Духовная гипнотерапия: методология, методы, перспективы | Научно-исследовательский институт клинического гипноза |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-03-02 09:29 ДУХОВНАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Блинков А.Н., президент Национального общества гипноза РФ, директор НИИКГ, к.пс.н. Болсун С.А., клинический психолог Подгорный А.В., психолог Сафаров И.Ш., к.ф.н., PhD, психолог Приступая к описанию методологических основ выбранной области, мы осознаем сложность задачи. Словосочетание «духовная гипнотерапия» охватывает, пожалуй, наименее изученную область гипнотерапии, так же, как и наименее изученную современной психологией и психиатрией существенно субъективную, духовную сторону жизни человека. Эта область очерчивает многомерное пространство — теоретическое и прикладное, философское (антропологическое и мета-антропологическое) и практическое – психологическое и психотерапевтическое. Её рождение подготовлено предыдущей историей развития помогающих отношений, а сам факт её появления указывает на настоятельную потребность в её разработке. Область исследования духовной природы человека для гипнотерапевтической помощи, как любая область науки, имеет свой структурный и содержательный цикл развития, и протекает во времени при участии большого количества исследователей и практиков. Значит, она предполагает кропотливую методологическую и практическую работу. Поэтому на данном этапе нужно составить важное методологическое соглашение. Все авторы данных строк имеют клиническую подготовку. Мы практикуем в разных областях поддержания и умножения душевного здоровья человека, и пользуемся различными методами гипнотерапии в едином позитивном ключе. Следуя за основателями позитивной психологии М.Чиксентмихайи и М.Селигманом, и традициями НИИ Клинического Гипноза (далее НИИ КГ), мы хорошо осознаём разницу между объёмом мирового научного знания в психологии и психотерапии, основанного на клинических исследованиях, и объёмом теоретического и практического знания о человеке, основанном на его глубинной духовной природе. Духовная природа человека, согласно свидетельству философов и мистиков, обладает колоссальным потенциалом роста и изменения личности. И активное проникновение современной гипнотерапии в это многомерное пространство совершенно очевидно. Однако традиционным научным гипнотерапевтическим школам мира, основанным на классической науке начала-середины 20 века, сложно предложить обобщенное описание психосоматической структуры и функций духовно-психологической природы человека начала 21 века. Научная парадигма за последние 100 лет изменилась радикально, и продолжает меняться. Однако она плохо ассимилируется консервативными научными школами человекознания. Учитывая то, что очерченная в заголовке область находится в самом начале научного развития и становления, необходим методологически более корректный подход к данному очерку. Мы предлагаем назвать текущий этап развития духовной гипнотерапии духовно-ориентированной гипнотерапией. Договоримся о том, что в духовно-ориентированной гипнотерапии стоит различать три составляющих: Конкретную духовную и психологическую основу – мироощущение (опыт бытия) с соответствующим ему мировоззрением (осознанным теоретическим конструктом), на основе которых выстраиваются самоидентичность, структура и функции гипнотерапии Цели и задачи духовно-ориентированной гипнотерапии Практические средства и инструменты, методы для осуществления духовно-ориентированной гипнотерапевтической работы и для её исследования Поскольку данная глава посвящена не столько клинической, сколько духовно-ориентированной гипнотерапии, даже там, где уместно писать «пациент», мы используем «клиент». Это ещё раз подчёркивает большую ответственность клиента в духовно-ориентированной гипнотерапии, и большую самостоятельность в сравнении с традиционной пассивной позицией пациента клиники. К концептуальным основам духовно-ориентированной гипнотерапии Когда сознание беспокойно, возникает множественность вещей; когда сознание обретает покой, множественность исчезает. Ashvaghosha. The Awakening of Faith (Капра Ф. «Дао физики») Теория и методы современной гипнотерапии в основном базируются на медицинских, нейробиологических и психофизиологических теориях. Эта основа знания в гипнологии занимает базовое положение, и безусловно необходима[1]. Так обстоит дело и в большинстве известных видов классической психотерапии, а также в современных методах помощи, доказывающих свою эффективность с применением статистических методов. Очевидно, что в психотерапии до сих пор за эталон научного мышления принимается естественнонаучное мышление и картина мира на основе физики и биологии первой половины 20 века. Выход за их пределы хранителями классических школ воспринимается крайне негативно. Надо отдать должное современной нейробиологии и смежным дисциплинам, где появляется огромный объем новых знаний о работе мозга, ЦНС, мышления, эмоций и поведения человека. На этом фоне и методы психотерапии, в частности гипнотерапии, умножаются в количестве, комбинируются. Однако, при появлении неклассических находок, исследователи и практики склонны к редукционизму. Они продолжают придерживаться психофизиологии видов внимания, сочетанной работы различных зон мозга в гипнозе и гипнотических состояний сознания. В литературе трудно найти завершённое, связное и практичное описание психосоматики и психофизиологии субъективной жизни в норме и патологи. Сложно сослаться и на описание целостной духовно-философской картины развивающегося субъекта. Трудности сохраняются и в области психологических интерпретаций функционирования личности во время гипноза и в измененных состояниях сознания (ИСС[2]). Исследователи в своих выводах ограничиваются условными допущениями и договорённостями внутри отдельных психологических школ и традиций. Так, договорённость об общем содержании понятий сознания, бессознательного и подсознания всё ещё — дело будущего. В большинстве школ гипнотерапии вообще нет нужды в целостном описании личности, сознания и деятельности, и они ограничиваются в своей работе клиническими задачами и тонкостями методов. Не лучше обстоят дела в отношении понятия «души» — собственно предмета науки — и в самой психологии: «встречи психологии и души, возможно, регулярны, но слишком кратковременны, чтобы не сказать мгновенны, и не оставляют в душах психологов видимых следов.»[3] Обращение к конкретным религиозным конструктам показывает их метафоричность, культурную и историческую обусловленность и фрагментарность. Их невозможно привести к общему знаменателю с научными представлениями, как и с духовным опытом иных культур. Этимологическим корнем слов «психология» (psychology), «психотерапия» (psychotherapy) является греческое слово «psyche», которое переводится как душа, бессмертная часть личности, ум, дух, дыхание[4]. Таким образом, духовно-ориентированная гипнотерапия как область психотерапии необходимо связана со знанием духовной психологической природы человека. Человек духовный, с одной стороны, это — сложная самоорганизующаяся, саморазвивающаяся и самосознающая естественная система, и её можно изучать «снаружи» — через её социокультурные и поведенческие проявления. С другой стороны, человек – субъект своих переживаний, и интроспективно он также — сложное многомерное целое, самосознающая себя «изнутри» живая духовная личность. Если границы традиционного психологического исследования личности обозримы в рамках выбранной исследовательской концепции, то границы субъективного, в том числе духовного самоисследования и само-осознания человека определить на данный момент проблематично. Целостное научное представление принципиально субъективной системы, при существующем разнообразии школ, понятий и методов исследования сознания и личности, и обилия видов психотерапии, задача очень непростая. Традиционная монополия в отношении внутреннего мира человека со стороны религий в данной исследовательской ситуации нуждается в пересмотре. Общая религиозная мифология в части духовной и мистической природы человека, а также его связи с миром духа невообразимо сложна. Упрощенное её перечисление включает антропологическую и метаантропологическую части, а также формы существования абсолютного духа и духов природы внутри сложной структуры космоса. Требования к целостности знания делают необходимой работу по их философскому и научному методологическому переосмыслению в текущем контексте. Традиционное в классической психологии и клинической психотерапии представление о человеке давно вызывает методологические трудности, особенно в части человека духовного. Уже более 100 лет человек изучается с позиций стороннего наблюдателя, так сказать, «снаружи», с сильным акцентом на изучении поведения. Поведенческие науки часто заявляют, что не нуждаются в субъективности, и держатся вероятностных методов и строгих алгоритмов исследования, заимствованных из статистической физики. Надо сказать, что эти исследования всё же находятся в общем эволюционном направлении наук, и хорошо согласуются с западной медициной. Однако, с философских позиций, упрощение работы сложных сознательных живых организмов до их биологии и поведения характеризуется как редукционизм или атомизм. Оно сопровождается утратой знаний о свойствах целого, о важных свойствах сложной сознательной целеориентированной системы. Так, в отечественной психиатрической практике, иногда под страхом обвинения в непрофессионализме, докторам запрещается даже психологизация феноменов, что подменяет системную картину целостной динамики личности (в том числе – её расстройств) её физиологическими проявлениями и симптомами. Субъективность человека, побывавшего у психиатра, отметается как безоговорочно неверная и патологичная. Также пренебрегают субъективностью, несмотря на тесную связь с моделями сложных динамических систем, и современная нейробиология, и психофизиология, и когнитивные науки. А между тем, гносеологический принцип описания работы сложных естественных систем состоит в том, что «адекватное представление естественной системы возможно лишь через систему, сравнимую с ней по сложности»[5]. Это означает, что сложную самосознающую духовно-ориентированную систему человеческой личности может адекватно описать лишь другой когнитивно состоятельный духовно-ориентированный человек. Опыт исследователя человеческой личности, его компетентность и личная сложность должны быть соотносимы с опытом и сложностью обследуемого. Обращаясь к нашей теме, духовно-ориентированным гипнотерапевтом может быть только самосознающий и практикующий духовное самоисследование профессионал[6]. Необоснованное сведение сложного к простому не прижилось в гуманистическом направлении психотерапии, которое стало альтернативой редукционизму классического психоанализа З.Фрейда. Так, например, Милтон Эриксон в своей гипнотерапии избегал точных определений и использования авторитетных методов исследования, принятых в естествознании и поведенческих науках США. Избегание упрощений вынудило и других психотерапевтов искать пути качественного описания и исследования одного случая (case study). Например, принципиально важно адекватное описание смыслоориентированного человека, меняющегося вопреки гомеостазу, выживанию и социальному мнению. На пути субъективно-ориентированных методов помощи (транс-ориентированных, интроспективных), таким образом, находятся трудности теоретического и методологического характера. Смысловое и духовное составляют относительно самостоятельную область, и их нельзя сводить ни к высшим эмоциональным, ни к высшим интеллектуальным проявлениям. В поисках общего научного описания человеческой психики психология и поведенческие науки прошли этап интереса к поведению и эмоциям, и к 70 годам 20 века Американская Психологическая Ассоциация официально приняла концепцию человека мыслящего (справедливо упомянуть, что российская психология начала 20 века занималась, прежде всего, мышлением). Все последние достижения психологии и психотерапии по-разному объединяют в себе эмоционально-физиологическое, интеллектуальное, волевое и поведенческое проявления человека. Дальнейшая проработка этих составляющих, скорее всего, будет сближать виды психотерапии между собой. Так когнитивно-поведенческий подход, современный психоанализ, гипнотерапия и гештальт-терапия связывают указанные компоненты между собой. Однако они не пересекают границу между поведением, мышлением, эмоциями – с одной стороны, и духовностью – с другой. Их методологии для этого не готовы. Духовность как неотъемлемое свойство (философски — атрибут) человека сопряжено с его ценностно-смысловой сферой, пронизывающей культуру, социальные договорённости, науку и религию эпохи. Этот полюс духовности ближе к самосознающей субъективности, к смыслу жизни, к её нематериальному содержанию, к процессу субъективного самостановления и самоосуществления, к способности проникать реальность необусловленным вниманием и даже математикой, и переживать её постижение. Именно эти проявления связывают чаще с сознанием – общим и индивидуальным. Исследователям области духовной жизни и сознания[7], переживающей в 21 веке революционные перемены, нужно решить задачу связи духовного и материального[8]. Сознание и бессознательное также выражены в творческой активности человека, в его высших проявлениях[9]. Творчество освобождает человека от рутины, и возвращает его к духу, преобразуя и предыдущий полюс – сферу ценностей, культуры, наук и религию. Таким образом, творчество охватывает собой и материальную, и нематериальную стороны жизни человека, его сознание и бессознательное, являясь универсальной (даже системной) характеристикой деятельности человека духовного: «Творческий, созидательный потенциал бессознательного колоссален. И одним из главных подходов в гипнотерапии является как раз пробуждение процессов в бессознательном, ведущих к трансформации всего человека, развития его для перехода на какой-то иной этап его жизни – более высокий, нежели тот, на котором он находится сейчас»[10]. Гипнотерапия, оперируя сознанием и бессознательным, влияет на широкий диапазон субъективных переживаний. Она избирательно формирует осознанность и замешательство, использует диссоциативные феномены, постгипнотические внушения и амнезии, регрессионную работу с прошлой травмой и психосоматикой, модифицирует поведение и переносит сознание субъекта в неосознаваемое будущее. Её влияние на человека огромно и реально. Это влияние во многом совпадает с универсальным влиянием творчества на жизнь, что подтверждается работой мастеров визуализации (по сути — гипноза). Вера в силу связи сознания и бессознательного, в самоорганизацию личности и эффективность самогипноза, открытость новизне в процессе направленного преобразования личного опыта действительно делают чудесные перемены и открытия. Однако разные, иногда прямо противоположные методологические подходы психотерапевтов к духовной природе личности человека ведут к разным стратегиям терапевтических интервенций, а значит и к разным, подчас противоположным результатам терапии[11]. В этой ситуации науке помогающих отношений необходимо увидеть духовного, творческого, осмысляющего человека, способного к процветанию благодаря своей гениальности, творчеству и практичности. Первой серьёзной заявкой в развитии научной духовно-ориентированной психологии можно считать становление Международной Ассоциации Позитивной Психологии[12]. Ей предшествовала ярко выраженная в 20 веке, и лавинообразно растущая сейчас проблема поиска смысла. Она вышла как за пределы религии, так и за рамки психиатрической науки[13]. Материалистическая стратегия последовательного удовлетворения иерархии потребностей человека – от так называемых базовых (еда, кров, безопасность, секс, общение) до высших (эстетических и самореализации) — оказалась необоснованной. Самореализованными становятся совершенно небогатые люди, живущие в скромных условиях. Среди них – духовные учителя Востока: Индии[14], Тибета, Непала. Самореализованными становятся и такие состоятельные люди, как Стив Джобс, любимой книгой которого была «Автобиография йога» П.Йогананды – просветлённого индийского учителя. Западным выражением утраты смысла жизни, и стремления к его обретению смысла стал так называемый кризис духовного роста (Р.Ассаджиоли), а также особый класс немедицинских «ноогенных неврозов» в странах со средним и высоким достатком. Автор последнего термина, философ-экзистенциалист и психиатр В.Франкл ссылается на исследование причин суицидов у американских студентов, «которые пытались покончить с Источник: rushypnosis.ru Комментарии: |
|