ПОНЯТИЯ АРХЕТИПА

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-04-08 01:37

Психология

Много путаницы в понятии архетип. Поэтому, давайте рассмотрим следующие категории:

1.Архетип (от греч. archetipos - первообраз) - в аналитической психологии, основанной К. Г. Юнгом,- это универсальная изначальная врождённая психическая структура, составляющая содержание коллективного бессознательного, это сложные состояния сознания, передаваемые по наследству. На индивидуальном уровне архетипический мотив - всегда схема или образчик мысли или поступка, свойственных человеку. Юнг сравнивает архетипы с неким "каркасом" образа. Самые важные из них - это Тень, Анима, Анимус, Самость. Архетипы, предельно абстрактны, и как таковые недоступны непосредственному наблюдателю, хотя мы и имеем возможность выводить их в качестве фигур на Магическом Театре, они раскрываются, наполняясь конкретным содержанием, лишь через их проекцию на внешние объекты, что проявляется в виде Архетипических образов и символов.

2)Архетипические образы - это формы представления Архетипа в сознании, которые, в свою очередь, являются основой мифов, верований, сновидений, произведений искусства и рекламы. Архетипические образы, неся в себе эмоциональную энергию, чрезвычайно сильно влияют на человека, захватывая и удерживая его внимание.

Эти архетипические образы в свою очередь деляться на:

а)неперсонифицированный архетипический образ отличается ограниченностью определенным контекстом, сферой деятельности, к ним относятся Герой, Воин, Жертва, Трикстер, Мудрый Старец др. В МТ и АИ они не фокусируются, но могут быть фигурой, выделенной из внутреннего пространства Запросивца.

б)персонифицированный мифологический архетипический образ, такие как Гермес, Дионис, Афродита, Изида, Сварог, Матерь Лада и др. Сюда же относятся не только боги и титаны всех пантеонов, но и гении, даймоны, музы, духи и стихии. Персонифицированные архетипические образы отличаются наличием определенных личностных характеристик. Такие архетипические образы чаще всего используются в МТ и АК, они либо фокусируются, либо выделяются, как фигуры.

в)персонифицированный литературный архетипический образ- это проверенные временем образы классического исскуства. Например: Гамлет, Лир, Печорин, Чацкий, Фауст, Дон Кихот, Татьяна Ларина, Соня Мармеладова и др. Сами эти образы являются сложносоставными, объединяющими грани сразу нескольких персонифицированных мифологических образов, но в то же время они являются целостными образами. В МТ и АИ как фокусируются, так могут быть и фигурами.

г)персонифицированный исторический архетипический образ- это проверенные временем исторические деятели, ставшие прообразами определенного типа качеств: Клеопатра, Наполеон, Александр Македонский, Жанна Д'Арк, Валерия Мессалина, Коперник и др.

3.Архетипический символ, "имя или изображение" [1, 255], которое подразумевают нечто большее, чем их очевидное и непосредственное значение, являясь как бы планом для культурно более абстрактного содержания. Они, как механизмы памяти культуры, переносят тексты, сюжетные схемы и другие семиотические образования из одного пласта культуры в другой, осуществляют память культуры о себе, не дают ей распасться на изолированные хронологические пласты. Арехетипический символ, может раскрыться одновременно и в архетипических образах и в архетипических сюжетах, и имеют множество трактований, например Арканы Таро, Руны и др. В Магическом Театре возможно работать как с фигурами, так и со сфокусированными архетипическими символами.

4.Архетипический сюжет - встречающаяся в жизни большинства людей сюжетная линия, базирующаяся на мифе, классическом литературном или сказочном сюжете, а также сюжетах, повторяющихся в истории, собственно то, что выявляется в МТ, а также в архетипической культурологии - литературе, живописи и т.п.

5.Архетипический дискурс:

Прежде чем перейти к определению попробуем разобраться с довольно расплывчатым понятием - дискурс. В литературе дается такое определение- это речь, процесс языковой деятельности, способ говорения, вписанный в коммуникативную ситуацию, в "социогуманитарном смысле социально обусловленная организация системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени".[2] Архетипический дискурс можно рассматривать как жанр актуального речевого действия с определенным контекстом, имеющий свою специфику и стоящую за ним идеологию.

Архетипический дискурс делится на:

а)архетипическую метафору-это специально выстроенный дискурс, базирующийся на архетипическом сюжете или визионерском опыте специалиста, работающего с конкретной ситуацией, фрагмент классического или научного текста, обобщающий определенный спектр разрешения тех или иных тупиковых ситуаций.

б)архетипическое понятие. Примеры понятны пока только тем, кто проживал или участвовал в МТ. Над четким определением ведется работа, но грубо говоря, это то что уже существует, ощущаемо и прожито, но не оформлено в образ. Например, Анти-Эдип, Матрица плотности, Жертвенный кризис, Воин Пота (Ярости, Блеска), Поток Жизни и др.

Из этой классификации мы видим, что Архетип развивается, взаимодействуя с человеком и человечество, и, как обуславливает его эволютивное движение, так и сам обусловлен им. Эволюция Архетипа не линейна, подобна саду расходящихся тропок. От предельно абстрактной структуры он развивается, приобретая форму и индивидуальные черты, личностные качества, обретает культурный и исторический отпечаток.

Владислав Лебедько, Дарья Орехова

Персональный сайт Владислава Лебедько

Комментарии: