О ВИДАХ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ, ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЯХ И ОГРАНИЧЕННОСТИ ЛЮБЫХ ТЕОРИЙ |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-03-13 03:51 Итак, феноменологическое описание подразумевает описание и прояснение феноменов сознания, личных переживаний. На данном этапе мы не строим никаких моделей объяснения того, как эти переживания возникают, почему они именно такие или зачем они нужны. И даже если придумать объяснительную модель хочется, то любой такой попытке должно предшествовать крайне внимательное, подробное, многократно сверенное и обсужденное описание того, что мы собираемся объяснять. Или переопределять в некоторых новых категориях, не данных в личном опыте и в личном описании этого опыта самим человеком. Здесь можно остановиться на трех разных подходах: 1) принятие категорий описания, данных самим человеком, без любого добавления и изменения (описательная феноменология). 2) распределение описанных им переживаний внутри предложенной вами сети категорий, призванных дополнительно категоризировать и систематизировать данные опыта (категориальный феноменологический анализ). 3) попытка подложить под описанный опыт некоторую гипотетическую объяснительную модель, которая может быть бесконечно далека ото всего, что есть в самих переживаниях человека (не-феноменологическое описание психики, а не опыта, с помощью придуманных схем и моделей). В первом случае и контент, и язык его описания полностью принадлежат самому человеку. Во втором случае вы предлагаете ему некоторые категории, с помощью которых можно постараться прояснить или обобщить его переживания. В третьем случае вы используете рассказы человека, чтобы переопределить их – или переопределить описанные им переживания – как материал, позволяющий говорить о стоящих за ними механизмах, причинах, процессах. То есть феноменологические данные используются как материал для перехода в не-феноменологическую область. Например, человек сообщает вам о своих чувствах и мыслях, и вы говорите ему, что это результат бессознательного конфликта, или вызванного депрессией искажения когнитивной обработки информации, или проявление недифференцированности его представлений о себе. Все эти три толкования – это подложение гипотетической модели под описанные переживания. Или под саму речь и поведение человека. Феноменологические фрагменты собираются здесь для перехода к гипотезам о не-феноменологических явлениях. Причем чаще всего эти фрагменты толкуются типически, а не индивидуально, и никакого воссоздания личного мира и личных смыслов не совершается. Но пока оставим этот объяснительный подход как имеющий мало отношения к полноценной феноменологии. Остается два других: ограниченность категориями самого человека или предложение некоторого набора категорий, им самим прямо не использованных. Непосредственно зафиксировать рассказ самого человека, данный им на его языке и в его категориях – это одно. Распределить описанный опыт в категориальной сетке, предложенной вами извне — это другое. Второй вариант – это именно попытка переописания опыта, размещения описанного внутри некоторого базового набора категорий. Это то, что я делал и обсуждал в [https://vk.com/wall-200314958_262|последнем видео]. Предполагается, что это можно сделать без потери смысла и содержания переживаемого. В идеале, это своеобразное наведение порядка, попытка классификации или структурирующего прояснения. Однако это «наведение порядка» все равно представляет собой действие, основанное на нашей интерпретации, нашей классификации и систематизации. Классификация и систематизация сами по себе не являются прямым беспримесным взглядом, они уже включают некоторую интерпретативность, хотя и пытаются ее минимизировать и ввести в соответствие с предметом описания. Но отсюда всегда легко перейти к использованию нерелевантных опыту категорий и схем, когда любые переживания пытаются быть втиснуты в заранее заготовленную структуру и набор понятий. Поэтому ориентировочный набор категорий не стоит делать фетишем или догмой. В [https://vk.com/wall-200314958_237|20-й серии] мы подробно обсудили категории, выделенные в статье Элленбергера, в [https://vk.com/wall-200314958_262|21-й серии] я добавил к ним еще несколько категорий и постарался дать достаточно подробное описание опыта конкретного человека внутри них. Но всегда возможно встретить в себе или другом такие состояния и такой опыт, который не сможет быть описанным внутри ранее выбранного набора категорий. Например, категории времени и пространства могут перестать иметь какой-либо смысл в некоторых состояниях сознания. Как и наличие устойчивого я, или одного я. Или наличие каких-либо границ между предметами, понятиями или сознаниями. То же касается любых "категорий рассудка" или категорий эмоциональных. Таким образом, в феноменологическом исследовании у нас в самом широком смысле есть два подхода: мы можем либо следовать только личным описаниям человека, никак их не переописывая; либо мы можем пытаться распределять их внутри некоторого набора категорий, решая в каждом конкретном случае, насколько они релевантны опыту и насколько они вообще полны. Например, мы выделяем категорию времени и пытаемся объединить многие частные сообщения как описания опыта, содержащего в себе переживание времени. Это уже необязательно будет верным. Это уже интерпретативно нагружено. Хотя иногда кажется, что все совсем очевидно, но это ощущение очевидности — ваше переживание, которое самозаконно в самом себе, но необязательно означает совпадение вашего суждения с положением дел в мире. Важно понимать, что чем нетипичнее опыт другого человека, тем меньше могут подходить для его понимания даже самые общие и самые привычные категории. В психиатрии и клинической психологии мы с заведомо большей вероятностью, чем где-либо еще, будем иметь дело с некоторыми особыми переживаниями, состояниями, которые не могут быть легко и привычно истолкованы. Нужно быть готовым к тому, что в некоторых случаях все те категории, которые создают то, как вы мыслите, чувствуете, воспринимаете – совершенно не подходят для понимания и описания чужого опыта и чужого мира. Безосновательное распространение какого-то набора категорий и допущений вообще на всех людей – залог всех тех ситуаций искажающего непонимания, которое так распространено и в психиатрии, и за ее пределами. В этом смысле любая прочитанная вами литература – это только некоторый вспомогательный ресурс для мышления, воображения, прочувствования. Не стоит думать, что можно вооружиться десятком прочитанных книжек или статей и стать готовым для понимания и описания любого опыта других людей. Все эти книжки и статьи – и этот текст тоже – были написаны кем-то заведомо ограниченным его миром и его способами чувствования, воображения, мышления и письма, его опытом личных переживаний и взаимодействий с другими. Это всегда повод, набросок, элемент или ступень, а не полная картина, законченная теория, истина или догма. Скорее всего, никто не вместил в себя опыт всех остальных людей – актуальный и потенциально возможный – чтобы иметь полную картину хотя бы на феноменологическом уровне. Не говоря уже о той мыслительной категориальной сетке, которую такой человек должен был бы изобрести и которая могла бы помочь как-либо структурировать и описать этот опыт без искажений и упущений. Любые философские, психиатрические и психологические теории и размышления, которые вы можете встретить, всегда созданы конкретными людьми. Людьми, которые всегда ограничены собственным доступным для переживания миром, ограничены их локальными способами мыслить – или комбинировать слова и знаки. Сами эти теории и размышления обычно строятся по такому принципу: человек, живущий в своем локальном мирке, попробовал бургер в одном макдоналдсе своего городка, и потом решил написать книгу «О сущности вкуса человеческой пищи всех стран и времен». Человек, знакомый с предельно малой областью всего возможного опыта и переживающий его в заведомо замкнутом собственном мире, начинает рассуждать обо всем опыте вообще, обо всех мирах вообще, обо всех людях вообще. Это особенно касается той области, о которой мы здесь говорим: о возможном ментальном опыте, личных переживаниях, нетипичных состояниях психики и т. д. Люди, лично знающие вкус только местного чизбургера, причем как он дан именно им, читают книги и слушают слова, перетолковывая их в опять же собственных смыслах и категориях, и далее пишут свои книги и говорят свои слова – и называются специалистами по вкусу и сущности всех пищевых продуктов человечества. Сложно представить себе более неправомерное и более избыточное раздувание мнимой экспертности. Специфические традиции письма, чужие истории и поверья, неправомерные распространения своего опыта, наделенные смутными интерпретациями – и вот вы читаете очередной том по философии, психиатрии или психологии, где вся полнота психического уместилась в пять классификаций и триста унылых страниц. Чтобы не быть введенными в заблуждение, лучше заранее представлять все те ограничения, которым подвержена любая подобная литература и ее авторы, и воспринимать любые "философские рассуждения" или "научные теории" о психическом и человеческом как произведение одного человека или небольшой группы людей, которым была недоступна большая часть того, о чем они пытаются говорить. А та малая часть, что была доступна, все равно воспринималась, мыслилась и переживалась внутри их специфических и локальных категорий и установок – и описывалась внутри конкретного языка и конкретных локальных практик говорения и письма – которые так же представляют собой небольшой набор из всех возможных и редко открыто рефлексируются. Однако именно здесь и необходима открытая рефлексия, прямое заявление об ограниченности и неуниверсальности своего языка и своего доступного для проживания мира, изначальное определение своих позиций и предпосылок. В противном случае нам будут подавать фрагменты личного дневника, смешанные с субъективно воспринятыми чужими концепциями и утверждениями и помещенные в локальные правила мышления и письма – как некоторую тотальную теорию, полностью описывающую и определяющую свой предмет. Но, как можно понять, мир не исчерпывается вкусом чизбургера и вряд ли дан кому-либо во всей своей полноте. Поэтому любые теории и модели, во-первых, полностью завязаны на том, кто именно и внутри каких установок, допущений, способов мышления и смыслонаделения их сконструировал, а во-вторых, любые теории всегда учитывают и описывают только небольшую часть того, что обычно декларативно обещают описать полностью. И если сами авторы не обсуждают и не выявляют все эти ограничения собственного опыта, собственного языка, собственных способов мышления и письма, собственных локальных верований, позиций и ориентиров, то мы должны cделать это за них. И заодно признать их либо некомпетентными, либо недобросовестными – или же и теми, и другими сразу. Источник: vk.com Комментарии: |
|