Алкснис и Рейнольдс: Бихевиоризм, энактивизм и феноменология |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-05-31 03:45 Критики могут сказать, что энактивистский бихевиоризм — это неправдоподобное сочетание, поскольку энактивизм в долгу перед феноменологией, а их методологии различаются. Феноменология противостоит некоторым формам бихевиоризма, особенно Уотсону, чьи работы, однако, не принадлежат радикальному, молярному или логическому бихевиоризму. Безусловно, современный энактивизм обязан феноменологии — философы Хутто и Маин (2013) являются исключением. Холистические позиции, например, бихевиоризма Райла, сами опираются на Хайдеггера и Гуссерля. Еще, энактивизм как часть науки и хотя бы мягкого натурализма должен заниматься вопросами, которыми не занимается классическая трансцендентальная феноменология. Традиция претерпевает изменения, и в этом процессе энактивистский бихевиоризм обретает смысл. Ни одна из рассматриваемых теорий — бихевиоризм, феноменология и энактивизм — не привержены строгому научному натурализму и позитивизму. И хотя бихевиоризм возник в естественно-научном контексте — это скорее прагматическая, а не позитивистская позиция (Баум, 2016). Аспекты бихевиоризма заметны в классической феноменологии, но, к удивлению, вдохновленные феноменологией современные философы редко упоминают теоретиков бихевиоризма, или вовсе отрицают всякую связь (Романо, 2016; Галлахер, 2017, стр. 69-70; Моррис, 2010; Томпсон, 2007, стр. 50; Ноэ, 2004, стр. 32-33). В их позициях есть очевидная связь с бихевиоризмом, но они держат дистанцию или иногда критикую соломенное чучело бихевиоризма: их оппонент либо не имеет четких характеристик, либо никак не связан с холистической традицией радикального, молярного или райловского бихевиоризмов. Феноменология и бихевиоризм обращаются к поведению как к противоядию от наследия картезианства и материализма и поддерживают подобия прямого социального восприятия намерений и эмоций. Они разделяют взгляд «первенства восприятия», в котором высшие формы познания находятся в контексте. Эти взгляды лучше сочетаются с подходами «снизу вверх», а не «сверху вниз», что согласуется с превосходством «онлайн познания» над «оффлайн познанием» — перовое подразумеает активное взаимодействие, а второе — пассивную рефлексию (Уиллер, 2005, стр. 12-13). Финальные сходства феноменологии и бихевиоризма — привычка и знание-как, вместо распространенного в когнитивной интерпретации декларативного знания [см. функциональный анализ знания, — прим. пер.]. Они не представляют бихевиористскую онтологию сознания и познания, точно не редуктивную или ненасыщенную. Наоборот, они многое раздлеяют с холистическим бихевиоризмом, который развивает взгляд на человеческую мотивацию и поведение без принимаемого современной философией дуализма в причинности — «есть механические причины, а есть ментальные». Отголоски холистического бихевиоризма в феноменологии Полное рассмотрение тезиса об объяснении ментальных и интенциональных состояний поведением у Мерло-Понти затрагивает сексуальную интенциональность из «Феноменологии восприятия». Хьюберт Дрейфус доработал несколько важных концептов Мерло-Понти — его работа заслуживает внимания, на которые стоит обратить внимание. Мерло-Понти (2012) акцентирует воплощенную интенциональность, в том числе взаимодействие с миром через развитие телесных навыков и способностей — практическое ноу-хау, а не «знание о». Люди часто не осознают напрямую такую двигательную интенциональность — предрефлексивную телесную ориентацию или взаимодействие с миром, посредством которого реализуется внимание к определенным объектам, например, в визуальном поле. Эти телесные привычки не являются случайными простыми механизмами или дискретными реакциями. Они возникают из исторического и культурного контекста и предстают понятными в терминах того или иного интенционального проекта, даже если концептуализация самого агента отличается. Развитие привычек сопровождается появлением навыков, в которых отчетливее прослеживается культурное и нормативное изменение (ср. Сакс, 2014). В этой модели заметен холизм и нечто, похожее на цикл «убеждение-желание-восприятие», который считали проблемой бихевиоризма со времен Патнэма (Роулендс, 1991): этот цикл в человеческом поведении динамичен и сложен — нельзя выявить номологическую связь между конкретным ментальным состоянием, вроде боли, и поведением. Дело в том, что поведение зависит не только от ощущения боли, но и от набора убеждений о том, как стоит выражать боль, а как — нет, от негласных норм общества, наблюдаемых как социальные практики, и от истории индивида [см. статью про боль как поведение в социальном контексте — прим. пер.]. Это справедливое замечание, но мораль в том, что ошибочен редуктивный бихевиоризм, а не бихевиоризм вообще. Философы в духе Мерло-Понти помогают переосмыслить цикл «убеждение-желание-восприятие» с помощью бихевиористских идей. Например, в его воплощенном объяснении восприятия объекты не бывают нейтральными и зависят от контекста: при восприятии объектов на предрефлексивном уровне у человека возникает запрос в терминах возможного поведения, которое отражает его проекты в мире на длительных промежутках времени, а не мгновениях; и физических способностей, приобретенных с тренировками — ловких или неуклюжих. Восприятие тесно связано с подвижностью и действием, что акцентирует книга Альва Ноэ «Действие и восприятие» (2004), а также с обучением и тренировкой и навыкам. Восприятие имеет нормативный и культурный аспект. Многообразие возможных активностей, которые задают практический вектор, наделяют целью, привлекательностью или отталкиванием, наполняет силовыми линиями или негласными значениями, неясно расшифровываемые телом, — Клод Романо, 2016, стр. 339. Понять этот взгляд и его связь с холистическим бихевиоризмом помогает «интенциональная дуга» Мерло-Понти. Дуга — больше, чем просто поведение; она связана с «прошлым, будущим, социальным контекстом, физической средой, идеологической и моральной ситуациями» (Мерло-Понти, 2012, стр. 137). Хьюберт Дрейфус говорит о появлении интенциональной дуги в терминах холистического бихевиоризма при объяснении копинга и приобретения навыков. Используя идеи Мерло-Понти об интенциональной дуге, Дрейфус (2002a) руководствуется простой идеей о возникновении интеллекта через «все более точную дискриминацию ситуаций и соответствующие реакции на каждую» (2002b, стр. 367). Эти тонкие различия ведут к «оптимальному гештальту» или «максимальной хватке», которые направляют поведение и наделяют его смыслом. Мерло-Понти перенял идею интенциональной дуги у немецкого психопатолога Франца Фишера, но интерпретация Дрейфуса выделяет отголоски бихевиоризма в складывающейся картине интеллекта. В своей первой книге Мерло-Понти «Структура поведения» сосредотачивается на структуру, форму или гештальт поведения животных и людей. Он критикует бихевиоризм Уотсона (1913) за атомистическое объяснение рефлексов — уход от холистического понимания организма и контекста. Однако в его работе поведение — это ключевое понятие, которое объединяет в себе ментальное и физическое. Некоторые авторы заметили связь работ Мерло-Понти c Мидом (Розенталь и Буржуа, 1991) и Райлом (Джексон, 2011; Эванс, 1983) за счет преуменьшения их вклада в бихевиоризм. Проведенные им взаимосвязи справедливы, но важнее принять нередуктивный бихевиоризм. Как признает сам Мерло-Понти, работа Эдварда Толмена имеет столь же серьезное значение. Наработки Райла в «Понятии сознания» и «Дилеммах» тоже не сводятся к ментальным или физическим фактам. Райл и Мерло-Понти переосмысливают дилемму о причинной связи интенциональности, сознания и жизненного опыта с поведением или возможной редукции перечисленного к поведению. Мерло-Понти видит взаимную причинность между этими уровнями, похожую на взаимосвязь концептов Гибсона о запросах и аффордансах. Нередуктивный бихевиоризм и некартезианская феноменология исследуют взгляд, который не укладывается в причинностный дуализм. В более поздних работах, например, «Детская психология и педагогика: лекции Сорбонны 1949-1952», Мерло-Понти продолжает положительно говорить о бихевиоризме, в частности о молярном бихевиоризме Толмена, который по словам Мерло-Понти рассматривает поведение во всей полноте и с учетом экономических и исторических обстоятельств, предоставляя ресурсы на «Реализацию начального проекта бихевиоризма Уотсона» (Мерло-Понти, 2010, стр. 343). Прочтение Хайдеггера Дрейфусом выделяет навыки и поглощающий нерепрезентационный копинг. Для него навыки и поглощенный копинг — это «склонность реагировать на ситуации соответствующим образом» (Дрейфус, 1990, стр. 117). Идеи Дрейфуса об «оснащенности», или подручного использования инструментов, вроде молотка, в социальном контексте, полностью холистичны. Невозможно объяснить инструмент неинтенциональным и ненормативным способом, как хочет редуктивный бихевиоризм. Дрейфус считает Хайдеггера бихевиористом (Дрейфус, 1990, стр. 147), когда опирается на предрасположенность реагировать. Не ясно, насколько такое прочтение Хайдеггера в целом удовлетворительно, но оно выделяет важную часть «Бытия и Времени». Даже Райл признавал это, сначала в своей ранней карьере, когда он опирается на хайдеггеровское разделение подручного и наличного в собственных объяснениях декларативного и процедурального знаний; затем в поздней карьере, когда уделяет две из пятнадцати страниц автобиографического эссе феноменологии (ср. Томассон, 2002; Чейз и Рейнольдс, 2017). Современный бихевиоризм и энактивизм Аутопоэизс в энактивизме Эвана Томпсона опирается на работу Мерло-Понти отличным от Дрейфуса образом, но он все еще считает, что ловкая активность — не причина опыта, а сам этот опыт (Томпсон, 2007, стр. 256). Это возвращает к идее энактивизма, который поддерживает теорию идентичности сознания и поведения и имеет четкую связь с согласующимися с Райлом формами бихевиоризма, где наблюдаемое интеллектуальное поведение — это работа сознания. Однако, как Галлахер и другие, Томпсон отрицает эту связь. Он говорит, что, в отличие от бихевиоризма, перцептивный опыт опосредован искусным овладением, которое находится между сенсорным стимулом и двигательной реакцией (2007, стр. 256). Разумеется, Райл говорил о том же, но считал, что этот взгляд поддерживает бихевиоризм, а не противоречит ему. Зависимость восприятия от контекста — зерно для бихевиористской мельницы. Такой взгляд дополняет перспективу расширенного бихевиоризма. Когнитивные подходы оспаривают редуктивный или молекулярный бихевиоризм и указывают на нищету стимула, которого недостаточно для объяснения сложного поведения. С когнитивной точки зрения для объяснения интеллекта необходим язык, репрезентации, симуляции, воображение, имплицитные или эксплицитные выводы и размышления в решении задач. Но в современном энактивизме и бихевиоризме — логическом, молярном или радикальном — стимул не является «нищим»; за стимулами стоят потоки взаимодействий. Любые реакции или действия необходимо понимать как активности в контексте онтогенетической и филогенетической историй организма, сложной взаимосвязи сиюминутных обстоятельств и последствий поведения, включая социальные корреляции — работающие через других людей. Критика бихевиоризма, в основном направлена на его грубый вариант — никто не стремится защитить ее, и именно ее «вытеснил» когнитивизм. Сегодня, возможные друзья бихевиоризма продолжают атаковать его карикатурную версию. Детальный разбор холистического бихевиоризма провозглашает его ренессанс. Различие энактивизма и воплощенного познания с современным бихевиоризмом в их социальных и исторических обстоятельствах — обе позиции полагаются на «тело в ситуации» для объяснения интенциональности. Классические и современные эмпирически ориентированные версии феноменологии похожи на взгляды бихевиористов — вопреки частому мнению, они дополняют друг друга. Вопреки тому, что они заявляют, многие современные позиции опираются на сложные версии бихевиоризма и любое развитие в этих областях делает вклад в холистический бихевиоризм. Бихевиоризм неуязвим перед любой популярной критикой, а взаимосвязь упомянутых подходов полезна для конкуренции с когнитивизмом и нейроцентризмом без отсылок к ненатурализму. Текст: Вероника Пачина и Тимур Курицын.Оригинал: Alksnis, N., & Reynolds, J. (2019). Revaluing the behaviorist ghost in enactivism and embodied cognition. Synthese, 1-23. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|