Привожу "вольный" и неполный перевод статьи Марка Солмза "Научное положение психоанализа".

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-04-05 03:48

Психология

Марк Солмз - нейробиолог, психоаналитик IPA, профессор кафедры нейропсихологии Университета Кейптауна и больницы Groote Schuur. Исследователь с рейтингом «А1» Национального исследовательского фонда. Ссылка на саму статью прикреплена ниже (кто может в инглиш, то, как говорится, велкам, май диар френдз).

Итак, о чем пишет Марк в этой статье.

Младенец - не пустой лист. Человек рождается с врожденными потребностями. Эти потребности ощущаются и выражаются эмоциями. Фрейд называл это Id. Эта структура давит на сознание и принуждает личность действовать в определенном направлении. Базовые эмоции активируют инстинктивное поведение, которое является врожденным планом действия, направленного на удовлетворение наших потребностей. Общего согласия о количестве врожденных потребностей в мозге человека пока не достигнуто. Однако Панксепп (нейробиолог, работавший с млекопитающими) выделяет 7 нейроаффективных систем мозга:

1. Мы должны взаимодействовать с миром: все биологические потребности могут быть удовлетворены только там. За это отвечает система ПОИСК ("желание"). Эмоционально активность этой системы ощущается как интерес, драйв, любопытство (это примерно совпадает с концепцией либидо Фрейда).

2. Мы должны найти сексуального партнера. За это отвечает система ПОХОТЬ. Эмоционально активность этой системы ощущается как сексуальное возбуждение. Данный инстинкт является сексуально диморфным (женская форма и мужская несколько отличаются), однако мужские и женские наклонности присутствуют у обоих полов (от себя: Фрейд указывал, что на базовом уровне люди бисексуальны, а стиль выбора объекта определяется опытом дальнейшего развития).

3. Мы должны избегать опасности. За это отвечает система СТРАХ.

4. Мы должны уничтожить объекты, которые встают у нас на пути к удовлетворению наших потребностей. За это отвечает система ЯРОСТЬ.

5. Мы должны быть привязаны к тем, кто ухаживает за нами. За это отвечает система ПАНИКА. Разрушение привязанности ощущается не как страх, а как паника. А вот утрата объекта ощущается как отчаяние (скорбь): все теории привязанности относятся к данной потребности (от себя: в работе "Печаль и меланхолия" Фрейд как раз и описывает этот процесс).

6. Мы должны заботиться о других и особенно о нашем потомстве. За это отвечает система ЗАБОТА. Это так называемый "материнский инстинкт", он существует в разной степени у обоих полов.

7. Мы должны играть. За это отвечает система ИГРА. Это не так легкомысленно, как может показаться. В процессе игры формируются социальные иерархии и поддерживаются внутригрупповые и внегрупповые границы (от себя: большая часть политических процессов - это активность вот этой самой системы).

Центральная задача психического развития - научиться удовлетворять наши потребности в мире. Мы научаемся оптимальным сценариям поведения, отвечающим конкретной среде (Фрейд называл это развитием Ego). Всё это необходимо потому, что врожденные программы поведения должны быть согласованы с реальностью. Эволюция подсказывает, как мы должны вести себя в опасных ситуациях, но она не может предсказать все возможные опасности (например, электрические розетки).

Большинство наших способов удовлетворения потребностей применяются бессознательно.

Сознание ("рабочая память") - весьма ограниченный ресурс (отсюда и автоматизация способов решения жизненных проблем). Многие программы поведения являются автоматическими, особенно те, которые были приобретены в первые годы жизни до того как созревают эксплицитные системы памяти (от себя: рабочая память в отечественной традиции обозначается термином оперативная память, она позволяет мыслить здесь и сейчас, сознательно обрабатывать актуальную информацию, как, например, при решении математической задачи; а эксплицитная память (она же декларативная) позволяет "вытаскивать" на уровень сознания уже имеющуюся информацию, иначе говоря, это процесс "припоминания"). Помимо этого существуют иные бессознательные виды памяти, такие как процедурная (запоминается действие, движение) и эмоциональная (запоминаются чувства). Негативный опыт приводит к подавлению блоков памяти, где "записаны" неудовлетворительные сценарии поведения. Для того чтобы автоматические программы били пересмотрены и обновлены, они должны быть "переосмыслены": то есть войти в сознание, и тогда следы долгосрочной (фиксированной) памяти станут подвижными и изменчивыми.

Пациенты в основном страдают от чувств. Чувства представляют собой неудовлетворенные потребности. Например, пациент, страдающий от паники, боится что-то потерять, а другой, страдающий от ярости, чем-то фрустрирован). Очевидно: эмоциональные расстройства являются следствием неудачной попытки удовлетворить потребности.

Основная задача психологической помощи - помочь пациенту научиться более эффективно удовлетворять свою потребности (от себя: в данном случае "готовый рецепт" или "быстрая схема" попросту не работают, потому что пока мы не поймем ЧТО ИМЕННО ПРОИСХОДИТ, мы не сможем найти ответ КАК ИМЕННО ЭТО РЕШИТЬ, то есть в природе просто не существует готовых, универсальных, эффективных алгоритмов, как человеку утолять свои потребности).

Медикаментозная же терапия лишь подавлять ("выравнивает") эмоции, но не позволяет пациенту формировать новые программы поведения для удовлетворения фрустрированных потребностей. Однако верно и то, что некоторые виды психопатологии никогда не станут доступными для совместной психотерапии.

Психоаналитическая терапия отличается от других форм психотерапии тем, что направлена на изменение глубоких автоматизированных паттернов поведения. Она фокусируется на следующих постулатах:

1. Выявление доминирующих эмоций.

2. Данные эмоции раскрывают смысл симптома. Они указывают на неэффективные автоматические программы, которые и порождают ощущения.

3. Патогенные программы поведения нельзя напрямую вспомнить, поскольку они автоматизированы (то есть бессознательны). Поэтому аналитик определяет их опосредованно, постепенно доводя их до сознания пациента.

4. Реконсолидация этих сценарием достигается повторной активацией подкорковых долгосрочных следов памяти через их производные в аналитической ситуации (Фрейд назвал это "переносом"). Только корковые воспоминания могут быть декларированы (от себя: идея в том, что мы можем вспомнить всякое, обращаясь к корковым структурам мозга, однако подкорковые структуры запечатляют определенные объектные отношения, которые никак не представлены в сознании; например, в процессе психоанализа пациент может неосознанно разыграть с аналитиком определенные отношения, сформированные, например, с отцом, матерью, братом, сватом и т.п.; поскольку это происходит бессознательно (автоматически), аналитик дает пациенту указание на это и затем интепретацию, объясняющую суть происходящего, что позволяет вот этот самый подкорковый след памяти "соединить" с корковыми структурами).

5. Однако такой реконсолидации сложно достичь, поскольку работают системы не-эксплицитной памяти (от себя: проще говоря, я не могу вспомнить движение, но могу его сделать). На это также налагается репрессия (подавление или вытеснение в терминах Фрейда), а потому мы сталкиваемся с сопротивлением реактивации "негативного" опыта. Именно поэтому для психоаналитического лечения требуется время.

Психоаналитическая терапия достигает хороших результатов (как минимум не хуже остальных, а в некоторых отношениях и лучше). Мета-анализ результатов исследований выявляет эффект с коэффициентом от 0,73 до 0,85. Коэффициент в 0,8 считается довольно большим в психиатрических исследованиях, 0,5 - средним, а 0,2 - низким. Эффективность новейших антидепрессантов достигает коэффициента от 0,24 до 0,31 (от себя: все ссылки на исследования смотрите в статье Солмза). Изменения, вызванные психотерапией и медикаментами, отслеживаются (объективно) с помощью визуализации мозга.

Психоаналитическая терапия столько же эффективна, как, например, когнитивно-поведенческая терапия. Однако имеются данные, говорящие о том, что эффект психоаналитической терапии после (!) окончания лечения длится дольше и даже увеличивается. Даже для усеченных (и методологически и временно) формы психоаналитической терапии размер эффекта составляет от 0,78 до (внимание!) 1,46. Методологически строгий мета-анализ дал общий коэффициент 0,97 эффективности (от себя: это при коэффициенте в 0,8, который считается топовым). Наблюдение за пациентами после терапии показади динамический рост эффекта до 1,51 (от себя: это почти в два! раза больше того, что считается высоким результатом).

Тенденция к увеличению размеров эффекта при последующим наблюдении позволяет предположить, что психоаналитическая терапия приводит в движение процессы изменений, которые продолжаются после окончания терапии (у других формы психотерапии, таких как КПТ, данный эффект имеет противоположную тенденцию к распаду).

Но! Терапевтические методики, показывающие наилучший результат вне зависимости от формы, имеют отношение к психодинамическим механизмам. Они представляют собой следующее:

1. Неструктуированный, открытый диалог между пациентом и терапевтом (от себя: это работа с тем материалом, который наиболее актуален для пациента, здесь часто работает принцип "у кого что болит, тот о том и говорит").

2. Выявление повторяющихся тем в опыте пациента (от себя: это работа с тем, на чем пациент "вязнет", в каких темах он застревает, именно они не получают в жизни пациента разрешения, даже если он думает иначе).

3. Связывание чувств и восприятия пациента с прошлым опытом и переживаниями (от себя: по сути, это доведение до сознания тех самых неосознаваемых автоматизмов, другими словами, дать возможность увидеть человеку, что его злость, например, на начальника может быть связана со злостью на отца, обладавшего такой же несправедливой властью).

4. Фокусировка на чувствах, которые пациент считает неприемлемыми и указывание на то, как пациент избегает таких чувств (от себя: это работа с сопротивлением и защитными механизмами).

5. Сосредоточенность на отношениях "здесь-и-сейчас" (от себя: это работа с переносом, когда пациент начинает неосознанно испытывать влечения и чувства к аналитику, которые изначально направлены на кого-то важного другого).

6. Установка связей между терапевтическими отношениями и отношениями в жизни.

Примечательно, что эти методы приводят к наилучшим результатам лечения, независимо от психотерапии, которую проводит врач. Иными словами, даже если специалист работает в рамках КПТ, но фокусируется на этих механизмах, он выдает высокий результат (от себя: в книжке Фенихеля есть чудесная мысль: "Фрейд считал возможным рассматривать любое лечение как психоанализ, если оно осуществляется путем устранения сопротивлений и интерпретации переносов").


Источник: www.ncbi.nlm.nih.gov

Комментарии: