Понимают ли растения, что их едят?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Нейробиологи не знают, какая часть мозга (и мозга ли) отвечает за сознание. Философы спорят об определениях, а некоторые бихевиористы и вовсе отрицают наличие сознания как такового. Забавно, что при этом учёные легко утверждают, что у одних организмов оно присутствует, а у других нет.

Было бы куда проще, если бы понятие сознания неразрывно шло с самой жизнью. Но нет.

Объект может быть живым, но не обладать сознанием. Растения общаются между собой, учатся и принимают сложные решения, тем не менее, для появления сознания у них нет необходимых технических условий — мозга и центральной нервной системы.

Чтобы усложнить всё ещё больше, учёные придумали аргумент против физикализма — философского зомби. Эта гипотетическая сущность неотличима от человека за исключением того, что у него нет квалиа, способности ощущать. Подробнее о квалиа я рассказывала [https://vk.com/spacecompass?w=wall25442797_10852%2Fall|в предыдущем посте].

У философского зомби присутствует вся та же комплектация, что и у нормального человека, только вот сознания всё равно нет. Вывод отсюда простой, но приводит к тому, что называют “трудной проблемой сознания”: сознание не исчерпывается совокупностью физических и функциональных условий.

Пока мы не знаем, откуда сознание берётся в нас, можно ли с уверенностью утверждать, что растения им точно не обладают? Когда очередной агрессивный веган упрекнёт вас в безнравственности, вы знаете, что ему ответить)

Есть ещё философия панпсихизма, которая говорит, что не о чем тут спорить, и сознанием обладает каждая частичка физического мира. А недавно вот сделали робота с зачатками эмпатии, ещё более близкого к определению человека... Словом, подходов и идей много, но ответов они не дают.

Интересная абстракция — интенциональность, целевое поведение. Её считают центральным свойством человеческого сознания, и означает она направленность мышления и поведения на некоторый предмет.

Мозг является сложной динамической самоорганизующейся структурой и потому, предположительно, носителем сознания. Но если взглянуть с другой стороны, можно предположить, что носителем интенциональности всего живого является ДНК. У ДНК определённо есть цель, и именно она заставляет организмы функционировать соответствующим образом: выживать и размножаться.

Если мысль о том, что каждая клетка обладает интенциональностью звучит ещё не так безумно, идея наличия сознания у термостата окончательно всё запутывает. Это придумал Дэвид Чалмерс вместе с концепцией «натуралистического дуализма» (квалиа подчиняется фундаментальным законам физики, но при этом не является частью материального мира).

Он допускает, что сознание берёт начало в любой информационной системе. У термостата есть цель — поддерживать температуру, есть датчики восприятия, и есть программа, заставляющая его адекватно цели реагировать на изменения внешней среды. Получается, он обладает основными свойствами понимающего объекта.

Профессора, хитро выворачивая слова и смыслы, могут, пожалуй, доказать любую абстракцию. Аргументы будут красивыми, логически верными, даже если бесконечно далёкими от реальности. Насколько далёкими, проверить нельзя, иначе было бы не интересно.

С термостатом, конечно, странный пример, но он всё же показывает недостатки описательного подхода к вопросу сознания. И позволяет увидеть, что такое эмерджентность: множество параметров соответствуют требованиям, но при сложении всё ещё не дают нужный результат.

Биологию можно рассматривать как эмерджентное свойство законов химии, а химия, в свою очередь, — проявление эмерджентности физики.

В отличие от любого прибора, информационной системы, философского зомби и растений, человек ещё может совершать спонтанную деятельность: не только ту, что запрограммирована в нём на уровне кода, но и случайную. Например, по тем или иным причинам действовать не на благо своей цели, а вопреки.

Это можно свести к старой и банальной мысли, что человека отличает от всего прочего в мире иррациональность. Свобода воли — свобода принимать неправильные решения. Только иррациональность эта кроется не в таинственной душе, сердце или правом полушарии, а в самом сознании, той части человека, которая стереотипно представляется разумной и логичной.

...Но я лучше подожду результатов от нейробиологов, чем буду выбирать, какой не проверяемой гипотезе верить.


Источник: vk.com

Комментарии: