С начала ХХ века именно понятие «Другой» войдет в широкий обиход, но останется очень разнообразным в своих трактовках.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-03-12 03:36

Философия ИИ

С начала ХХ века именно понятие «Другой» войдет в широкий обиход, но останется очень разнообразным в своих трактовках. У Гуссерля это возможность отличия других сознаний от объектов, а у Сартра к этому добавляется еще и проблема объективации моего сознания со стороны других. Хайдеггеровское Das Man — это тоже «другие», но усредненные, безличные «люди вообще», существующие только как установка сознания. Присутствие Das Man в поле сознания хорошо заметно в высказываниях в духе «что люди-то подумают» и «не по-людски как-то». Мерло-Понти усложнит проблему Другого в феноменологии, обратившись к теме тела и «плоти». В версии Левинаса Другой превратится в радикальную инаковость, нечто, что не промысливается и не прочитывается вашим сознанием, поэтому такого Autre лучше переводить как Иной или Чужой (вплоть до коннотаций с чужим из фантастики, который как раз и отличается фундаментальной не-склонностью идти на контакт или какой-то диалог).

В диалоговой философии Другой тоже оказался весьма важен: например, у Бахтина и Бубера (в меньшей степени Гадамера): Другой — это «Ты» диалога, то место, где ваши слова обретают понимание. При этом стоит отметить, что у Бахтина в роли «Ты» подразумевается писатель или читатель, часто из другой эпохи или культурного контекста, а у Бубера, хотя в отношение «Я – Ты» может быть поставлено что угодно (у него есть яркий пример, в котором даже кусочек слюды может выступать в роли Ты), все-таки есть явное тяготение мыслить Другого как Бога откровения. Приблизительно в то же время (30-60-е гг. ХХ века) сформируется и концепция Лакана с ее различием (Большого) Другого и (маленького) другого, а чуть позже, явно под влиянием Лакана, Поль Рикёр предложит герменевтическую дихотомию между «ты-другим» и «всяким другим».


Источник: vk.com

Комментарии: