Достаточно много адептов нового материализма на сегодняшний день видит ликвидацию оппозиции субъект-объект одной из важнейших задач философии.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-05-06 02:43

Философия ИИ

Достаточно много адептов нового материализма на сегодняшний день видит ликвидацию оппозиции субъект-объект одной из важнейших задач философии. Это наследие знаменитого эссе Бруно Латура «Нового времени не было», в котором французский социолог указывает на ошибочность привычного деления на природное и культурное. Делает он это, объясняя, что ничего качественно особенного в человеческой деятельности нет, что позволило бы отделить ее от природных процессов — и природа и культура на самом деле едины. Из этого вытекает, что и граница между субъектом и объектом становится проблемной. Несмотря на это, теория субъекта позволяет сохранить пропадающий при ее отсутствии переход от эпистемологии к онтологии. Постулируя отсутствие субъекта мы вряд ли сможем располагать какой-либо внятной позицией о природе знания, а так же о том, что это такое и как оно возможно.

Такое положение вещей неблагоприятно для любой философской системы, а особенно для реалистов-материалистов, ведь построение онтологической системы должно сопровождаться представлением о том, каким образом мы получаем к ней доступ. Это уже вопрос эпистемологии, которую некоторые предпочитают обходить стороной и сразу же выстраивать онтологию. Мануэль Деланда был одним из тех, кто выступил против такого нерефлексивного подхода к теории реализма. Он считает, что субъект должен быть сохранен в настоящей реалистской системе. На самом деле, это никак не противоречит общим материалистическим предпосылкам и не уводит нас в сторону идеализма или эссенциализма. Субъект – такая же сборка из различного рода компонентов, пересобирающаяся во времени, как и все остальные объекты реального мира. Осталось разобраться из каких конкретно компонентов он состоит.

Деланда обращается к теории субъекта Юма, который по заветам традиции эмпиризма говорит о том, что источником знании является опыт в виде отчетливых и различимых ощущений. На их основе возникают идеи, которые являются точной копией этих ощущений, отличающиеся гораздо меньшей интенсивностью. Далее в силу вступает процесс, который придает этим единичным идеям единство – процесс ассоциирования идей. Именно так и «собирается» субъект, в котором первичный компонент – опыт, из хаоса которого собираются идеи, а потом и ассоциации.

Таким образом, это радикально противоречит [https://vk.com/non.human?w=wall-202423781_49|гипотезе Сепира-Уорфа] и неокантианскому представлению и лингвистической природе опыта. Согласно их позиции, наши лингвистические категории первичны по отношению к опытным данным - эскимосы видят 7 видов снега, так как в их языке существует 7 наименований снега. Если мы обратимся к юмианской традиции, то наша история получится совсем другой – мы будем говорить о поколениях популяции эскимосов, которые сталкивались на протяжении всей своей жизни с несколькими видами актуализации снега и, как следствие, это отразилось в их языке. Перцепция оказывается первичной, а лингвистические категории – производные от нее.

Именно Юм становится тем источником, на основании которого строится материалистическая эпистемология. Несмотря на то, что Юм был скорее эмпиристом, а не реалистом, его концепция становления субъекта очень удобна для онтологии реализма. Если мы посмотрим какие области знания являются основными источниками построения онтологической системы, то это предельно практические области. Термодинамика, материаловедение, химия – одни из основных источников теории ассамбляжей. Все эти области знания основываются на знании-как – знании, полученным из практики. Аналитический философ Гилберт Райл провел различение между знанием-что (знанием о некотором факте) и знанием-как (знанием, добытым на основе некоторых практических действий, умение). Исходя из теории субъекта Юма, знание-как является подлинным знанием. Мы говорим не о значении, а о значимости, релевантности. Восприятие – это про значимость, своего рода скилл, причем пластичный, который мы можем улучшать с помощью технологий.


Источник: vk.com

Комментарии: