"Нервные клетки не восстанавливаются" - избитая фраза, не отражающая реальные возможности восстановления мозга

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Думаю, многие знакомы с выражением, уже ставшим расхожим: "Нервные клетки не восстанавливаются". Оно долго считалось незыблемой научной истиной, настолько плотно въевшейся многим в голову, что я, имея достаточно специфический канал, до сих пор регулярно натыкаюсь на непрошенные советы в духе: "Зачем лечить и реабилитировать ребёнка? Он же дурак. Дураком и будет".

Но, во-первых, учёные изначально как раз не ставили под сомнение способности восстановления у детского мозга - считалось, что мозг не может восстановиться только у взрослых. Поэтому здесь любые дилетантские выводы в духе: "А зачем что-то делать?" всегда по своей сути были вредительскими. В том-то и дело, что если шла речь НЕ о нейродегенеративных заболеваниях с постоянным прогрессированием, борьба с которыми действительно похожа на сизифов труд, а о травмах и повреждениях в результате гипоксии, родов, инфекций и прочего, то восстановить или хотя бы улучшить состояние многих мозговых структур у детей всегда было возможно.

А во-вторых, хочется отметить, что со второй половины двадцатого века наука стала всё больше получать доказательств насчёт того, что мозг, всё-таки способен к изменению и восстановлению на протяжении всей жизни, а не только в детстве.

Так как же восстанавливается мозг?

На самом деле у него сразу несколько способов это делать. Мозг может создавать новые нейроны, включать кортикальное переназначение, строить новые нервные пути и обрезать ненужные. Весь этот механизм называется нейропластичностью.

Новые нейроны (нейрогенез)

В мозге ребёнка и взрослого нейрогенез проходит не так активно, как у младенца, развивающегося в утробе. Но все же какую-то часть нейронов мозг всё ещё может создавать с нуля преимущественно в области гиппокампа.

Связано это, по-видимому, с тем, что гиппокамп отвечает за долговременную память и пространственную ориентацию. В ходе жизни человек постоянно формирует новые воспоминания и встречается с новой местностью, в которой нужно уметь ориентироваться. Поэтому нейрогенез тут действительно может быть необходим, чтобы ЦНС могла справляться с растущим потоком информации. Но для выживания нейронам важно встроится в сеть, иначе они отмирают.

Много нейронов создавать мозг не может. Но, судя по всему, это и не нужно, так как избыточный нейронный рост тоже не является хорошим явлением. Ряд исследований указывает на то, что в мозге детей с аутизмом на порядок больше нейронов, чем должно быть. Однако далеко не всегда это приводит к чему-то хорошему. Избыточные нейронные сети могут "перетягивать одеяло на себя", мешая развиваться другим группам нейронов. Поэтому у детей с РАС нередко получается, что в одном месте они могут демонстрировать прямо таки великолепные способности, а в других быть беспомощными.

Кортикальное переназначение

В мозге каждая группа нейронов назначена отвечать за конкретную функцию. Такие группы называются кортикальными картами. Их очень много и каждая отвечает за свой орган/навык.

Если мозг получает повреждение (скажем, инсульт), нейроны в этой области, как правило, отмирают. Из-за этого человек может лишится, например, кортикальной карты, которая отвечает за левую руку - рука в таком случае просто перестает подчиняться. Однако со временем происходит постепенная передача функции управления левой рукой с группы повреждённых нейронов на неповреждённые участки по соседству - это и есть кортикальное переназначение. И рука начинает снова слушаться.

Создание новых нейронных связей

Нейроны отращивают связи между друг другом. Этот процесс называется синаптогенезом. По сути именно количество и качество нейронных связей определяет ум и способности конкретного человека, так как у всех в норме примерно одинаковое количество нейронов - около 86 млрд. Активнее всего синаптогенез работает у маленьких детей, так как им нужно быстро многому научиться.

В отличие от процесса создания новых нейронов, синаптогенез активен на протяжении всей жизни потому, что на этот процесс прямо влияет обучение и выполнение какой-либо работы. Синаптогенез происходит по всему мозгу, поэтому практически всегда возможно хоть сколько-нибудь компенсировать нарушения в том или ином отделе ЦНС. Если человек что-нибудь делает, учится, то связи между нейронами, которые задействуются при выполнении этих задач, становятся каждый раз все крепче и совершеннее. Импульсы от нейрона к нейрону идут всё лучше. И мы можем наблюдать совершенствование какого-либо навыка, продвижение в развитии и в реабилитации после повреждения ЦНС.

Кроме того, нередко получается так, что совершенствуя что-то одно, можно получить ускорение и в других навыках. Я думаю, многие слышали про то, что мелкая моторика и речь связаны друг с другом. Так вот, связаны они благодаря тому, что центры речи и артикуляции в мозге находятся в непосредственной близости с центрами управления движениями пальцев. Всякий раз, когда ребёнок совершенствует навыки управления руками, обучение непроизвольно "задевает" и находящиеся по соседству нейроны центров речи, заставляя его связи тоже расти. Конечно не единой мелкой моторикой жива речь, но бонус к запуску речи от неё действительно можно получить, особенно, если видно, что у ребёнка она плоха и нуждается в коррекции.

Механизм синаптогенеза не работает только для редких генетических дефектов, связанных с некоторыми случаями аутизма и умственной отсталости, когда синапсы изначально формируются с дефектами. В остальном обучение, особенно тому, что плохо получается, неизбежно приводит к росту синапсов в незрелых или повреждённых областях мозга, улучшая его функционирование, а иногда и наделяя человека выдающимися способностями.

Обрезка излишних нейронных связей

Это, противоположное предыдущему, явление называется синаптический прунинг. Оно также крайне важно для обучения, хотя на первый взгляд и кажется: "Чего хорошего в уменьшении связей?"

Синаптический прунинг оставляет из всех установленных связей только используемые и обрезает излишки. Это нужно, чтобы прокачивать и делать наиболее эффективными только те навыки, которые важны для выживания. А мозг за таковые считает те, что используются.

Обратите внимание: количество нейронов практически неизменно. Зато сильно меняется количество связей.
Обратите внимание: количество нейронов практически неизменно. Зато сильно меняется количество связей.

ЦНС не делает связей "про запас", так как это, во-первых, неэффективно по энергозатратам. На содержание мозга уходит около 500 ккал/сутки - это около 25% всех калорий, которые ест человек в течение дня. Кормить то, что не приносит пользы, организм не видит смысла.

Во-вторых, здесь такая же история, как с избыточным нейронным ростом - большое количество синапсов не равно хорошему качеству. Так, при некоторых случаях аутизма механизм прунинга не запускается (это должно происходить как раз в возрасте 1,5-2 лет). В результате мы имеем далеко не всегда эффективную кучу синапсов, которая может приводить к тому, что сигналы между нейронами будут слабее или могут рассеиваться, не достигая конечного пункта назначения, а ребёнок начинает демонстрировать соответствующие симптомы.

С другой стороны и слишком сильная обрезка нежелательна - по ряду исследований именно она является причиной некоторых случаев шизофрении.

Кстати, некоторые родители принимают то, что ребёнок что-то учил-учил и через какое-то время забыл за откат, хотя это может быть вовсе не он, а прунинг. У детей с особенностями развития это более заметно, чем у нормы, так как такие дети имеют плохое внимание и вследствие этого слабую память. Поэтому обучение занимает больше времени - их синаптические связи изначально медленнее формируются, нужно больше работы и периодическая прогонка пройденного материала, чтобы мозг не избавлялся от "бесполезной" информации. Поэтому, если вы иногда видите ситуацию, что ребенок, скажем, знал, что это красный цвет, а это зелёный, а через какое-то время без повторения забыл - не паникуйте. Очень вероятно, что это не откат, а просто намек на то, что нужно освежить малышу память.

К сожалению, успешность и скорость восстановления зависит не только от занятий и личного вклада, но и от степени повреждений. Но в любом случае, скажем, плохое зрение всегда лучше, чем полная слепота. Способность передвигаться самостоятельно, пусть и на костылях, лучше, чем инвалидное кресло и зависимость от окружающих. Возможностей для восстановления у мозга на самом деле много. Так почему бы этим не воспользоваться?

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Детский лепет: важная часть развития речи, которую многие упускают из виду

Чего нельзя делать, если у ребёнка аутизм, алалия или другие нарушения развития?

Можно ли преодолеть алалию и другие нарушения развития?


Источник: zen.yandex.ru

Комментарии: