Андрея Бирюкова.

Ниже приводим его авторскую статью о событии.

Не существовало 10 лет назад

Приезд Джорджа Хелда в Удмуртию вызывал только одно чувство — неизвестность. Сперва было непонятно, как специалист такого уровня оказался в этом регионе. Как оказалось, встреча состоялась при непосредственном участии Министерства информатизации и связи Удмуртии.

Своё выступление Хелд начал с главного факта: вещей, о которых он говорил, не существовало ещё 10 лет назад. И ведь действительно, думали ли мы, что будем искать пропавших людей с помощью компьютера? Или, например, говорить с телефоном как с человеком? Вполне возможно, но всё это казалось очень далёким.

Хелд, объясняя свой приезд в Удмуртию, заявил, что ребята из регионов соображают лучше тех, кто живёт в Москве или Санкт-Петербурге: «Удмуртия — это то место, где яркие, классные ребята с горящими глазами могут создать будущее. Такие же ребята, как вы, живущие в Москве или Питере, тусуются по ночным клубам. У них мозг работает не так быстро, как у вас. Вы не тратите время на то, чтобы определить, в какой клуб или ресторан пойти сегодня вечером. Вы можете делать вещи, которые не могут делать „жирные“ москвичи».

Машина стала считаться искусственным интеллектом

Спикер рассказал об истории создания искусственного интеллекта. Его первый прообраз появился в начале 1950-х годов — это был тест Тьюринга, названный в честь английского математика Алана Тьюринга. По его теории, если человек в течение пяти минут не может сказать, разговаривает он с человеком или компьютером, считается, что компьютер прошёл тест Тьюринга.

В то время люди начали вкладывать большие деньги в искусственный интеллект и компьютерные технологии, на бирже регулярно появлялись новые стартапы. Согласно истории, власти США вкладывались в автоматический перевод русских документов. Это было в самом начале холодной войны. К 1964 году успехи американцев в области автоматизированного перевода были близки к нулю. Комитет, созданный для расследования причин провала, пришёл к выводу: переводить машиной — это неточно, дорого и сложно. В итоге все проекты были закрыты. Вследствие этих и других неудач началась «Зима искусственного интеллекта» — сокращение финансирования, закрытие проектов, разочарование и отрицание технологии. Период этого времени длился почти 30 лет.

Новый бум

По словам Хелда, в то время мир считал, что к 2000-м годам произойдёт бум в мире ИИ, но случился он гораздо позже — в 2010 году. Этому способствовало появление голосового помощника от Apple — Siri.

В 2011 году компания IBM создала ИИ-систему Watson, чтобы помочь медикам. Система просматривала все научные статьи в области онкологии и рекомендовала медработникам наиболее подходящие методы лечения пациентов.

По некоторым данным, суперкомпьютер Watson включает в себя:

  • 600 тысяч медицинских заключений и диагнозов;
  • 2 миллиона страниц текстов — они взяты из десятков медицинских журналов, а также результатов клинических испытаний в области онкологии. Подробнее

В мире начали понимать, что пошла очередная волна искусственного интеллекта. За его развитие в итоге взялись крупные компании: Google, Facebook, Amazon, Microsoft, позднее появились проекты Илона Маска, чат-боты и голосовые помощники.

Применение ИИ в бизнесе

Применение искусственного интеллекта возможно, например, в рамках кол-центра. Во время разговора система изучает настроение собеседника. Если абонент начинает говорить громко и эмоционально, система выдаёт оператору описание проблемы и порядок действий. «Дескать, тебя не понимают, успокойся и говори медленнее, расслабься и повтори ещё раз».

Искусственный интеллект можно запрячь под распознание лиц или объектов на фотографиях. Так происходит в электрокарах Tesla. Компьютер обучают понимать, когда идёт человек, бежит собака или стоит столб. Распознавание лиц может использоваться и властями некоторых стран, чтобы следить за своими гражданами и знать о них всё. Распознать можно даже кроссовки и песню. Подробнее

Искусственный интеллект может использоваться банками, чтобы определять, можно ли определённым клиентам выдавать кредиты. Также ИИ используют видеоплатформы типа Netflix или YouTube: система понимает, что пользователь чаще всего смотрит, и предлагает ему подходящий контент на основе этих интересов. Раньше рекомендации работали «сами по себе» — и из тысяч фильмов посмотреть было, по сути, нечего.

