Достаточно много адептов нового материализма на сегодняшний день видит ликвидацию оппозиции субъект-объект одной из важнейших задач философии. |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-05-06 02:43 Достаточно много адептов нового материализма на сегодняшний день видит ликвидацию оппозиции субъект-объект одной из важнейших задач философии. Это наследие знаменитого эссе Бруно Латура «Нового времени не было», в котором французский социолог указывает на ошибочность привычного деления на природное и культурное. Делает он это, объясняя, что ничего качественно особенного в человеческой деятельности нет, что позволило бы отделить ее от природных процессов — и природа и культура на самом деле едины. Из этого вытекает, что и граница между субъектом и объектом становится проблемной. Несмотря на это, теория субъекта позволяет сохранить пропадающий при ее отсутствии переход от эпистемологии к онтологии. Постулируя отсутствие субъекта мы вряд ли сможем располагать какой-либо внятной позицией о природе знания, а так же о том, что это такое и как оно возможно. Такое положение вещей неблагоприятно для любой философской системы, а особенно для реалистов-материалистов, ведь построение онтологической системы должно сопровождаться представлением о том, каким образом мы получаем к ней доступ. Это уже вопрос эпистемологии, которую некоторые предпочитают обходить стороной и сразу же выстраивать онтологию. Мануэль Деланда был одним из тех, кто выступил против такого нерефлексивного подхода к теории реализма. Он считает, что субъект должен быть сохранен в настоящей реалистской системе. На самом деле, это никак не противоречит общим материалистическим предпосылкам и не уводит нас в сторону идеализма или эссенциализма. Субъект – такая же сборка из различного рода компонентов, пересобирающаяся во времени, как и все остальные объекты реального мира. Осталось разобраться из каких конкретно компонентов он состоит. Деланда обращается к теории субъекта Юма, который по заветам традиции эмпиризма говорит о том, что источником знании является опыт в виде отчетливых и различимых ощущений. На их основе возникают идеи, которые являются точной копией этих ощущений, отличающиеся гораздо меньшей интенсивностью. Далее в силу вступает процесс, который придает этим единичным идеям единство – процесс ассоциирования идей. Именно так и «собирается» субъект, в котором первичный компонент – опыт, из хаоса которого собираются идеи, а потом и ассоциации. Таким образом, это радикально противоречит [https://vk.com/non.human?w=wall-202423781_49|гипотезе Сепира-Уорфа] и неокантианскому представлению и лингвистической природе опыта. Согласно их позиции, наши лингвистические категории первичны по отношению к опытным данным - эскимосы видят 7 видов снега, так как в их языке существует 7 наименований снега. Если мы обратимся к юмианской традиции, то наша история получится совсем другой – мы будем говорить о поколениях популяции эскимосов, которые сталкивались на протяжении всей своей жизни с несколькими видами актуализации снега и, как следствие, это отразилось в их языке. Перцепция оказывается первичной, а лингвистические категории – производные от нее. Именно Юм становится тем источником, на основании которого строится материалистическая эпистемология. Несмотря на то, что Юм был скорее эмпиристом, а не реалистом, его концепция становления субъекта очень удобна для онтологии реализма. Если мы посмотрим какие области знания являются основными источниками построения онтологической системы, то это предельно практические области. Термодинамика, материаловедение, химия – одни из основных источников теории ассамбляжей. Все эти области знания основываются на знании-как – знании, полученным из практики. Аналитический философ Гилберт Райл провел различение между знанием-что (знанием о некотором факте) и знанием-как (знанием, добытым на основе некоторых практических действий, умение). Исходя из теории субъекта Юма, знание-как является подлинным знанием. Мы говорим не о значении, а о значимости, релевантности. Восприятие – это про значимость, своего рода скилл, причем пластичный, который мы можем улучшать с помощью технологий. Источник: vk.com Комментарии: |
|