О русском костюме замолвите слово ...

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-04-23 08:15

лингвистика

Раньше костюмы несли смысловую нагрузку - рисунки, узоры, переплетения цветов рассказывали о жизни людей. Костюмы - как тайнопись, как иероглифы, несли в себе зашифрованную информацию: что за человек, откуда и куда он идет, какому сословию принадлежит, чем занимается. Это поверхностный слой информации. Был еще и глубинный: тайна рождения, тайна бытия. Эти знания передавались с языческих времен из поколения в поколение, выполняли роль оберегов от злых духов. Со временем осталась лишь декоративная функция украшений, смысловая же, к сожалению, утеряна.

Смысловая семантика

Народная культура - это самодостаточная целостная система, где есть и философия, и естествознание, и аграрные науки, и экология, и многое другое. А называется это все- жизненный опыт поколений.

Для русского костюма очень важна символика Мирового Древа. Это одно из представлений о Вселенной, согласно которому ветви Мирового Древа уходят высоко в небо (в мир божественный), корни - под землю (в "преисподнюю"), ствол соединяет, как ось, небо и землю, образуя земное пространство сущего мира. В нем соединены жизненно важные, базисные символы неба (круг), бога (треугольник), земли (крест). На основании этого можно понять глубинный смысл, вложенный в украшение жилища, костюма, предметов быта.

Вертикальное условное деление на "верх", "низ" и "середину" наложило отпечаток на конструкцию и орнамент народного костюма.

По вертикали человека можно поделить на три уровня: "верх"- голова, наделенная разумом, способностью мыслить, накапливать знания, осознавая их значимость, символизирует "мир богов". Плечи и грудь символизируют "середину", "мир явный". В центре груди расположено сердце - источник чувств и эмоций. Живот - это система пищеварения и размножения, т.е. существование на стадии плотской (земной) жизни. Хотя живот и все, что ниже живота, символически относится к миру "нижнему", человек стоит ногами на "низе" (на земле), поэтому в костюме мир "нижний" не обозначен.

Горизонтальное условное деление Мира (времена года) нашло отражение в том, что костюмы предназначились специально к какому-либл событию и времени года.

Народный костюм - это система, отражающая миропонимание человека. Смысловыми элементами этой системы являются части костюма: головной убор, рубаха, пояс, передник, понева, обувь, украшения. Форма этих частей и их украшение (символы) и есть средство выражения миропонимания.

Головной убор

Головной убор женщины семантически представлял собой цельную космологическую систему. Семантически он означал устремление ввысь, к богам, к небу. Это отразилось в их "птичьих" названиях: "кокошник" ( "кокошь" - петух), "кичка" - утка, "сорока".

Незамужние девушки носили открытый головной убор, представляющий собой повязку в виде ленты (полотенца) с открытой макушкой.

Смысл названий девичьих головных уборов означает "жизнь, как возможность воспарения вверх, в вечность" ( "Обруч", "Перевязка", "Венец").

Головной убор изменялся в зависимости от возраста и семейного положения женщины. В день свадьбы после священнодействия, когда девушка "превращалась" в женщину, проходил обряд "расплетения косы". Подружки расплетали косу невесте. Они делили волосы пополам и заплетали две косы, укладывая их венчиком на затылке. Семантика обряда показывает, что девушка обрела свою половинку и соединилась с ней для дальнейшего продолжения рода. На нее надевали невысокий головной убор ("кичка молодухи") с едва намеченным рогом.

После рождения первого ребенка молодуха, доказав свое плодородие, надевала рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор.

Украшения

Границей головы ("верха") как мифологизированного сосредоточия жизненных сил человека и тела ("низа") является шея. Шея - рубеж двух сфер, двух миров. Она должна была обладать системой защиты, которую и представляли собой воротник и ожерелья.

Женские ожерелья были круглыми (бусы), мужские - плоскими (гривны). Ожерелье символизировало путь от "верха" к "низу" (исход от Бога к человеку). От мистической силы включенных в ожерелье фигур, очевидно, зависело будущее человека. Круг и кольцо в культуре разных народов стали символами оберега, защиты от нежелаемого. Круг в народной культуре является той "границей", которая не пускает внутрь себя темное, злое, плохое.

Русские женщины носили нагрудные и шейные украшения, которые плотно облегали шею в виде ажурного воротника и застегивались сзади. Такие украшения называли ошейниками.

В ХIХ в. были распространены плоские украшения из разноцветного бисера, которые крепились вокруг шеи и спускались спереди до пояса или ниже. Эти украшения назывались "гайтанами".

С глубокой древности руки женщины украшали браслеты из костяных бусин с пронизками из раковин, семантически означающих МИР (круглая бусина), спиралевидный виток жизни (раковина).

Существовали еще и спиралевидные браслеты из меди. Медь ассоциировалась с западом, закатом жизни, потусторонним миром. Такие браслеты надевали умершему. Буквальный перевод слова "браслет" - постижение точки опоры, урок самобытности, проникновение истины в точку опоры.

Передник

Передник был важной частью женского костюма. Передник праздничного костюма нес в себе идею "паспорта" женщины.

Идеограммами-символами женщина отображала на переднике свое бытие, тайное и явное.

Замужество означало создание новой семьи и на переднике отображалось орнаментальным рядом "древо", рождение мальчиков обозначалось рядом "коней", рождение девочек - рядом "птичек". Смерть какого-либо члена семьи обозначалась изображением древа жизни "наискосок" вершинами, направленными к западу, к закату. Явное, имеющее место в жизни, располагалось на переднике ближе к подолу. Тайное, желаемое - ближе к сердцу.

Обувь

Обувь - граница, сквозь которую не должно проникать на тело нежелаемое, отрицательное. Отсюда идут обычаи оставлять обувь у порога, отряхивать обувь веником, потопать перед входом.

Основные позиции народного костюма:

- Олицетворяет взаимосвязь с Мирозданием

- Свидетельствует о целостности мировоззрения человека

- Отражает особый язык общения с Миром, Богом

- Способствует усилению собственной мощи и защиты от вредоносных сил

Ничего не было случайным. Каждая вещь имела свое назначение и свое место в Мире. Человек имел целостное воззрение на Мир и себя в этом Мире. Об этом особенно ярко свидетельствует язык русского народного костюма, в котором каждая деталь - это образ Бога, его форма, глубочайшее содержание и Смысл.


Источник: vk.com

Комментарии: