УЧЕНЬЕ — СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ — ПРОСВЕЩЕНИЕ |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-03-04 18:00 За последние годы мы настолько привыкли скептически относиться к любым законодательным инициативам, которые пытаются протащить через Госдуму, что уже практически перестали надеяться на позитивные, полезные для населения решения от государственной машины. Любой новый законопроект у граждан ассоциируется с негативом: то пенсионную реформу проведут, то президента обнулят, то новый налог введут. Документ, в котором мы попробуем разобраться сегодня, не исключение из этого грустного правила. И, к сожалению, он коснется всех нас, вне зависимости от политических убеждений, профессии, увлечений или социального статуса. В ноябре 2020 года был инициирован Проект федерального закона №1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1057895-7), который призван дать точное определение такому аспекту образования как просветительская деятельность и создать для него механизмы государственного регулирования. В конце декабря Госдума приняла его в первом чтении, и совсем скоро состоится второе (изначально оно было назначено на 09.02, но срок внесения поправок продлили). Казалось бы, заявлены всего лишь три безобидных пункта, дополняющих основной закон об образовании: 1) понятие просветительской деятельности; 2) требования к организации этой деятельности; 3) необходимость одобрения федерального органа для заключения международных договоров в сфере образования. Но по предшествующему опыту мы прекрасно понимаем, что не бывает все так гладко, и необходимо как внимательно изучать сам документ, так и использовать навык чтения между строк. Во-первых, начнем с того, что сейчас образование в России делится на формальное (общее, среднее профессиональное, и т.д.) и неформальное. Для регулирования первого был создан Федеральный закон. Просветительство, оно же популяризация науки или неформальное образование, имеет принципиальное отличие. Его задача — повышать восприимчивость общества к науке, распространять научное знание и культуру среди широких масс. Например, в ЕС, Китае, ЮАР и Латинской Америке существуют специально выработанные нормы регулирования просветительской деятельности. В случае России привязка просветительства к закону об образовании приведет к ликвидации этой сферы как таковой: если лицензировать неформальное образование, оно попросту перестанет отличаться от формального. Во-вторых, при попытках регулирования просвещения неизбежно возникнет хаос: любой лицензированной образовательной деятельностью занимается Министерство просвещения (вопреки названию, оно призвано контролировать именно формальное обучение), а основными просветителями выступают ученые, деятельность которых регламентирует Министерство науки и высшего образования. Согласно закону о Российской академии наук, ей передана функция популяризации науки. Поправки будут напрямую противоречить существующим нормам. В-третьих, обновленный закон максимально усложнит и без того непростое международное взаимодействие в области науки. Любую конференцию, форум или научный проект, подразумевающий участие коллег из-за рубежа, придется согласовывать с властями. Это, кстати, очень усложнит (если не сделает невозможной) реализацию Стратегии научно-технологического развития и Национального проекта науки, заточенных на активное международное сотрудничество. Неудивительно, что первыми тревогу забили ученые, создав петицию на сайте Change. org. Ее авторы акцентируют внимание на том, что просветительская деятельность чаще всего носит характер волонтерства, а любые попытки ввести государственное регулирование и/или лицензирование приведут к тому, что она просто прекратится. У ученых-волонтеров не будет ни времени, ни ресурсов на согласование обучающих программ. Кроме того, под широкое определение просветительства могут попасть образовательные сайты, YouTube-каналы, подкасты и другие медиаресурсы. 14 января Президиум РАН присоединился к требованиям научного сообщества отменить законопроект, против поправок выступили все 1097 академиков. Также они обратились в РОИ (https://www.roi.ru/76545/), где запустили инициативу о снятии законопроекта с рассмотрения — здесь для голосования необходим личный кабинет на портале Gosuslugi. ru. Более того, даже само определение просветительской деятельности дано настолько широко и размыто, что полностью соответствует поговорке “закон — что дышло, куда повернешь — туда и вышло”. По мнению правового аналитика международной правозащитной группы "Агора" Станислава Селезнёва, при необходимости под него можно будет подогнать любую межличностную коммуникацию в России. А ведь это только содержание самих поправок. Вчитавшись же в следующий фрагмент пояснительной записки к законопроекту, мы ясно видим, насколько власть жаждет защитить и упрочить свое положение, а также что она готова пойти на любые меры ради закрепления существующего порядка. Естественно, здесь опять в игру вступает пугало, с которым так любят бороться российские чинуши — ужасные, опасные зарубежные разрушители скреп и шататели моральных устоев. “Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя”. По сути эта инициатива того же порядка, что и остальные сомнительные ”улучшения”, только масштабнее. Ввести ЕГЭ, превращая образовательный процесс в натаскивание на правильные ответы в тестах? Легко! Переписывать учебники по истории, устанавливать памятники Маннергейму и называть улицы именами белых генералов, при этом втаптывая в грязь достижения СССР? Запросто! А как насчет того, чтобы лишить людей возможности заниматься самообразованием и запретить им делиться знаниями друг с другом? Конечно, да! Это напоминает образовательные реформы, имевшие место еще в XIX веке. В 1820-х Николай I запретил крепостным поступать в средние и высшие учебные заведения, также были приняты законы, укрепляющие сословные начала в образовании. “Царизм принимал все меры для того, чтобы образование не распространялось в простом народе […] Крайне боясь (особенно после восстания декабристов) всех просветительных мероприятий, возникающих по общественной инициативе, царизм стремился не выпускать из своих рук требуемое временем “просвещение”, направлять его по нужному для себя руслу” (“История СССР. Т. 2. Россия в XIX веке” под ред. М. В. Нечкиной, 3-е изд. Госполитиздат, Москва, 1954). Ведь человек образованный и просвещенный — это человек думающий. Это человек, способный мыслить критически. А критическое мышление неизбежно приводит в тот или иной момент времени к размышлениям об устройстве существующей системы, о ее глобальной бесчеловечности, о собственном месте человека в этой системе — месте эксплуатируемого элемента, который власть имущие не задумываясь принесут в жертву, потакая своим желаниям, ради денег, в погоне за властью. Источник: www.roi.ru Комментарии: |
|