О русском костюме замолвите слово ... |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-04-23 08:15 Раньше костюмы несли смысловую нагрузку - рисунки, узоры, переплетения цветов рассказывали о жизни людей. Костюмы - как тайнопись, как иероглифы, несли в себе зашифрованную информацию: что за человек, откуда и куда он идет, какому сословию принадлежит, чем занимается. Это поверхностный слой информации. Был еще и глубинный: тайна рождения, тайна бытия. Эти знания передавались с языческих времен из поколения в поколение, выполняли роль оберегов от злых духов. Со временем осталась лишь декоративная функция украшений, смысловая же, к сожалению, утеряна. Смысловая семантика Народная культура - это самодостаточная целостная система, где есть и философия, и естествознание, и аграрные науки, и экология, и многое другое. А называется это все- жизненный опыт поколений. Для русского костюма очень важна символика Мирового Древа. Это одно из представлений о Вселенной, согласно которому ветви Мирового Древа уходят высоко в небо (в мир божественный), корни - под землю (в "преисподнюю"), ствол соединяет, как ось, небо и землю, образуя земное пространство сущего мира. В нем соединены жизненно важные, базисные символы неба (круг), бога (треугольник), земли (крест). На основании этого можно понять глубинный смысл, вложенный в украшение жилища, костюма, предметов быта. Вертикальное условное деление на "верх", "низ" и "середину" наложило отпечаток на конструкцию и орнамент народного костюма. По вертикали человека можно поделить на три уровня: "верх"- голова, наделенная разумом, способностью мыслить, накапливать знания, осознавая их значимость, символизирует "мир богов". Плечи и грудь символизируют "середину", "мир явный". В центре груди расположено сердце - источник чувств и эмоций. Живот - это система пищеварения и размножения, т.е. существование на стадии плотской (земной) жизни. Хотя живот и все, что ниже живота, символически относится к миру "нижнему", человек стоит ногами на "низе" (на земле), поэтому в костюме мир "нижний" не обозначен. Горизонтальное условное деление Мира (времена года) нашло отражение в том, что костюмы предназначились специально к какому-либл событию и времени года. Народный костюм - это система, отражающая миропонимание человека. Смысловыми элементами этой системы являются части костюма: головной убор, рубаха, пояс, передник, понева, обувь, украшения. Форма этих частей и их украшение (символы) и есть средство выражения миропонимания. Головной убор Головной убор женщины семантически представлял собой цельную космологическую систему. Семантически он означал устремление ввысь, к богам, к небу. Это отразилось в их "птичьих" названиях: "кокошник" ( "кокошь" - петух), "кичка" - утка, "сорока". Незамужние девушки носили открытый головной убор, представляющий собой повязку в виде ленты (полотенца) с открытой макушкой. Смысл названий девичьих головных уборов означает "жизнь, как возможность воспарения вверх, в вечность" ( "Обруч", "Перевязка", "Венец"). Головной убор изменялся в зависимости от возраста и семейного положения женщины. В день свадьбы после священнодействия, когда девушка "превращалась" в женщину, проходил обряд "расплетения косы". Подружки расплетали косу невесте. Они делили волосы пополам и заплетали две косы, укладывая их венчиком на затылке. Семантика обряда показывает, что девушка обрела свою половинку и соединилась с ней для дальнейшего продолжения рода. На нее надевали невысокий головной убор ("кичка молодухи") с едва намеченным рогом. После рождения первого ребенка молодуха, доказав свое плодородие, надевала рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор. Украшения Границей головы ("верха") как мифологизированного сосредоточия жизненных сил человека и тела ("низа") является шея. Шея - рубеж двух сфер, двух миров. Она должна была обладать системой защиты, которую и представляли собой воротник и ожерелья. Женские ожерелья были круглыми (бусы), мужские - плоскими (гривны). Ожерелье символизировало путь от "верха" к "низу" (исход от Бога к человеку). От мистической силы включенных в ожерелье фигур, очевидно, зависело будущее человека. Круг и кольцо в культуре разных народов стали символами оберега, защиты от нежелаемого. Круг в народной культуре является той "границей", которая не пускает внутрь себя темное, злое, плохое. Русские женщины носили нагрудные и шейные украшения, которые плотно облегали шею в виде ажурного воротника и застегивались сзади. Такие украшения называли ошейниками. В ХIХ в. были распространены плоские украшения из разноцветного бисера, которые крепились вокруг шеи и спускались спереди до пояса или ниже. Эти украшения назывались "гайтанами". С глубокой древности руки женщины украшали браслеты из костяных бусин с пронизками из раковин, семантически означающих МИР (круглая бусина), спиралевидный виток жизни (раковина). Существовали еще и спиралевидные браслеты из меди. Медь ассоциировалась с западом, закатом жизни, потусторонним миром. Такие браслеты надевали умершему. Буквальный перевод слова "браслет" - постижение точки опоры, урок самобытности, проникновение истины в точку опоры. Передник Передник был важной частью женского костюма. Передник праздничного костюма нес в себе идею "паспорта" женщины. Идеограммами-символами женщина отображала на переднике свое бытие, тайное и явное. Замужество означало создание новой семьи и на переднике отображалось орнаментальным рядом "древо", рождение мальчиков обозначалось рядом "коней", рождение девочек - рядом "птичек". Смерть какого-либо члена семьи обозначалась изображением древа жизни "наискосок" вершинами, направленными к западу, к закату. Явное, имеющее место в жизни, располагалось на переднике ближе к подолу. Тайное, желаемое - ближе к сердцу. Обувь Обувь - граница, сквозь которую не должно проникать на тело нежелаемое, отрицательное. Отсюда идут обычаи оставлять обувь у порога, отряхивать обувь веником, потопать перед входом. Основные позиции народного костюма: - Олицетворяет взаимосвязь с Мирозданием - Свидетельствует о целостности мировоззрения человека - Отражает особый язык общения с Миром, Богом - Способствует усилению собственной мощи и защиты от вредоносных сил Ничего не было случайным. Каждая вещь имела свое назначение и свое место в Мире. Человек имел целостное воззрение на Мир и себя в этом Мире. Об этом особенно ярко свидетельствует язык русского народного костюма, в котором каждая деталь - это образ Бога, его форма, глубочайшее содержание и Смысл. Источник: vk.com Комментарии: |
|