Есть и более забавный пример: ребята из команды Джорджа Хелда разработали модель, которая предсказывает расставание с девушкой за три дня до того, как это в принципе произойдёт.

«Если посмотреть на поведение девушки, то оно очень сильно меняется во время отношений. В какой-то момент она начинает смотреть другие фильмы, слушать другую музыку, ездить на другом транспорте, использовать другую помаду, общается по телефону с другим человеком… Это всё исходные данные, которые машина начинает считать. Она представит вам достаточно точно за три дня, что девушка вот-вот вас бросит».

Анализу можно подвергнуть даже урожай. Система на основе прогнозов погоды помогает определить, когда и какие продукты сельского хозяйства можно сажать. Особенно это актуально для Удмуртии, которая является сельскохозяйственным регионом — полмиллиона человек причислено к сельскому населению.

Beeline AI и Лиза Алерт

В России ежегодно пропадают без вести более 150 тысяч человек, из них находят в среднем 20 тысяч. В России не существовало добровольных поисковых отрядов — ровно до случая, когда маленькая девочка с тётей потерялась в лесу. Эта история произошла в 2010 году в Подмосковье. И закончилась она трагически: и женщина, и девочка погибли от переохлаждения. Ребёнка нашли спустя сутки после его смерти. После этого в России появился поисковый отряд добровольцев — «Лиза Алерт», о котором вы наверняка слышали.

С 2021 года «Билайн» работает вместе с поисковыми отрядами и придумывает технологии для поиска пропавших людей. В частности, речь идёт о поиске в лесу. С развитием технологий у людей появились квадрокоптеры, которые могут облететь лесной массив сверху и сделать множество фотографий.

Таким образом, поисковики получают 3 тысячи снимков. Каждый необходимо отсмотреть и выяснить, есть ли на них где-нибудь человек. Просмотр вручную занимает огромное количество времени, а если долго смотреть на одно и то же — глаз замыливается, и человека на снимке можно упустить. Такая ошибка может стоить ему жизни. Разработанная система на основе искусственного интеллекта делает эту работу сама, причём намного быстрее. Так, с помощью ИИ, волонтёрам удаётся найти 5–6 человек каждую неделю.

Заключение

В конце мероприятия Джордж Хелд пригласил студентов на работу в «Билайн»: «Я приглашаю ярких, классных ребят, которые хотят посвятить свою жизнь работе с цифрами и математикой, чтобы менять жизнь к лучшему».

Он также отметил, что если бы выступил здесь 20 лет назад, ректор университета сказал бы: «Джордж, ты, наверное, с Луны упал?». Это была отсылка к началу лекции — многих вещей, о которых он говорил сегодня, не было ещё в 2000-м или даже 2010 году.

Ещё один интересный факт: в руку Джорджа встроен чип с данными паспорта и кредитной карты. Хелд отмечает, что это нужно для более простых поездок между странами. Чип был вставлен ему посредством 5G-операции, выполненной роботом при участии врачей из Санкт-Петербурга.

«Штука на самом деле довольно интересная», — говорит он. Если в странах Ближнего Востока отнеслись к технологии спокойно, то в России возникли проблемы: «Я был в Новосибирске. Захожу в метро и понимаю, что у меня нет 20 рублей, чтобы оплатить проезд. Ну, я прикладываю чип, двери открываются, я спокойно пробегаю в метро. Спускаюсь по эскалатору — внизу пять взрослых женщин. Мне достаточно долго пришлось объяснять, что я вице-президент крупной компании и вряд ли буду воровать у них 20 рублей».

По мнению специалиста, человечество сейчас всё ещё не готово к тем инновациям, которые уже созданы. Некоторые люди также боятся, что искусственный интеллект рано или поздно займёт их рабочее место, а ещё хуже — убьёт.

Андрей Бирюков, специально для The Brown Room.

Корректор: Арсений Метелев Вёрстка: Максим Панфилов


Источник: m.vk.com

Комментарии: