«О природе логических рассуждений» |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-04-07 03:47 Константин Александрович Павлов-Пинус — российский философ, кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора философских проблем социальных и гуманитарных наук Института Философии РАН, автор книги «О природе логических рассуждений» (2010). ФК: Как Вы относитесь к самой идее доказательства бытия (или отсутствия) Бога? Кажется ли она Вам состоятельной? Почему? К.П.-П.: Понятие «доказательства», которым пользуются сегодня в науках и философии, сильно отличается от того, которым пользовались теологи, впервые сформулировавшие проблему «доказательства бытия бога». Речь тогда шла о «свидетельствах в пользу….», а не о доказательствах в дедуктивном смысле. Исконная задача теологов была понятной и осмысленной. Задача «доказательства» бытия Божия в современном смысле слова «доказательство» противосмыслена. ФК: Если бы Вы попытались осуществить доказательство бытия (или отсутствия) Бога, то какое определение понятия «Бог» Вы бы использовали? Кажется ли Вам подходящим классическое определение Бога как всеблагого, всезнающего и всемогущего творца мира? К.П.-П.: а) Мои представления об этих материях совершенно исключают саму идею дискурсивного к ним отношения. Ни о каких доказательствах и обоснованиях тут не может быть и речи. В претензии заполучить «понятие» Бога звучит самоуверенная надежда на то, чтобы сделать Бога более понятным человеку. Сомневаюсь в обоснованности этой претензии. Для меня это вопрос чистого чаяния. Говорят, что имеют место случаи откровения. Может быть, не знаю, не могу судить ни за, ни против. У меня нет оснований не верить разным умным людям, утверждающим, что пережили откровение свыше, но нет и оснований доверять их свидетельствам. А проверить невозможно, ибо откровение — не сфера интерсубъективности. С точки зрения философии исследование границ познаваемости мира является важной задачей. Следует понимать, что, возможно, существуют принципиально непознаваемые вещи. Однако — и это главное — я не вижу никакой необходимости эти сложные философские проблемы непременно связывать с понятием Бога. Это скорее был бы уход от проблемы, «заговаривание» логически тонких вещей догматическими, абстрактно-мистическими словесами. Не исключаю, что нужно принципиально новое богословие. Все старые формы, о которых мне что-либо известно, никуда не годятся — за исключением одной гениальной догадки под названием «апофатический способ рассуждения». б) Ни из философской перспективы, ни с точки зрения смысла и буквы Слова Христа все эти представления о Боге мне кажутся неуместными, за уши притянутыми к сути Его учения (в частности, я имею в виду Его слова «сила моя в немощи моей»). Всезнающий и всемогущий Бог обязан быть ответственным за всё то, что происходит в мире. И ежели он действительно таков, то Его как можно скорее надо судить на Самом Страшном Суде. ФК: Какие из доказательств бытия (или отсутствия) Бога кажутся Вам наиболее сильными и интересными? К.П.-П.: Никакие. Не существует — и не может существовать — даже «доказательств существования внешнего мира». Всё это не является предметом «доказательства». ФК: Как вы оцениваете роль доказательств бытия (или отсутствия) Бога в истории философии, науки, религии, культуры в целом? К.П.-П.: Эти «доказательства» сыграли важную роль в процессе осмысления границ человеческих возможностей. И многое объяснили человеку в том, что он (а не Бог) есть такое. ФК: Некоторые считают, что критика Кантом некоторых из доказательств была столь разрушительна, что сам вопрос о доказательстве бытия Бога перестал быть философски актуальным. Что Вы думаете об этой позиции? К.П.-П.: По сути, это верно. Но дело не только в одном Канте, а в том совокупном социально ощутимом эффекте, который стал результатом многих научных и эпистемологических исследований. ФК: Могли бы Вы порекомендовать текст (или несколько), который является, с Вашей точки зрения, наиболее важным для понимания данной проблематики? К.П.-П.: Здесь не обойтись парой-тройкой книг, которые бы могли улучшить понимание ситуации — это не вопрос поверхностного формулирования десятка неких «тезисов». Здесь нужно проделать кропотливую работу по анализу выразительных способностей формальных языков в современной логике и науке в целом, проделать работу по анализу культурной и социальной обусловленности человеческого знания, работу по анализу т.н. «теоретической нагруженности фактов», динамики научного знания и т.п. «Вопрос о Боге» обычно связывается (и вполне справедливо) с «вопросом о смысле жизни». Но раз на кону оказывается чуть ли не вся человеческая жизнь, то и требования к мыслительной культуре должны быть предельно высокими. А это есть дело всей жизни, а не вопрос пары книг, прочитанных по случаю. Об этой рубрике (http://t.me/philosophycafemoscow/1210) Фотография взята с сайта Логико-философского клуба ВШЭ. Источник: t.me Комментарии: |
|