Интеллект — это очень страшно

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-04-05 03:49

Работа разума

Сначала небольшой тест.

Ответьте на вопрос: вы считаете себя интеллектуальным человеком? Почему? Ответ на тест дайте себе сами по итогам прочтения статьи.

А теперь поговорим о том, что такое интеллект на самом деле. Сотни лет человечество обманывали, подменяя наши представления об интеллекте мифами о нём. Мы считали, что мы развиваем интеллект, говорили, что мы интеллектуально развиты и верили в это. В наше время по всему миру существует ряд организаций, школ, курсов, так или иначе пропагандирующих развитие интеллекта или занимающихся интеллектуальной деятельностью, организаций, позиционирующих себя как объединение интеллектуальных экспертов-гуру, ряд развивающих интеллектуальных игр. И это здОрово. Было бы. Если бы они все действительно занимались развитием интеллекта. А не чем угодно кроме этого.

И тут мы имеем дело с последствиями глобальной мистификации относительно того, что же такое настоящие интеллектуальные способности и от чего нас так старательно отвлекали подменой понятий и предрассудками всё это время.

Миф 1: «Интеллект — это очень страшно». Отрицание интеллекта.

Настоящий интеллект всегда интриговал и пугал человечество, он всегда казался чем-то страшным и непознаваемым, из ряда вон выходящим. В Средние века тех, кто имел мало-мальски развитый интеллект, чаще всего сжигали на кострах – слишком еретическими и страшными казались твои взгляды, выходящие за рамки устоявшихся норм и правил, которые человечество по инерции во все века расширяет с неохотой; слишком невероятными казались интеллектуальные способности у обычного человека, проще было обвинить в колдовстве, ведь тогда можно не переживать по поводу собственной интеллектуальной неразвитости и не меняться. Даже в СССР, несмотря на культ интеллигентности, к выделяющимся слишком неординарными взглядами интеллектуалам относились с подозрением. И сегодня ещё находятся люди, которые при виде человека с действительно развитыми интеллектуальными способностями внутренне поёживаются и думают, как бы чего не вышло.

Правда: Интеллект – это не магия и не колдовство. И не эпатаж ради эпатажа и амбиций (это как раз говорит об отсутствии интеллекта). И ему ни в коем случае не интересно найти ваше слабое место и вас туда укусить – слишком мелко и неинтересно, ведь настоящему интеллекту важен масштаб, простор деятельности и перспективы: изменить мир к лучшему – вот это достойная задача.

Настоящий интеллект может «читать между строк», проникая в суть вещей: достаточно нескольких элементов, чтобы достроить цельную картину всей системы, не имея других исходных данных о ней (например, впервые читая текст по какому-то вопросу, интеллект одномоментно сканирует записи в информационном пространстве, в сотые доли секунды связывая их между собой, достраивает это в цельную картину происходящего, успевая соотнести её с собственной уже имеющейся картиной мира и ценностями, построить прогнозы и варианты методов действия и оценить степень их эффективности). Это, возможно, со стороны и похоже на магию, но не имеет с ней ничего общего.

Или, видя человека впервые и не зная о нём ничего, ты знаешь, какой он и какая его внутренняя суть; при необходимости твой интеллект может сосканировать его мечты и желания, таланты и способности, какие у него задатки и потенциал, кем ему лучше быть в самом оптимальном варианте и куда идти по жизни. И если интеллект человека действительно развит, он ни в коем случае не будет пользоваться этим знанием не во благо: один из показателей развитого интеллекта – обострённое «чувство» достоинства, чести, совести и благородства. Их наличие он распознает где угодно и на раз. А от их отсутствия будет страдать и стремиться сделать всё, чтобы развить их и у себя, и у окружающих (именно поэтому мы так любим культуру российских аристократов 18-19 веков, она во многом отличается чертами развитого интеллекта).

Развитый интеллект сканирует тенденции, интуитивно знает, что происходит в разных сферах, даже в тех, где он, на первый взгляд, не специалист; может предсказывать и просчитывать заранее то, что может произойти и что и когда нужно сделать, чтобы это предупредить. Настоящий интеллект видит то, чего ещё нет, но что очень нужно человечеству в той или иной сфере и что необходимо изобрести или разработать. Иногда сам же и разрабатывает, т.к. никто другой этого ещё увидеть не может (например, Тесла).

Развитый интеллект видит, когда то или иное общество идёт в тупик или начинает застаиваться на месте. Он открыт новому и готов его распознать и принять одним из первых. Он не выносит рамки и правила, потому что часто они либо уже не соответствуют духу и запросам времени, либо не выдерживают интеллектуальной критики. Именно поэтому он – часто бунтарь. Чтобы не допустить застоя, инерции и болота, он будет всячески провоцировать к развитию и эволюции. Даже, при необходимости, ценой собственной жизни (вопреки некоторым представлениям, действительно развитый интеллект способен на жертву, т.к. благодаря масштабности взгляда способен видеть её необходимость и целесообразность). Потому что он – за Жизнь и жизненность в самом высоком её смысле, со всеми её возможностями и перспективами. А инерция и невежество для интеллекта – это самое большое зло, т.к. не способствуют развитию Жизни и Человека.

Посжигав на кострах под видом еретиков в Средние века «лучшие мозги», боровшиеся против застоя и за развитие, Европа на определённое время оказалась в том самом догматическом застое и невежестве, из которого потом какое-то время была вынуждена выбираться.

Миф 2: «Мы знаем, что такое интеллект». Культ интеллекта, который не является интеллектом.

В наше время интеллект вызывает уважение, быть человеком с развитым интеллектом считается нормой. Почти каждый на вопрос «развит ли твой интеллект?» ответит «да», не задумываясь.

Сегодня к интеллектуальным способностям человека относят развитую память, умение анализировать большое количество информации, адаптироваться к новым условиям, управление вниманием, умение контролировать своё эмоциональное поведение, по различным внешним показателям понимать эмоциональное поведение других, логичность и образность мышления. Существует ряд курсов при весьма уважаемых НИИ, которые за приличные суммы предлагают пройти комплексные программы подобного «интеллектуального развития». Но, во-первых, всё вышеописанное – совершенно разные процессы, смешанные в одну кучу под видом интеллекта, а во-вторых, они к настоящему интеллекту не имеют никакого отношения. Интеллект – это не мышление! И это не машина по переработке большого количества информации и не память-копилка. Так считают те, кто, увы, имеет неразвитый интеллект. У интеллекта совсем другой принцип действия, не ментальный (мышление, аналитика, логика) и не эмоциональный. Нас отвлекли не на то, подменили понятия, а мы отвлеклись.

В начале 20 века психологи придумали тест на IQ (intelligence quotient – коэффициент интеллекта), он введён во многих школах мира, но на самом деле является полной профанацией: тест IQ лишь измеряет твои способности угадать правильный ответ на заданный вопрос с точки зрения его разработчика (как и ЕГЭ), не всегда однозначный и измеримый: если это и говорит о развитии интеллекта, то весьма отдалённо. К тому же, никто не проверяет интеллектуальные способности самих разработчиков тестов. Собственно, и не следовало ожидать в данном случае от психологов чего-то полезного для описания или диагностики интеллекта, ведь психология – как явствует из её названия – наука о душе (психо-логия), а интеллект – это, очевидно, не душа. У него совсем другие процессы и задачи.

Всё это говорит о том, что человечество пытается развивать интеллект, не зная, что такое интеллект. И подписывает под развитие интеллекта любые желаемые навыки и умения, подменяя этим истинное развитие интеллекта. Неудивительно, ведь к этому человечество приучали на протяжении нескольких веков.

Правда: Интеллект работает с сутью. Не с мыслями (ментальные процессы), хотя они и входят как часть. Он распознаёт суть как некие зёрна истины, проникая в неё и проникаясь ей. Это процесс, отличный от процесса построения мыслей, отдалённо описанный в классическом дзен буддизме. Распознанная суть записывается во внутренний свет мудрости, которым идёт дальнейшее распознание и сложение сутей познаваемых явлений. Можно вспомнить принцип «внутреннего», «созерцательного», «интроспективного» познания мира и реальности, которым владели, например, некоторые дзен буддисты и философы Древней Греции: не имея технологических аппаратов, лишь на основании этого метода, они достаточно точно могли определить расположение далёких звёзд на небе. На основании сложенной системы сутей интеллект распознаёт, сканирует, что есть что и что из чего состоит.

Саму суть, как таковую, невозможно передать словом, её можно лишь прожить, проникнуться ей и, если повезёт, даже просветлиться и пробудиться (внутренняя вспышка, похоже на озарение). Но постараться выразить словом какой-то её ракурс можно. Часто для выражения одной и той же сути можно будет применять разные слова, в зависимости от контекста и собеседника.

Сути можно выявлять конкретным и абстрактным способом, их можно иерархизировать в соответствии с разными уровнями самоорганизации мироздания и масштабами позиции наблюдателя, систематизировать, синтезировать в одну цельную суть. Этим можно складывать: разные подходы к одному и тому же явлению; вариативность восприятия и способов действий; в синтезе всего во всём — цельный системный взгляд на некое явление реальности как индивидуальную философию и основу для стратегической простройки жизненного пути; умение творчески созидательно всё это применять в жизни.

Развитый интеллект позволяет Человеку также выявлять свою внутреннюю суть, выходя этим на бОльшую глубину и цельность своей индивидуальности и её реализации во взаимодействии с окружающим миром. Распознавать богатство окружающего мира вникновением в глубину сути его явлений «мистичностью проживания», обогащая этим палитру восприятия мира и внутренний мир Человека. Развивать способности к просветлению и пробуждению глубинным познанием сути какого-либо явления и преображению этим. Меняясь самому, менять условия своей жизни и масштаб управления ими, выходя этим на возможности могущества Человека….

И это – лишь малая часть того, на что способен действительно развитый интеллект, и что нам предстоит открыть и развить в себе. Но уже сейчас можно увидеть перспективы и возможности, которые развитие истинного интеллекта открывает перед Человеком и человечеством. Это совершенно новые возможности жизни, бытия, созидания в творческом взаимодействии с мирозданием в познании и освоении его чудес, загадок и таинств, которое раньше казалось невероятным.

, философ Синтеза


Источник: www.facebook.com

Комментарии: