Восприятие голосовых помощников как живых существ чревато опасными социальными последствиями

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Ученые из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого провели исследования, показавшие, что дети воспринимают голосовых помощников как живых существ. Это может привести к тому, что дети в скором времени начнут строить «личные отношения с компьютерными программами» вместо живых людей.

Исследователи проанализировали, какие вопросы задавали дети «Алису». Оказалось, что дети спрашивали ботам личные вопросы типа «Кто твоя мама?», «Где ты живешь?», «Какого цвета у тебя волосы?»

Детей погружают в цифровую среду со все более раннего возраста. Часто дети еще не не умеют писать и читать, но уже взаимодействуют с искусственным с ботами.

“Новое поколение будет воспринимать ИИ абсолютно по-другому. Это компаньон, друг, возможно, возлюбленный. Его техническая составляющая уходит на задний план, это что-то вроде новой техно-веры”, — говорит доцент кафедры общественных наук СПбПУ Дарья Быльева в интервью Известиям.

Общение с ботами будет оказывать влияние на формирование личности ребенка, уверены психологи. “Что-то определенное предсказать трудно, так как программы постоянно усовершенствуются. Может быть, будущее поколение будет более рациональным. Ведь дети могут позаимствовать у приложений особенности алгоритмического мышления — мыслить более точно и более формально, в соответствии с определенными фиксированными правилами и с заданной программой действий. Они будут высоко оценивать знания, но могут приобрести привычку надеяться на ИИ, что не будет развивать их когнитивную сложность. Возможно, они станут более предсказуемыми, что присуще современным программам", — говорит профессор кафедры психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова Галина Солдатова. 

Исследователи из СПбПУ намерены рекомендовать разработчикам ИИ делать ботов более эмоциональными.  А вот профессор Галина Солдатова наоборот считает, что этого делать нельзя. Ведь тогда начнет стираться граница между человеком и машиной. А это в дальнейшем может привести к потере человеческой идентичности людей.

“Чтобы этого не происходило, нужно развивать у людей цифровую грамотность. Чтобы они отдавали себе отчет в том, что робот — это не коллега, не друг и не романтический партнер. Голосовой помощник — это только инструмент, которым важно научиться пользоваться. Отчетливое понимание разницы между людьми и роботами — это залог того, что мы сумеем остаться людьми”,  - говорит она.

Комментарий РВС

Абсолютно согласны с последним тезисом профессора МГУ. Только хотим отметить, что в пятилетнем возрасте объяснить ребенку что робот - это машина, начиненная программами, невозможно. Детям в этом возрасте практически недоступны какие бы то ни было абстракции. И он формируется и познает мир не через логические объяснения, а через приобретение практических навыков, в особенности через игру и взаимодействие с другими - взрослыми и сверстниками. 

И кроме того, если посмотреть на масскультуру и проанализировать все огромное количество фильмов и мультфильмов о роботах, то окажется, что во всех них есть одна важная черта - они придают роботам особенную человечность и эмоциональность. Это люди зачастую показываются холодными и равнодушными, а роботы - добрые, милые, чувствительные. Так что к "романтическим" отношениям с  ботами детей сейчас активно готовят.

Добавим от себя еще один тезис. Чем больше ребенок взаимодействует с ботами, тем меньше он будет общаться с другими людьми в дальнейшем.

Уже сейчас есть исследования, которые показывают, что чем больше ребенок проводит за гаджетами (а мы понимаем, что гаджеты - это устройства для взаимодействия с теми или иными формами ИИ, пусть более простыми, но тем не менее), тем меньше он способен к взаимодействию с другими людьми. Живой человек  - он вообще труден. Он может быть в  плохом настроении, не слушать, обижаться, злиться. В процессе общения с людьми ребенок учится учитывать ДРУГОГО, понимать его, налаживать контакт.  Но это не только трудно. Глубокие и тесные отношения с человеком дают другому человеку ощущение полноты жизни. Общение с ботом гораздо проще, но расплатой за эту простоту станет одиночество и жизнь в лживой иллюзии о том, что коробка с проводами   - это живое существо. 


Источник: rvs.su

Комментарии: