"Нервные клетки не восстанавливаются" - избитая фраза, не отражающая реальные возможности восстановления мозга |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-03-30 01:30 Думаю, многие знакомы с выражением, уже ставшим расхожим: "Нервные клетки не восстанавливаются". Оно долго считалось незыблемой научной истиной, настолько плотно въевшейся многим в голову, что я, имея достаточно специфический канал, до сих пор регулярно натыкаюсь на непрошенные советы в духе: "Зачем лечить и реабилитировать ребёнка? Он же дурак. Дураком и будет". Но, во-первых, учёные изначально как раз не ставили под сомнение способности восстановления у детского мозга - считалось, что мозг не может восстановиться только у взрослых. Поэтому здесь любые дилетантские выводы в духе: "А зачем что-то делать?" всегда по своей сути были вредительскими. В том-то и дело, что если шла речь НЕ о нейродегенеративных заболеваниях с постоянным прогрессированием, борьба с которыми действительно похожа на сизифов труд, а о травмах и повреждениях в результате гипоксии, родов, инфекций и прочего, то восстановить или хотя бы улучшить состояние многих мозговых структур у детей всегда было возможно. А во-вторых, хочется отметить, что со второй половины двадцатого века наука стала всё больше получать доказательств насчёт того, что мозг, всё-таки способен к изменению и восстановлению на протяжении всей жизни, а не только в детстве. Так как же восстанавливается мозг? На самом деле у него сразу несколько способов это делать. Мозг может создавать новые нейроны, включать кортикальное переназначение, строить новые нервные пути и обрезать ненужные. Весь этот механизм называется нейропластичностью. Новые нейроны (нейрогенез) В мозге ребёнка и взрослого нейрогенез проходит не так активно, как у младенца, развивающегося в утробе. Но все же какую-то часть нейронов мозг всё ещё может создавать с нуля преимущественно в области гиппокампа. Связано это, по-видимому, с тем, что гиппокамп отвечает за долговременную память и пространственную ориентацию. В ходе жизни человек постоянно формирует новые воспоминания и встречается с новой местностью, в которой нужно уметь ориентироваться. Поэтому нейрогенез тут действительно может быть необходим, чтобы ЦНС могла справляться с растущим потоком информации. Но для выживания нейронам важно встроится в сеть, иначе они отмирают. Много нейронов создавать мозг не может. Но, судя по всему, это и не нужно, так как избыточный нейронный рост тоже не является хорошим явлением. Ряд исследований указывает на то, что в мозге детей с аутизмом на порядок больше нейронов, чем должно быть. Однако далеко не всегда это приводит к чему-то хорошему. Избыточные нейронные сети могут "перетягивать одеяло на себя", мешая развиваться другим группам нейронов. Поэтому у детей с РАС нередко получается, что в одном месте они могут демонстрировать прямо таки великолепные способности, а в других быть беспомощными. Кортикальное переназначение В мозге каждая группа нейронов назначена отвечать за конкретную функцию. Такие группы называются кортикальными картами. Их очень много и каждая отвечает за свой орган/навык. Если мозг получает повреждение (скажем, инсульт), нейроны в этой области, как правило, отмирают. Из-за этого человек может лишится, например, кортикальной карты, которая отвечает за левую руку - рука в таком случае просто перестает подчиняться. Однако со временем происходит постепенная передача функции управления левой рукой с группы повреждённых нейронов на неповреждённые участки по соседству - это и есть кортикальное переназначение. И рука начинает снова слушаться. Создание новых нейронных связей Нейроны отращивают связи между друг другом. Этот процесс называется синаптогенезом. По сути именно количество и качество нейронных связей определяет ум и способности конкретного человека, так как у всех в норме примерно одинаковое количество нейронов - около 86 млрд. Активнее всего синаптогенез работает у маленьких детей, так как им нужно быстро многому научиться. В отличие от процесса создания новых нейронов, синаптогенез активен на протяжении всей жизни потому, что на этот процесс прямо влияет обучение и выполнение какой-либо работы. Синаптогенез происходит по всему мозгу, поэтому практически всегда возможно хоть сколько-нибудь компенсировать нарушения в том или ином отделе ЦНС. Если человек что-нибудь делает, учится, то связи между нейронами, которые задействуются при выполнении этих задач, становятся каждый раз все крепче и совершеннее. Импульсы от нейрона к нейрону идут всё лучше. И мы можем наблюдать совершенствование какого-либо навыка, продвижение в развитии и в реабилитации после повреждения ЦНС. Кроме того, нередко получается так, что совершенствуя что-то одно, можно получить ускорение и в других навыках. Я думаю, многие слышали про то, что мелкая моторика и речь связаны друг с другом. Так вот, связаны они благодаря тому, что центры речи и артикуляции в мозге находятся в непосредственной близости с центрами управления движениями пальцев. Всякий раз, когда ребёнок совершенствует навыки управления руками, обучение непроизвольно "задевает" и находящиеся по соседству нейроны центров речи, заставляя его связи тоже расти. Конечно не единой мелкой моторикой жива речь, но бонус к запуску речи от неё действительно можно получить, особенно, если видно, что у ребёнка она плоха и нуждается в коррекции. Механизм синаптогенеза не работает только для редких генетических дефектов, связанных с некоторыми случаями аутизма и умственной отсталости, когда синапсы изначально формируются с дефектами. В остальном обучение, особенно тому, что плохо получается, неизбежно приводит к росту синапсов в незрелых или повреждённых областях мозга, улучшая его функционирование, а иногда и наделяя человека выдающимися способностями. Обрезка излишних нейронных связей Это, противоположное предыдущему, явление называется синаптический прунинг. Оно также крайне важно для обучения, хотя на первый взгляд и кажется: "Чего хорошего в уменьшении связей?" Синаптический прунинг оставляет из всех установленных связей только используемые и обрезает излишки. Это нужно, чтобы прокачивать и делать наиболее эффективными только те навыки, которые важны для выживания. А мозг за таковые считает те, что используются. ЦНС не делает связей "про запас", так как это, во-первых, неэффективно по энергозатратам. На содержание мозга уходит около 500 ккал/сутки - это около 25% всех калорий, которые ест человек в течение дня. Кормить то, что не приносит пользы, организм не видит смысла. Во-вторых, здесь такая же история, как с избыточным нейронным ростом - большое количество синапсов не равно хорошему качеству. Так, при некоторых случаях аутизма механизм прунинга не запускается (это должно происходить как раз в возрасте 1,5-2 лет). В результате мы имеем далеко не всегда эффективную кучу синапсов, которая может приводить к тому, что сигналы между нейронами будут слабее или могут рассеиваться, не достигая конечного пункта назначения, а ребёнок начинает демонстрировать соответствующие симптомы. С другой стороны и слишком сильная обрезка нежелательна - по ряду исследований именно она является причиной некоторых случаев шизофрении. Кстати, некоторые родители принимают то, что ребёнок что-то учил-учил и через какое-то время забыл за откат, хотя это может быть вовсе не он, а прунинг. У детей с особенностями развития это более заметно, чем у нормы, так как такие дети имеют плохое внимание и вследствие этого слабую память. Поэтому обучение занимает больше времени - их синаптические связи изначально медленнее формируются, нужно больше работы и периодическая прогонка пройденного материала, чтобы мозг не избавлялся от "бесполезной" информации. Поэтому, если вы иногда видите ситуацию, что ребенок, скажем, знал, что это красный цвет, а это зелёный, а через какое-то время без повторения забыл - не паникуйте. Очень вероятно, что это не откат, а просто намек на то, что нужно освежить малышу память. К сожалению, успешность и скорость восстановления зависит не только от занятий и личного вклада, но и от степени повреждений. Но в любом случае, скажем, плохое зрение всегда лучше, чем полная слепота. Способность передвигаться самостоятельно, пусть и на костылях, лучше, чем инвалидное кресло и зависимость от окружающих. Возможностей для восстановления у мозга на самом деле много. Так почему бы этим не воспользоваться? Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте! Вам могут быть интересны другие статьи по теме: Детский лепет: важная часть развития речи, которую многие упускают из виду Чего нельзя делать, если у ребёнка аутизм, алалия или другие нарушения развития? Можно ли преодолеть алалию и другие нарушения развития? Источник: zen.yandex.ru Комментарии: |
|